истокклеенка

баннер-жилстрой   баннер-дракоша66   баннер1111


баннеролимпgif

     

 

Главная \ ИНТЕРВЬЮ \ Епископ Иоанн: «Когда люди собираются вместе и молятся, то стучатся не в двери чиновничьих кабинетов, а к Господу. А это действует сильнее всего»

Епископ Иоанн: «Когда люди собираются вместе и молятся, то стучатся не в двери чиновничьих кабинетов, а к Господу. А это действует сильнее всего»

« Назад

08.12.2017 11:51

Вторую неделю православные живут в особом режиме жизни – начался Рождественский пост. Это время для каждого верующего наполнено особенным содержанием. С одной стороны присутствуют определённые ограничения в духовном и телесном плане. С другой – в душе каждого православного в это время теплится искорка предвкушения Великого Праздника. И тем сильнее она разгорается, чем ближе к Рождеству Христову и чем тяжелее нести самовольно наложенную ношу воздержания. И довольно символично, что именно в это непростое предпраздничное время в Москве прошёл Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, в работе которого принял участие епископ Воркутинской и Усинской епархии Иоанн. А незадолго до этого его преосвященство пообщался с журналистами портала УН.РФ. Темой беседы стали совсем не праздничные вопросы, которые, вполне возможно, в гораздо более обобщённом формате обсуждались «в кулуарах» и участниками Собора, ведь они актуальны не только для нашей епархии.

1

– Ваше преосвященство, развитие православия на территории Усинского района началось в сёлах. Второе дыхание православие на усинской земле получило, как и везде, с концом советской системы. В конце девяностых восстановили первый сельский храм – в Усть-Усе, затем построили храмы в городе, стали появляться церкви в других сёлах. Но сельские церкви большую часть времени пустуют. Ни в одном из сёл района нет постоянно живущих там священнослужителей. А ведь в дореволюционное время, до начала гонений на церковь, священник в деревенской общине был одним из ключевых, системообразующих, элементов. Вы видите в этом какую-то проблему, как оцениваете данное положение вещей? Необходимо ли в существующих обстоятельствах усиление роли церкви в жизни сельчан?

– Конечно, лучше, если священник живёт в селе, находится постоянно рядом со своими прихожанами. Но это не панацея. Большой вопрос в том, каков этот священник и как он несёт своё служение. Можно привести две крайности. Первая, когда священник вроде и живёт в деревне, и служит, но пользы от него – ноль. Другая – священник живёт в другом населённом пункте, регулярно приезжает, усердно старается, и приход живёт активной жизнью.

Нехватка духовенства – это объективная общая проблема Церкви. Но решая эту проблему, нельзя зацикливаться на количественной её составляющей. Проводя аналогии с армией, для выполнения боевой задачи важно не только, сколько в подразделении человек, но и кто как умеет стрелять. Часто, когда священника направляют в сельский район, он даже не понимает до конца, с какими трудностями бытового и психологического характера ему придётся столкнуться там. Он приезжает в какой-то медвежий угол, а там из прихожан две бабушки, средств не то что на развитие прихода, на создание элементарных условий для совершения служения нет. И здесь довольно легко прийти в уныние. Не у многих духовной силы достанет понять, что приход может начаться и с двух человек – самого священника и одного прихожанина. Самое главное для священника в такой ситуации – надо служить. Храм в селе или городе существует не для того, чтобы улучшить там общественную ситуацию, а чтобы Богу служить.

Вот взять в пример одно из усинских сёл. Батюшка молодой, активный, служит исправно, общается с прихожанами, органами управления. Но на ситуацию в селе это никак в целом не влияет, он пытается как-то сельчан расшевелить, а они не реагируют. Очень трудно до них достучаться.

Это не только этого села касается. Где-то ситуация лучше, где-то хуже, но в целом достаточно типичная. Я в этом году дважды в других усинских сёлах бывал. Там заранее объявляли, что владыка приезжает. Предлагали встретиться, обсудить, может мы чем-то можем помочь. Но реакции людей – ноль. Их больше волнуют экологические вопросы, которые сейчас на слуху.
Хотя храм стоит в селе отличный – заходи, служи и молись. Но не надо им это, получается.

