Главная \ Ученые выяснили, что холод помогает похудеть

Ученые выяснили, что холод помогает похудеть

06.10.2017 09:41

У жителей Крайнего Севера реже встречается мутация генов, приводящая к излишнему весу.

стройная северянка

У коренных жителей Арктической зоны России (Ямало-Ненецкий автономный округ) предрасположенность к ожирению примерно на 15% ниже, чем у граждан, проживающих в средней полосе. Это следует из результатов исследования ФИЦ питания и биотехнологии. Ученые выявили у них особенности метаболизма: попадающую в организм пищу северяне перерабатывают не в жировые отложения, а в тепло.

Ученые Федерального исследовательского центра (ФИЦ) питания, биотехнологии и безопасности пищи провели обследование 175 человек, постоянно проживающих в Арктике. Они выяснили, что у коренных жителей региона на 15% реже, чем у европейцев, встречается полиморфизм (мутация) генов FTO и UСP2, который вызывает развитие ожирения. Но все же не так редко, как у жителей Аляски: у тех «гены ожирения» наблюдаются еще на 18-20% реже. Ранее в ходе исследований было выявлено, что частота образования этого полиморфизма у европейцев составляет 46–48% от всего населения. Меньшей склонностью к ожирению, чем европейцы, также отличаются некоторые азиатские народы.

Связь гена FTO с ожирением была открыта еще в 2007 году. В ходе исследований ученые установили, что он влияет на пищевое поведение – в результате его мутации у человека снижается способность контролировать аппетит. UСP2 ученые называют геном, «разобщающим белок». Последние исследования показывают, что этот ген у европейцев связан с развитием ожирения, а у азиатов – с развитием диабета второго типа.

Руководитель научного направления «Оптимальное питание», доктор медицинских наук, профессор Александр Батурин пояснил, что результаты исследования нужно интерпретировать с осторожностью, потому что оно проводилось только по отдельным населенным пунктам Ямало-Ненецкого АО. Тем не менее у группы коренных жителей устойчиво наблюдались принципиальные генетические отличия от пришлого населения региона.

– Аборигены более адаптированы к холоду за счет генов, ответственных за выработку тепла. Их клетки так устроены, что поступающую в организм пищу они перерабатывают не в жировые отложения, а в теплоотдачу. Они как бы сами себя разогревают. Это особенности их метаболизма, – отметил Александр Батурин.

Такой генотип формировался десятилетиями под влиянием климата, полярной ночи, образа жизни и пищевого рациона.

– Коренное население лучше обеспечено витамином D, потому что он поступает с пищей почти только из морепродуктов – основы питания жителей Крайнего Севера. Растительная пища составляет малую часть их меню, а всевозможные колбасы они и вовсе не употребляют, – отметил ученый.

Но, по словам Александра Батурина, сейчас образ жизни и тип питания этих народов меняется и распространенность ожирения среди них растет.

– Неправильный образ жизни может поломать самую хорошую генетику. И наоборот, полиморфизм можно выключить с помощью здоровых привычек, — заключил он.

Среди коренных народов Ямало-Ненецкого автономного округа — ханты, ненцы, коми-ижемцы, селькупы.

Врач-генетик высшей категории, кандидат медицинских наук Виктор Никишин считает, что низкая распространенность у северных народов генов, способствующих ожирению, может быть связана с высокой частотой кровно-родственных браков (между двоюродными и троюродными братьями и сестрами).

– Дело в том, что некоторые из них живут общинами, замкнутыми до степени полуизоляции. Этому способствуют большие территории и низкая плотность населения. Признак устойчивости к ожирению наследуется по рецессивному типу, поэтому передача его потомству возможна только в тесных сообществах, – пояснил Виктор Никишин.

По его словам, наличие у северян генетических вариантов, способствующих теплопродукции, вполне возможно, потому что у них из поколения в поколение выживают дети, наиболее защищенные от простуд и холодов.

Генетик предположил, что «устойчивость» жителей Арктической зоны к ожирению может не отразиться на официальной статистике, потому что она учитывает общую картину по региону. А в любых крупных городах смешано очень много общин и национальностей.

По данным госдоклада Роспотребнадзора, заболеваемость ожирением среди взрослого населения в 2015 году возросла в 2,3 раза по сравнению с 2011 годом.

В Минздраве РФ пояснили, что рост числа больных ожирением – это настораживающая тенденция, на которую влияют и современные реалии жизни: питание, вредные привычки, отягчающие социально-экономические факторы. Но вместе с тем это еще и показатель эффективности системы здравоохранения, направленной на выявление заболевания ожирением.

Источник: «Известия»