Главная \ Из истории Усинска и района \ Из истории края. Когда не было загса…

Из истории края. Когда не было загса…

« Назад

09.02.2018 11:42
Поделиться с друзьями >>>   

В дореволюционный период в России не было отделений загса, а были церкви, где велись все записи, связанные с историческими событиями, как самих прихожан, так и храма и населённых пунктов, относящихся к приходу.

Во всех деревнях нынешнего Усинского района жили крестьяне, в основном выходцы из ижемских селений, и только в села Колва жили преимущественно оленеводы-самоеды. Также было огромное количество кочующих самоедов Большеземельской тундры. Всё население было православного вероисповедания. Жители старались посещать близлежащий храм, а именно тот к которому они относились. В церкви крестили детей, венчали и отпевали умерших. Все три таинства совершились священником и подробно описывались в метрических книгах церковнослужителями.

метрическая книга


РОЖДЕНИЕ И КРЕЩЕНИЕ

При рождении новорождённого священник молитвовал и нарекал ему имя в честь святого, в день (в период) празднования памяти которого родился ребёнок. Возможно, поэтому в семье дублировались имена, например, два сына Ивана «ыджыд Вань, дзоля Вань». Бывало, имя выбирали и сами родители, советуясь со священником.

запись о рождении

Крестили малышей как в день их рождения, так и через несколько дней, даты записывались по старому стилю. В редких случаях, из-за отсутствия священника и церкви в тундре, новорождённых крестили бабки «ради смерти страха», что отмечается в исторических записях.

Крёстный, чаще всего, был один и им являлся кто-то из родственников – у мальчиков восприемник, у девочек восприемница. Церковнослужитель записывал в метрической книге: пол ребёнка, число, месяц, год рождения и крещения, имя родившегося, звание, имя, отчество и фамилию родителей и какого вероисповедания, звание и ФИО восприемников, и кто совершал таинство крещения. У внебрачных детей при рождении не писали, кто был его отец. Поэтому в течение жизни незаконнорожденных людей называли без отчества, например, Иван внебрачный Пьянков.

 

ВЕНЧАНИЕ

Перед венчанием священно и церковнослужители производили брачный обыск (письменный акт) от желающих вступить в брак. В обыске записывали: дату венчания, ФИО жениха и невесты, их место жительства, какого вероисповедания, какого прихода, возраст, находились ли оба в здравом уме, нет ли какого родства между ними. Приступали ли они к бракосочетанию по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению. Имели ли они от родителей своих благословение и дозволение. Новобрачные венчались спустя троекратного оглашения, сделанного в церкви примерно за 4, 2 дня и в день бракосочетания.

запись о венчании

В брачном обыске также отмечалось, не было ли объявлено никем препятствий к данному браку. Для удостоверения беспрепятственности «сего брака» представлялись письменные документы, если венчающиеся были с другого прихода. Также, при наличии, прилагались копии билетов о пройденной службе в армии.  

Бракосочетание совершалось в церкви в указанное время при свидетелях. И, чтобы подтвердить, что всё показанное в храме о женихе и невесте было справедливо, новобрачные и поручители удостоверяли это своими подписями. Но если, что-то после оказалось бы ложным, то подписывающиеся повинны за это были суду по гражданским законам и церковным правилам.

запись о венчании (2)

Зачастую за неграмотностью и лично по просьбе прихожан подписывались грамотные присутствующие. Поручителей в основном было по два как со стороны жениха, так со стороны невесты мужского пола.

Венчание разрешалось с 16-летнего возраста и повторно разрешалось лишь только после смерти одного из супруга. В дореволюционный период разводов не существовало. Первые разводы в деревнях Усинского района фиксируются лишь в начале 20-х годов с образованием отделения загса.

 

ОТПЕВАНИЕ

После смерти человека хоронили на третий день по православным обычаям на приходском кладбище, а некоторых кочующих самоедов – в тундре. Перед смертью православных самоедов и крестьян священник исповедовал и приобщал. Многим, живущим далеко от храма, например в тундре, «за дальностью расстояния напутствий не было».

запись о смерти

В метрической книге церковнослужитель записывал число, месяц, год смерти и погребения, звание, имя, отчество и фамилию умершего, его возраст, от чего умер, кто исповедовал и приобщал, кто совершал погребение и где был погребён новопреставленный.

запись о смерти (2)

Изучая исторические документы, удивляет факт, что в записях об умерших в Колвинском приходе, я не раз читала, что например, кочующий самоедин, или крестьянин, проживавший в селении по реке Усе или Колве, умер одного числа и месяца, а отпет и погребён был на Колвинском приходском кладбище спустя неделю, месяц или несколько месяцев.

Все вышеуказанные документы бережно хранились многие годы в церквях и до сих пор некоторые из них, сохранённые от огня, лежат в архивах.

Людмила Мишарина


ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*Комментарий:


*Подтвердите, что Вы не робот:
Loading ...