Что делать? Главное, чтобы, в храме, если он в селе есть, регулярно проводились службы, и чтобы он был чаще открыт для людей, даже если священника нет. Ведь когда в храме службы проходят постоянно, а не время от времени, человек может прийти в церковь, когда испытывает в этом острую необходимость, или просто зайти, чтобы поставить свечку.

dsc_0346-1024x680.jpg

– Но есть в Усинском районе другой пример. Нельзя сказать, что в той же Усть-Усе, где службы проходят каждое воскресенье и по праздникам уже много лет, за это время значительно выросло число прихожан…

– В Усть-Усе какая-то странная, выпадающая из общих правил, ситуация. Службы там проводятся регулярно, возможность общаться со священником обеспечена. Но количество прихожан для такого большого села действительно маленькое. Почему так – надо разбираться.

 Обычно, в таких отдаленных сёлах, если затеплится церковная жизнь, появится пусть небольшая, пусть в два-три человека православная община, начинаются совместные молитвы. Дальше всё это развивается по нарастающей… Даже если такие молитвенные собрания проходят без присутствия священника, это имеет очень большое значение. Ведь не зря сказано, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». А если даже самый распрекрасный храм стоит, наполненный самой лучшей утварью, но нет в нём человеческой молитвы – результата не будет.

Совершенно противоположная ситуация, например, в поселке Озёрный, что под Печорой. Там ведь нет никакой большой истории, как в Усть-Усе. Гулаговский посёлок в прошлом, храма даже нет. Но собрались несколько человек, организовался костяк православной общины, выпросили у администрации домик для собраний, началась молитвенная жизнь. В месяц-полтора приезжает туда батюшка, служит с ними молебен, причащает, по домам ходит. Люди сами собрались и за год с лишним почти построили храм, сами, без всяких спонсоров. Это идеальный вариант, когда внутренняя потребность людей и молитвенная жизнь приносят такой результат. Священники там поменялись, и даже не в батюшке дело, а в том, как люди сами живут, хотят, верят, обращаются к Богу.

– И всё-таки вернёмся к кадровому вопросу, насколько он остро стоит для возглавляемой Вами епархии?

– Всё познаётся в сравнении. В Сыктывкарской епархии священнослужителей сейчас в четыре раза больше, чем в нашей. Хотя по площади она примерно одинаковая с Воркутинской. Да, священнослужители по своим человеческим качествам, повторюсь, тоже разные бывают… Однако набрать достаточное количество сторонних священников миссионерского склада характера – очень проблематично. Я склонен в этом вопросе больше делать упор на местные кадры – воспитывать будущих священнослужителей для местных приходов из мальчишек, которые проявляют интерес и имеют тягу к православию. Готовы помогать им всячески, даже материально, скажем, для поездки в семинарию. Или будем набирать среди взрослых воцерковлённых мужчин, которые подходят по канонам. Если претенденту лет 55 или больше – ещё проще, ему даже учиться не нужно, лишь бы он умел читать по-церковнославянски и прошёл необходимую практику при алтаре.

dsc_0376.jpg

– Отсутствие духовных авторитетов и нравственных ориентиров многие называют одной из основных болезней общества. Немало людей в стране, которые одну из ведущих ролей в процессе решения этих вопросов отводят Православной Церкви. И в этом ключе у священнослужителей есть две полярные позиции: одни считают, что каждый священник должен «стучаться в двери и нести Слово Божие», предпринимать активные действия. Другие – что «кого Господь приведёт в храм, того и достаточно». Вам ближе какая из двух приведённых стратегий поведения?

– Опять акцентирую: главная задача священника – это проведение богослужений в храме. Но и вторая, как вы выразились, «стратегия» тоже очень важна. Когда Господь отсылает апостолов в разные страны нести Слово Божие, он так и говорит: «Шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа и учаще их блюсти вся…». То есть глагол «шедше» и говорит о том, что надо двигаться, а не сидеть на месте. На любом уровне, неважно в городе, селе или тундре, священник должен быть в какой-то степени миссионером.

