Главная \ Новости России \ Минприроды хочет смягчить условия взимания штрафов за сжигание попутного нефтяного газ

Минприроды хочет смягчить условия взимания штрафов за сжигание попутного нефтяного газ

« Назад

26.10.2016 03:00
Поделиться с друзьями >>>   

Минприроды в сентябре 2016 года направило в правительство проект изменений в постановление, регламентирующее начисление платы за сверхнормативное сжигание попутного нефтяного газа. По словам главы ведомства Сергея Донского, предлагаемые поправки подготовлены с учетом предложений недропользователей. «Шаг навстречу» стал возможен благодаря тому, что за счет стимулирующих мер правительства добывающие компании в последние годы активно инвестировали в переработку попутного нефтяного газа (ПНГ), утилизация которого по итогам 2015 года достигла 88,2%.

факел

Вместе с тем расчеты более чем семилетней давности на то, что уже к 2012 году в стране будет обеспечен 95-процентный уровень рационального использования ПНГ, не оправдались. Как отмечают многие эксперты, в условиях существенного роста добычи попутного газа для достижения целевых «утилизационных» показателей необходимы дальнейшие шаги со стороны государства. В том числе – беспрепятственный доступ компаний, перерабатывающих ПНГ, к газотранспортной системе «Газпрома».

Проблема утилизации попутного газа встала во весь рост около десяти лет назад в связи с почти двукратным ростом его добычи – с 25 млрд кубометров в 1995 году до 48,6 кубометров млрд в 2007-м. Доля сжигаемого на факелах попутного газа за это время выросла также весьма значительно – с 19% до 27%.

Это наносило существенный экологический вред, что стало играть заметную роль даже при реализации крупнейших нефтегазовых проектов (напомним, в 2006 году президент Путин, вняв доводам защитников природы, перенес трассу стратегического нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» подальше от озера Байкал). Существенно страдала и экономика: по подсчетам, из-за бесхозяйственного отношения к собственным ресурсам в открытом огне факелов на месторождениях ежегодно сгорает $3,5-4,5 млрд. О том, что рациональное использование ПНГ может быть прибыльным бизнесом, свидетельствовал опыт СИБУРа, перерабатывающего это сырье для получения полиэтилена, полипропилена и другой продукции с высокой добавленной стоимостью. Альтернативные варианты решения проблемы – закачка ПНГ в нефтяные пласты для повышения нефтеотдачи и использование его для выработки электроэнергии.

Надо признать, что правительственные меры по выправлению ситуации оказались достаточно продуманными и взвешенными: с одной стороны, они делали переработку ПНГ экономически выгодной, с другой – били по карману тех, кто пренебрегал этой возможностью. Первый шаг – либерализация цен на попутный газ – был сделан зимой 2008 года. Менее года спустя было принято постановление, которое требовало от компаний достичь к 2012 году 95-процентной утилизации ПНГ, в противном случае угрожая крупными штрафами. В ноябре 2012 года вышло еще одно постановление, согласно которому компании, инвестирующие в проекты по переработке ПНГ, могли учитывать эти затраты при расчете штрафных выплат за его сжигание. В 2014 году последовал новый шаг, призванный вразумить упорствующих: в формуле расчета платежей за сжигание ПНГ повышающий коэффициент был поднят почти в шесть раз – с 4,5 до 25.

Цель в значительной степени была достигнута: за три года нефтяные компании инвестировали в проекты по утилизации попутного газа почти 200 млрд руб. В результате, хотя добыча ПНГ ожидаемо продолжала расти – с 68,3 млрд кубометров в 2011 году до 78,3 млрд кубометров в 2015 году – вырос и уровень его утилизации – соответственно с 75,5% до 88,2%.

переработка газа


Переработка ПНГ в 2011-2015 гг.

Впрочем, проблема была решена далеко не полностью. С падением цен на нефть и общим ухудшением экономической ситуации для большинства компаний обязательные затраты на утилизацию ПНГ стали гораздо более обременительными. В феврале 2015 года руководители ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», «Башнефти» и «Татнефти» направили Владимиру Путину письмо, в котором, в частности, предлагали снизить штрафы за сверхнормативное сжигание ПНГ до завершения кризиса.

Госчиновники, хотя и не сразу, откликнулись на этот призыв. В сентябре 2016 года Минприроды направило в правительство проект изменений в постановление от 8 ноября 2012 года «Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа».
Предлагаемые поправки смягчают ряд требований к утилизации ПНГ. Во-первых, изменяется формула расчета штрафов за сжигание: в частности, из нее исключаются дополнительный двукратный коэффициент для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Штрафы будут рассчитываться по новым ставкам платы, уже учитывающим уровень инфляции.