– Здесь уместно вспомнить, что развитие северных территорий в Приполярье и в тундре началось в 18-19 веках, по большому счёту, с христианизации местного населения. Нет ли в настоящее время, на ваш взгляд, необходимости повторной волны активной миссионерской деятельности?

– Безусловно, есть. И когда мы недавно обсуждали важность окормления коренных народов в тундре, я пришёл к выводу, что одним из важнейших элементов этой миссионерской деятельности там должно стать укрепление православия здесь, на Печоре. Если бы в своё время коми-ижемцы не приняли православие, миссия среди ненцев была бы безуспешной. Ведь православные коми во многом стали для своих соседей с севера примером. И, вернусь к сказанному, обязательно нужно менять ситуацию, которая сложилась в Щельябоже, Мутном Материке, других деревнях и сёлах. И современные коми-оленеводы, православные из них, тоже должны быть примером для представителей других народов.

В Воркуте с помощью двоих местных жителей, отца и сына, мы уже налаживаем работу с местными оленеводами. Отдельно стоит отметить, что новое миссионерство должно быть очень тесно увязано с профессиональной деятельностью коренного населения, потому что для ненцев оленеводство не только средство пропитания, но основа их жизненного уклада. В усинских сёлах будем двигаться в этом же направлении.

a0f7n5socro.jpg 

Вообще можно сказать, что цивилизованная жизнь на Севере исторически возникла на основе христианской миссии. И я бы сделал такой вывод: по мере угасания жизни христианской здесь неизменно будет угасать и жизнь человеческая.

– Скажите, а в связи с этим возможно ли в сёлах проведение богослужений на коми языке? Ведь так всё происходящее во время литургии будет значительно понятнее сельским прихожанам.

– Это весьма проблематично. Да, переводы церковных книг на коми язык существуют. Но понимать богослужение от этого местные коми лучше не будут, поскольку перевод осуществлён на зырянский диалект, а они разговаривают на ижемском диалекте. С ненцами та же проблема. Есть переводы на литературный ненецкий язык, но в разных частях тундры коренное население разговаривает на его диалектах, в значительной степени отличающихся как друг от друга, так и от литературного языка. Некоторые предлагают сформировать некий общий диалект, который будут понимать все, а потом ему обучить людей. Но дело это очень трудоёмкое и не одного дня. Если так, то это задача не Церкви, а министерства национальностей и образования на несколько десятилетий. И, по большому счёту, это повторение пройденного.

Чтобы максимально приблизить человека к происходящему во время богослужения, некоторые его фрагменты, например возгласы, очень уместно говорить на коми языке. Или же части Евангелия можно сначала читать на церковнославянском, а затем на коми. Идти по принципу привыкания.

b3xwmjzf_xe.jpg

– А Вы сами учите коми язык?

– Начинал понемножку, но пока дело встало.

– Единственное село в Усинском районе, где существующее здание храма используется не по назначению – Усть-Лыжа. Храм посвящён апостолу Филиппу, таких не только в нашей стране, во всём мире – единицы. Храм построен на средства прихожан, не государства. И по всей территории района храмы восстанавливаются, строят даже там, где их не было. А в Усть-Лыже ничего не меняется…

– Да, я в курсе этой проблемы. Знаю, что в своё время этим занимался епископ Питирим, но поскольку здание занято социальным объектом, результата не последовало. Как быть? С одной стороны есть федеральный закон, предписывающий передать здание Церкви. Но в комментариях к закону сказано, что если здание занято социальным объектом, вопрос должны решать органы местного самоуправления и субъекта федерации. Но денег в бюджетах на то, чтобы перевести клуб в другое здание, нет, и ситуация тянется дальше.

– Там уже сельчане некоторые собираются поставить часовню. Понятно, что если часовня появится, здание храма никто уже не передаст Церкви…

– Нет, одно с другим совершенно никак не связано. Напомню, есть требования федерального закона и они должны выполняться. Мы это так не оставим. Я, естественно, буду обращаться и в органы власти и в церковные инстанции по этому вопросу.

– Такое ощущение, что чиновники заняли просто выжидательную позицию. Не любят они, очевидно, когда их подгоняют «снизу»…

– По Денисовке ведь после того, как пообщались на месте с руководством города и сельчанами, нашли решение, пусть и временное. Там тоже ситуация непростая, храма не было никогда. Будут строить социальный объект и попутно можно будет выделить средства, чтобы для начала поставить хотя бы балок для молитвенного дома. Но в другом отдалённом углу района, где Акись и Усть-Лыжа, тоже ведь нет зданий для религиозных нужд православных.

Да, и что касается усть-лыжинского клуба. Часто чиновники любят придавать глобальный вид своим строительным преобразованиям и проектам. Там нужно не огромное здание с колоннами, как ДК железнодорожников в Печоре. Для досугового центра достаточно небольшого здания, за довольно приемлемую для бюджета цену. Но в конечном итоге, важно, чтобы люди сами определили, что для них более значимо.

Но самое главное во всей этой трудной ситуации, что там нет общей молитвы. И если часовня в Усть-Лыже появится, у сельчан, которые испытывают в этом потребность, будет место, где совершать общую молитву. Пример того же Озёрного показывает, что когда люди собираются вместе и молятся, то стучатся не в двери чиновничьих кабинетов, а к Господу. А это действует сильнее всего. В общем, надо чтобы там была духовная жизнь.

4rkujfcsnxe.jpg

– Давайте немного поговорим о другом – о православии и молодёжи. Влияние Церкви на формирование подрастающего поколения – тема, которая болезненно воспринимается и частью родительской общественности, и многими педагогами, и даже (почему-то) теми, кто принципиально решил детей не иметь. Почему так – вопрос сложный, многоплановый и требует отдельного рассмотрения. Сейчас не о том. В нашем регионе православная Церковь работу с молодёжью ведёт не один год (её эффективность – тоже момент дискуссионный), но можно, к примеру, вспомнить, что в Усинске в 2005 году проводился масштабный молодёжный форум. В прошлом году подобное мероприятие проходило в Воркуте. Планируется ли нечто подобное для Усинска?

– В ближайший год вряд ли. Епархия молодая, нам надо, чтобы начинания в этом направлении уже как-то развились, окрепли. Прямо скажу, прошлогодним мероприятием я остался не очень доволен. Нужно сначала воркутинский съезд вывести на должный уровень, а потом уже будем говорить о чём-то подобном в Усинске.

ShXItOa_wN4

– Как вы оцениваете взаимодействие, которое в пределах епархии налажено между Церковью и государственной (или муниципальной) системой образования? И есть ли в целом в этом, на Ваш взгляд, необходимость?

– В каждом районе, городе и селе по-разному. Даже в одном городе в разных школах – всё не однозначно. Всё зависит, по большому счёту, от директоров школ, а порой и конкретных педагогов. Да есть те, кто создаёт условия для такого взаимодействия, но немало и открыто ему препятствующих. Причины в последнем случае разные. Есть педагоги ещё советской «закваски», «исторически» не принимающие Церковь. Немало в учительской среде и опасающихся потерять авторитет в глазах школьников и видящих в священниках конкурентов. Или... Ведь не секрет, что и в Усинске есть педагоги, которые стоят на сектантском пути. Например, те же Свидетели Иеговы. Их деятельность сейчас в России запрещена. Но их отдельные адепты пытаются оказывать влияние на подрастающее поколение, не пропагандируя своё, а просто не допуская детей к православию.

vvhcy9vnvxs.jpg

У нас всё есть для того, чтобы взаимодействие с системой образования развивать. Облегчает дело тот факт, что между Русской Православной Церковью и Министерством образования России давно уже подписано соглашение о сотрудничестве. Этот документ определяет отношения Церкви и Школы, открывает священнослужителям двери учебных учреждений для встреч с детьми во внеурочное время. И как бы на местах ни препятствовали отдельные чиновники от образования, их действия идут вразрез с федеральной линией и позицией министерства. В своё время минобразования региона спустило на места конкретную директиву – продвигать в школах преподавание «Основ религиозной культуры и светской этики». О преподавании предмета «Основы православной культуры» речь не шла. Закупили на всю республику учебники. И что печально, хоть и сменилось руководство региональной системы образования, такое положение дел ещё не устранено.