Ведомство также предлагает разрешить компаниям учитывать их затраты с 2013 года на утилизацию ПНГ в счет будущих штрафных платежей. Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Минприроды, это предложение связано с тем, что инвестиции ВИНК в создание систем утилизации ПНГ почти вдвое превысили сумму их штрафов, составившую в 2013-2015 годах около 7,7 млрд руб.
Кроме того, при определении затрат министерство намерено учитывать авансовые платежи нефтяных компаний по договорам на поставку оборудования (при условии, что срок поставки превышает шесть месяцев). Как объяснял Сергей Донской, тем самым планируется стимулировать компании, которые внедряют новые технологии использования ПНГ.

Еще одно послабление касается недропользователей небольших месторождений, где строить дорогостоящую инфраструктуру для утилизации попутного газа экономически нецелесообразно. Так, для участков с объемом добычи ПНГ не более 3 млн кубометров в год предельно допустимую норму сжигания предлагается не применять. При этом речь идет только об участках, добыча газа на которых превышает 5% от общей добычи ПНГ данным недропользователем. Как отмечают аналитики, больше всего от принятия данной поправки выиграет перешедшая под могучее крыло «Роснефти» «Башнефть», владеющая более чем 120 такими месторождениями.
Наконец предлагается изменить период расчета штрафов с квартального на годовой. Цель этой меры – избавить компании от переплат из-за сезонного характера инвестиций, которые, как правило, смещены на четвертый квартал.

По словам главы Минприроды Сергея Донского, трехлетняя практика реализации вышеупомянутого постановления показала его высокую эффективность. «Даже в сложных экономических условиях компании продолжают инвестировать в утилизацию попутного нефтяного газа. По итогам 2016 года процент полезной утилизации возрастет по сравнению с 2015 годом», – отметил министр.
Несмотря на все успехи, приходится напомнить, что 95-процентный уровень, на который планировалось выйти сначала в 2012 году, затем – к концу 2014-го, остается непокоренным. Из «большой четверки» вертикально-интегрированных нефтяных компаний лишь «Сургутнефтегаз» может считать эту задачу выполненной, остальные – «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» – с учетом нынешних сложностей отрасли вряд ли выйдут на целевой уровень раньше 2018-го.

Между тем, даже в случае принятия предлагаемых поправок у государства останутся незадействованные рычаги для решения проблемы. Главный из них (он же – самый трудный в реализации) – обеспечение недискриминационного доступа переработчиков попутного газа к газотранспортной системе «Газпрома». Другая возможность – региональные налоговые преференции компаниям, которые вкладываются в создание газоперерабатывающих мощностей. Позитивный пример уже имеется – в 2013 году власти Ханты-Мансийского автономного округа освободили компании, перерабатывающие ПНГ, от 50% налога на имущество. Кроме того, по мнению ряда аналитиков, действующая система регулирования нуждается в дифференцированном подходе к разным видам утилизации ПНГ, различающимся по энергетической эффективности.
Руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России Алексей Книжников указывает на еще одну возможную меру – введение символической ставки НДПИ на попутный газ и передачу его статистического учета в ведение Федеральной налоговой службы. Последнее обстоятельство, как считает эксперт, затруднит компаниям сокрытие данных о добыче и сжиганию ПНГ.

Одним из первых проектов по созданию новых мощностей для переработки ПНГ стал ввод СИБУРом в 2012 году Вынгапуровского газоперерабатывающего завода в Ямало-Ненецком автономном округе. Этот завод позволил ежегодно перерабатывать 2,7 млрд кубометров попутного газа с месторождений «Газпром нефти»; ранее весь этот газ сжигался на факелах. В 2013 году СИБУР заключил соглашение с «РуссНефтью» о поставках на Вынгапуровский ПНГ с месторождений «Варьеганнефти» на период до 2025 года. За это время предполагаемый объем поставок составит около 15 млрд кубометров. В этом году мощности Вынгапуровского ГПЗ были увеличены до 4,6 млрд кубометров. Общий объем капиталовложений в этот проект на сегодня достиг 16 млрд руб.
«Газпром нефть», кроме организации поставок ПНГ на Вынгапуровский ГПЗ, реализовала в ЯНАО и другие «утилизационные» проекты. Так, благодаря запуску на Новогоднем месторождении дожимной компрессорной станции мощностью 200 млн кубометров в год уровень утилизации ПНГ у «Ноябрьскнефтегаза» превысил заветные 95%. Задача КС – предварительная подготовка и компримирование попутного газа первой ступени сепарации для дальнейшей транспортировки в систему «Газпрома».

95-процентного уровня утилизации в ближайшее время намерена достичь и «Газпромнефть-Муравленко» на Еты-Пуровском и прилегающих промыслах ЯНАО. В конце октября здесь планировался ввод КС производительностью 1,2 млрд кубометров в год, самой крупной в предприятии. На станцию будет поставляться попутный газ с Еты-Пуровского и Валынтойского месторождений, а также с Чатылькинского, Воргенского, Равнинного и Холмистого месторождений «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза».

Первым регионом страны, который к настоящему времени достиг 95-процентного показателя по полезному использованию ПНГ, стал ХМАО. Ведущую роль в этом играет «Сургутнефтегаз», по итогам 2015 года обеспечивший рекордный в отрасли уровень утилизации – 99,38%.
Обязательства добывающих компаний по реализации долгосрочных программ утилизации ПНГ включены в соглашения о сотрудничестве с правительством Югры. Важным для региона проектом стал ввод «Газпром нефтью» в сентябре 2015-го Южно-Приобского ГПЗ мощностью 900 млн кубометров в год. За год завод переработал более 780 млн кубометров ПНГ и произвел более 660 млн кубометров сухого отбензиненного газа и 228 тыс. тонн широкой фракции легких углеводородов. Это, частности, позволило до 96% увеличить уровень рационального использования ПНГ на месторождениях компании «Газпромнефть-Хантос».

Отметим здесь, что Южно-Приобский ГПЗ – одно из ключевых звеньев Западно-Сибирского нефтехимического кластера, создание которого предусмотрено государственным Планом развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года. Общий объем инвестиций в систему сбора ПНГ и инфраструктуры ГПЗ, включая модернизацию газопровода, предназначенного для газоснабжения Ханты-Мансийска и окрестных поселков Ханты-Мансийского района, составил около 14,7 млрд руб.
Крупный «утилизационный» проект реализован в Тимано-Печоре – с прошлого года «Газпром переработка» начала переработку на Сосногорском ГПЗ попутного газа с северной группы месторождений «ЛУКОЙЛ-Коми» (Харьягинского, Южно-Шапкинского и Инзырейского). Благодаря внедрению этой схемы, как ожидается, ЛУКОЙЛ сможет утилизировать до 1,5 млрд кубометров ПНГ в год. С помощью построенных в регионе новых газотранспортных мощностей «Газпром» намерен принимать на переработку и попутный газ малых предприятий Тимано-Печоры.

Хуже обстоит дело в Томской области, где лишь за первые 5 месяцев 2016 года добывающие компании выплатили 11,5 млн руб. штрафов за сжигание ПНГ. По данным Томской межрайонной природоохранной прокуратуры, «ежегодно проводимые проверки выявляют факты неэффективного использования добываемого газа, который недропользователи в сверхлимитном объеме сжигают на факельных установках». Это обстоятельство вынудило «Томскнефть», крупнейшего недропользователя региона, активизировать реализацию газовой программы общей стоимостью 4 млрд руб., стартовавшей еще в 2011 году и рассчитанной до 2018 года. В этом году объем инвестиций в программу по сравнению с прошлогодним вырос почти вдвое. Так, на Советском месторождении (одном из крупнейших в «Томскнефти») построены две вакуумные насосные станции (ВКС) на установках предварительного сброса воды. Станции позволят перерабатывать до 95% попутного газа и обеспечить теплом и электричеством все объекты месторождения. Аналогичные станции должны появиться также на Крапивинском и Междуреченском месторождениях.

Еще одним «слабым звеном» считалось Ванкорское месторождение «Роснефти», где, по данным ЦДУ ТЭК, до осени 2013 года утилизировалось менее 1% ПНГ. Сегодня на месторождении достигнут требуемый 95%-ный уровень утилизации: введены в эксплуатацию вторая установка комплексной подготовки газа (УКПГ-2), компрессорная станция (3-я очередь) и газопровод к Хальмерпаютинскому месторождению для транспортировки в систему «Газпрома» до 5,6 млрд кубометров газа в год. Эти работы обошлись «Роснефти» в 46 млрд руб. Благодаря этому в Сибирском федеральном округе доля сжигаемого ПНГ снизилась с 73,6% в 2013 году до 26,5% в 2015-м. Созданную на Ванкоре инфраструктуру нефтяная госкомпания планирует использовать для транспортировки ПНГ с новых месторождений Ванкорского кластера – Сузунского, Тагульского и Лодочного.

Добавим, что новейшие проекты «Роснефти» изначально реализуются с учетом задач по утилизации ПНГ. Так, строительство соответствующей инфраструктуры на Юрубчено-Тохомском месторождении в Эвенкии, запуск которого намечен на будущий год, началось еще весной 2014 года.

Источник: OilCapital.ru


ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*Комментарий:


*Подтвердите, что Вы не робот:
Loading ...