Игумен Рафаил, который в епархии отвечает за молодёжное направление, проехал в октябре по трём благочиниям – Инта, Печора, Усинск. Встречался с руководителями органов и учреждений образования, преподавателями. Была полемика, были угрозы прокуратурой. Но по сути ведь родители школьников сами могут написать заявление в прокуратуру на руководителей образовательных организаций, которые саботируют договорённости на федеральном уровне. Мы ситуацию в том виде, в котором она существует сейчас, оставлять не будем. К сожалению, во многих местах эту работу сводят на нет.

– Давайте поговорим о более частном. Посещая храм регулярно, несложно заметить одну тенденцию: пока ребёнок маленький, он бывает в храме довольно регулярно. Многие приводят своих детей на причастие едва ли не каждое воскресенье. Но как только ему исполняется семь лет, и для причастия необходимо пройти подготовительные процедуры, очень многие дети и родители в храме появляются только на большие праздники. В том, что дети перестают посещать храм чьё упущение – церкви или родителей?

– Это не упущение церкви, это объективность. Дело даже не в том, что с семи лет необходима подготовка для причастия. В этом возрасте ребёнок идёт в школу, где проводит большое количество времени, там, чего уж скрывать, получает атеистическое воспитание. Цель современной школы – дать ребёнку определённый набор знаний, умений, навыков. И всё. Какие-то попытки нравственного воспитания ребёнка, когда они имеют место – инициатива педагогов. И в этом корневое отличие современной системы образования от просвещения, когда педагогический процесс направлен и на морально-нравственную сторону формирования личности ребёнка. Я считаю, что целью любой педагогики должно быть ведение человека к Богу. Если этого нет, то человек в любом случае идёт к саморазрушению.

zdxwvclc4p4.jpg

Действующий министр образования Васильева – человек на своём месте, и шаги, которые она предпринимает для реформы системы образования, я одобряю. И непросто ей. Попробуйте поменять руководителя в любом образовательном ведомстве. Чиновники, только того не воспримут в штыки, который не будет их двигать с годами насиженных мест. А так что-то поменять коренным образом – невозможно.

– Снова сменим вектор общения. В 1919 году в Ижемском районе был расстрелян бывший священник Усть-Усинской церкви Владимир Зуев – основатель церковно-приходской школы в селе. Скажите, планируете что-то сделать, чтобы увековечить его память, например в мемориальной доске? Немало священнослужителей погибло на территории епархии и в гулаговское время, и об их судьбах знает мизерная часть населения региона…

– Работа в этом направлении тоже ведётся, возможно, не так быстро, как этого бы хотелось. Отец Владимир Зуев в поле нашего внимания. О его судьбе шла речь на рождественских чтениях, которые проходили в Воркуте в прошлом году.

Проблема ведь ещё и в том, что уже о канонизованных святых, которые имеют отношение к территории епархии, на местах очень мало знают и вспоминают. Вот, например, в селе Гам сохранился дом священномученника Палладия Попова, который уже причислен к лику святых и включён в Собор новомученников и исповедников Российских двадцатого века. На его доме тоже до сих пор даже мемориальной доски нет. Мы рассматриваем вопрос передачи этого дома Церкви, чтобы в дальнейшем использовать его не только как музей, но и сельскую библиотеку. Начать надо хотя бы с того, чтобы о таких людях знали в населённых пунктах, с которыми была связана их жизнь, и молились в местных храмах об усопших священнослужителях. В Колве, например, отец Арсений при помощи местных краеведов проводит такую работу.

К тому же не закрыт вопрос прославления и канонизации убитых в советские годы на этой земле священнослужителей. По тому же Владимиру Зуеву…

6_26.jpg

Скажите, а на территории епархии собирается системно информация о чудесах, связанных со святыми, священномученниками, их мощами, иконами?

– Да, конечно. Но надо понимать, что чудеса не могут происходить повсеместно и каждодневно. Вот свежий пример. В Интинском районе велись поиски места захоронения мощей преподобномученника Ардалиона Пономарёва, люди которые участвовали в этом поиске, прониклись, обращались к нему с молитвами за помощью, и говорят теперь, что вопросы эти житейские разрешились. И о таких моментах, которые часто миряне оставляют втайне, хорошо бы сообщать своим священникам, это помогло бы епархии в сборе таких сведений.

– В начале 90-х руководители промышленных предприятий стали приглашать священнослужителей освящать промышленные объекты. У нас, в Усинске, кажется, это началось с парогенераторов одной нефтяной компании. Это была мода или сейчас тоже приглашают?

– Мне трудно оценить, насколько сейчас больше или меньше в Усинске, по сравнению с 90-ми годами – живу в республике всего полтора года. Но то, что приглашают – да. И я на промысла к нефтяникам выезжал для освящения объектов. Вот совсем недавно попросили наших священнослужитилей освятить все пожарные части, которые расположены по линии газопровода Бованенково – Ухта, встретиться с людьми, пообщаться. На моей памяти, какие только объекты не приходилось освящать – университетский корпус, цеха на заводе, оборудование…

jmd7vhm3atk.jpg

Ваше преосвященство, многие священнослужители имеют не связанные с церковью хобби. Владыка Питирим, например, занимается сочинительством стихов. А у Вас есть какое-то дело, помимо основного занятия, которому любите посвящать своё время?

– Хобби, в точном значении этого слова, едва ли для священнослужителя возможно в силу его занятости. У людей часто хобби превращается в какую-то гонку. Увлекается человек рыбной ловлей, купил мотор, потом смотрит – слабоват, надо новый покупать и так далее. И человек, вместо того, чтобы любоваться красотой, погружён в мысли, лучше или хуже у него лодка, чем у друга, быстрее или нет мотор. И, в конечном счёте, ему нужна не река, не дружеское общение, а какая-то бесовская гонка. Плохо, когда хобби превращается в страсть, оно не даёт свободы и развития, а наоборот загоняет человека в коридор, движение по которому только в никуда.

– То есть священнослужители байкеры, музыканты, спортсмены – это плохо?

– Нет, нельзя сказать однозначно, что плохо. Такие ситуации сугубо индивидуальны. И в байкеры, я знаю, идут часто священники осознанно не от того, что им это сильно нравится. Если для них эта среда не абсолютно чуждая, они могут общаться в ней с людьми и тоже нести слово Божие. Для них это своего рода миссия. А байкеры, я вам скажу, сегодня могут быть гораздо более позитивными людьми, чем представители многих молодёжных субкультур.

А если говорить о каком-то виде досуга, который помогает иногда расслабиться и сменить обстановку, мне больше импонирует общение с природой. Чаще всего в жизни мы проходим мимо красоты, и хорошо когда есть возможность просто остановиться и полюбоваться.

elopdy100ts.jpg

– На прошлой неделе начался Рождественский пост. Чтобы вы хотели сказать православным Усинска в начале этого непростого для них периода?

– Рождества без поста не может быть. Пусть у кого-то не получится соблюсти все требования к употреблению пищи, но в чём-то с воздержанием нужно пройти через весь пост. В идеале, конечно, лучше всего начинать пост с благословления священника, с которым можно и обговорить детали своего воздержания. У кого не получилось – не огорчайтесь. Пост – это ведь не только отказ от употребления определённых продуктов. Возьмите себе за правило в пост обязательном порядке почитать что-то из творений Святых Отцов, Жития святых, толкование Евангелия. Кому что ближе, но ежедневно, по страничке-две. Пост – это труд, и если человек потрудится, он в завершении ощутит для себя несомненную пользу.

uai9os7fs5i.jpg


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить