исток-горизонт-распродажа11


гулливер-прозапас-сайт2      северный-шапка-23     европа-февраль-                 

Баннер-январь
 

сочи2

Главная \ Документы \ Главные документы \ Конституция Республики Коми

Конституция Республики Коми

Принята Верховным Советом Республики Коми 17.02.1994 г. (с изменениями на 4 июля 2022 года).

 

Верховный Совет Республики Коми, выражая волю народа, проживающего на территории республики, к сохранению исторически сложившейся государственности, исходя из ответственности за обеспечение благополучия ее граждан, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, веру в добро и справедливость, подтверждая стремление к сохранению целостности российского государства, принимает Конституцию Республики Коми.
 

Раздел I

Глава 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ



Статья 1

Республика Коми (государство) есть равноправный субъект Российской Федерации.

Статья 2

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Статья 3

Образование Республики Коми и ее название связаны с исконным проживанием на ее территории коми народа.
Республика Коми гарантирует сохранение и развитие языка, традиционной культуры и образа жизни коми народа и других народов, проживающих в республике, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Республики Коми, а также с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Статья 4

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Регулирование, закрепление и защита прав и свобод человека и гражданина осуществляются Российской Федерацией. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Коми.

Статья 5

Республика Коми обладает на своей территории всей полнотой государственной власти за исключением полномочий по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые отнесены к ведению Российской Федерации.

Статья 6

В Республике Коми признается политическое, экономическое и идеологическое многообразие, многопартийность.

Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Общественные объединения равны перед законом.

Статья 7

По предметам ведения Республики Коми Конституция Республики Коми имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Республики Коми. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Коми, не должны противоречить Конституции Республики Коми.

Конституция Республики Коми, законы и иные нормативные правовые акты Республики Коми, принятые в пределах полномочий Республики Коми, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Республики Коми органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Органы государственной власти Республики Коми при осуществлении своей деятельности должны учитывать исторические и национальные особенности Республики Коми.

Конституция Республики Коми и законы Республики Коми вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если федеральным законом и (или) самими Конституцией Республики Коми, законом Республики Коми не установлен другой порядок вступления их в силу.

Статья 8

Государственная власть в Республике Коми осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательную власть Республики Коми осуществляет Государственный Совет Республики Коми.

Исполнительную власть Республики Коми осуществляют Глава Республики Коми, Правительство Республики Коми и иные органы исполнительной власти Республики Коми (исполнительные органы Республики Коми).

Судебную власть в Республике Коми осуществляют федеральные суды и мировые судьи в Республике Коми.

Органы государственной власти Республики Коми в пределах компетенции, установленной Конституцией Республики Коми и законодательством, действуют самостоятельно.

Статья 9

В Республике Коми признается и гарантируется местное самоуправление.

Местное самоуправление в Республике Коми является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Республики Коми.

Статья 10

В Республике Коми защищаются права и свободы человека и гражданина.

Статья 11

Социальная и экономическая политика Республики Коми направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статья 12

В Республике Коми защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 13

Земля, водные, лесные и другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Коми как основа жизни и деятельности народа, проживающего на территории республики.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности в порядке и на условиях, предусмотренных законами Российской Федерации и Республики Коми.

Статья 14

Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Республики Коми и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Республики Коми.


Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 15

В Республике Коми защищаются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции Российской Федерации, а также закрепленные настоящей Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц и не освобождает от исполнения им своих обязанностей.

Статья 16

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 17

Все равны перед законом и судом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 18

Перечисление в Конституции Республики Коми основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В Республике Коми не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Статья 19

Каждый гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 20

Иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими в Республике Коми, кроме случаев, установленных законом или международным договором.

Статья 21

Каждый имеет право на жизнь.

Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 22

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 23

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 24

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.

Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Граждане имеют право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Лица, обладающие пассивным избирательным правом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми, имеют право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Граждане имеют равный доступ к государственной службе.

Граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 25

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 26

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 27

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 28

В Республике Коми устанавливается право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства.

Статья 29

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь, распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, если при этом не нарушается закон.

Статья 30

Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Не допускаются пропаганда или агитация социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется законом.

Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 31

Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 32

Граждане имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 33

Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане имеют право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Лица, обладающие пассивным избирательным правом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми, имеют право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Граждане имеют равный доступ к государственной службе.

Граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 34

Каждый гражданин имеет право обращаться лично, а также направлять обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 35

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 36

Право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Право наследования гарантируется.

Статья 37

Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами их собственниками, а также владение и пользование землей и другими природными ресурсами иными лицами, имеющими такие права, осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются законом.

Статья 38

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 39

Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 40

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 41

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 42

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государство гарантирует бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Республике Коми дополнительно к федеральным финансируются республиканские программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения; поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 43

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением и вредными условиями труда.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 44

Каждый имеет право на образование.

Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, среднего (полного) общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

В Республике Коми действуют государственные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования.

Статья 45

Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 46

Исключена.

Статья 47

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 48

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина.

Гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Гражданин в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных, установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 49

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Коми гарантируется.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 50

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 51

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 52

Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 53

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 54

Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 55

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Статья 56

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 57

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 58

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 59

Республика Коми покровительствует своим жителям в случае их временного пребывания за пределами республики.

Статья 60

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.


Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС РЕСПУБЛИКИ КОМИ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 61

Статус Республики Коми - государства в составе Российской Федерации - определяется Конституцией Республики Коми и Конституцией Российской Федерации.

Статус Республики Коми может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Республики Коми в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 62

Часть первая исключена. 

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Коми производится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Республика Коми является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с другими субъектами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации.

Статья 63

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь; космическая деятельность;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; метеорологическая служба; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Принятые по предметам ведения Российской Федерации федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют прямое действие на территории Республики Коми.

Статья 64

В совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми находятся:

а) обеспечение соответствия Конституции Республики Коми, законов и иных нормативных правовых актов Республики Коми Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики;

ж) координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение;

ж-1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей Республики Коми, выполнение международных договоров Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Республики Коми.

Статья 65

Законы и иные нормативные правовые акты Республики Коми не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Коми, изданным вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует нормативный правовой акт Республики Коми.

Статья 66

Республика Коми самостоятельно определяет систему органов государственной власти республики в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации и законодательством Республики Коми.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти Республики Коми входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Органы исполнительной власти Республики Коми по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принимать на себя осуществление полномочий, передаваемых федеральными органами исполнительной власти, а также передавать федеральным органам исполнительной власти осуществление части своих полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 67

Государственными языками Республики Коми являются коми и русский языки.

В Республике Коми гарантируется народам, проживающим на территории республики, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Статья 68

Государственный герб, флаг и гимн Республики Коми, их описание и порядок официального использования устанавливаются законом Республики Коми.

Статья 69

Столицей Республики Коми является город Сыктывкар.

Статья 70

Республика Коми состоит из административно-территориальных образований:

районов - Ижемского, Княжпогостского, Койгородского, Корткеросского, Прилузского, Сыктывдинского, Сысольского, Троицко-Печорского, Удорского, Усть-Вымского, Усть-Куломского, Усть-Цилемского;

городов республиканского значения - Сыктывкара, Воркуты, Вуктыла, Инты, Печоры, Сосногорска, Усинска и Ухты - с подчиненными им территориями.

Республика Коми самостоятельно решает вопросы административно-территориального устройства республики в соответствии с действующим законодательством.
 

Раздел II

Глава 4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 71

Государственный Совет Республики Коми является представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Коми. Государственный Совет Республики Коми является постоянно действующим органом государственной власти Республики Коми.

Государственный Совет Республики Коми состоит из 30 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Коми и обладающими активным избирательным правом в соответствии с федеральным законом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственный Совет Республики Коми избирается сроком на пять лет.

Государственный Совет Республики Коми обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Депутатом Государственного Совета Республики Коми может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и обладающий в соответствии с федеральным законом, Конституцией Республики Коми и законом Республики Коми пассивным избирательным правом.

Порядок проведения выборов в Государственный Совет Республики Коми устанавливается законом Республики Коми в соответствии с федеральным законодательством.

Государственный Совет Республики Коми самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Расходы на обеспечение деятельности Государственного Совета Республики Коми предусматриваются отдельной строкой в республиканском бюджете Республики Коми.

Статья 72

Государственный Совет Республики Коми осуществляет свою деятельность в форме сессий, состоящих из заседаний, а также заседаний комитетов, иных органов Государственного Совета.

Государственный Совет Республики Коми собирается на первое заседание на пятнадцатый день после дня выборов, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат.

Заседание Государственного Совета Республики Коми правомочно, если в его работе участвуют не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочное заседание Государственного Совета Республики Коми проводится не реже одного раза в три месяца.

Заседания Государственного Совета Республики Коми являются открытыми за исключением случаев, установленных федеральными законами, законодательством Республики Коми и Регламентом Государственного Совета Республики Коми.

Государственный Совет Республики Коми образует комитеты, иные органы Государственного Совета Республики Коми.

Из своего числа депутаты избирают Председателя Государственного Совета Республики Коми, его заместителей, председателей или руководителей комитетов, иных органов Государственного Совета Республики Коми и их заместителей.

Депутаты могут осуществлять депутатскую деятельность в Государственном Совете Республики Коми на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Республики Коми.

Часть седьмая исключена. 

Образование, формирование, деятельность Государственного Совета Республики Коми, его полномочия и ответственность, порядок взаимодействия с иными органами, входящими в единую систему публичной власти в Республике Коми, основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Республики Коми и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Республики Коми. Порядок деятельности органов Государственного Совета Республики Коми определяется законами Республики Коми, Регламентом Государственного Совета Республики Коми, а также может определяться положениями об этих органах.

Статья 73

Государственный Совет Республики Коми:

1) принимает Конституцию Республики Коми и поправки к ней;

2) обладает правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;

3) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики Коми и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Республики Коми;

4) устанавливает порядок проведения выборов Главы Республики Коми;

5) устанавливает порядок проведения выборов в Государственный Совет Республики Коми, а также порядок назначения и проведения референдума Республики Коми;

6) заслушивает ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Республики Коми, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Советом Республики Коми, представленный в соответствии с законом Республики Коми;

7) осуществляет в пределах и формах, установленных Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми, наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Коми, исполнением республиканского бюджета Республики Коми, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Коми, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Коми;

8) согласовывает предложения, внесенные Главой Республики Коми по назначению на должности: Председателя Правительства Республики Коми; Первого заместителя Председателя Правительства Республики Коми; министра финансов Республики Коми; представителей Республики Коми в Российской Федерации и ее субъектах, на территориях иностранных государств;

9) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми.

Статья 74

Полномочия Председателя Государственного Совета Республики Коми и его заместителей определяются законами Республики Коми и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Республики Коми.

Статья 75

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Государственного Совета Республики Коми, комитетам Государственного Совета Республики Коми, Председателю Государственного Совета Республики Коми, Главе Республики Коми, Правительству Республики Коми, прокурору Республики Коми, представительным органам муниципальных образований, межрегиональному общественному движению коми народа "Коми войтыр" (Коми народ), сенаторам Российской Федерации - представителям от Государственного Совета Республики Коми и Правительства Республики Коми. Президиум, постоянные, временные комиссии Государственного Совета Республики Коми обладают правом законодательной инициативы по вопросам их ведения.

Часть вторая исключена. 

Законопроекты, внесенные в Государственный Совет Республики Коми Главой Республики Коми, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Законопроекты об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, другие законопроекты, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, рассматриваются Государственным Советом Республики Коми по представлению Главы Республики Коми либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Государственный Совет Республики Коми в двадцатидневный срок со дня получения законопроекта Главой Республики Коми.

Статья 76

Исключена. 

Статья 77

Принятый Государственным Советом Республики Коми закон Республики Коми в течение десяти дней направляется Главе Республики Коми для подписания и обнародования.

Глава Республики Коми подписывает и обнародует закон Республики Коми либо отклоняет закон в течение четырнадцати дней с момента поступления указанного закона. В случае отклонения закона Республики Коми Главой Республики Коми отклоненный закон возвращается в Государственный Совет Республики Коми с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и (или) дополнений.

В случае отклонения Главой Республики Коми закона Республики Коми Государственный Совет Республики Коми может одобрить указанный закон в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

Закон Республики Коми, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Главой Республики Коми и подлежит подписанию и обнародованию в течение семи дней с момента поступления указанного закона.

Предусматриваемое настоящей статьей течение сроков приостанавливается в соответствии с федеральным законом в случае внесения до обнародования закона Республики Коми запроса Президента Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности закона.

Часть шестая исключена. 

Статья 78

В течение срока своих полномочий депутат Государственного Совета Республики Коми соблюдает ограничения и обязанности, связанные с депутатской деятельностью, установленные федеральными законами.

Депутат Государственного Совета Республики Коми, осуществляющий свои полномочия на профессиональной постоянной основе, не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Депутат Государственного Совета Республики Коми не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

Депутату Государственного Совета Республики Коми обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются законом Республики Коми.

Гарантии неприкосновенности депутата Государственного Совета Республики Коми определяются федеральным законодательством.

Часть шестая исключена. 

Вопросы, связанные с деятельностью депутатов Государственного Совета Республики Коми, решаются в соответствии с законодательством Республики Коми.

Статья 79

Полномочия Государственного Совета Республики Коми прекращаются досрочно в случае:

1) принятия Государственным Советом Республики Коми в порядке, предусмотренном законом Республики Коми, решения о досрочном прекращении его полномочий;

2) вступления в силу решения Верховного Суда Республики Коми о неправомочности данного состава депутатов Государственного Совета Республики Коми, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) роспуска Государственного Совета Республики Коми Главой Республики Коми по основаниям, которые предусмотрены частями второй или третьей настоящей статьи;

4) роспуска Государственного Совета Республики Коми Президентом Российской Федерации по основаниям, которые предусмотрены федеральным законом.

Глава Республики Коми принимает решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Коми в случае если Государственным Советом Республики Коми приняты Конституция Республики Коми, закон Республики Коми, иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Конституции Республики Коми, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Государственный Совет Республики Коми не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

Глава Республики Коми вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Коми в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранный в правомочном составе Государственный Совет Республики Коми в течение трех месяцев подряд не проводил заседание, либо если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что вновь избранный в правомочном составе Государственный Совет Республики Коми в течение трех месяцев со дня его избрания в правомочном составе не проводил заседание. Решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Коми может быть принято в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда.

Решение Главы Республики Коми о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Коми принимается в форме указа.

В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Коми назначаются внеочередные выборы в Государственный Совет Республики Коми в соответствии с федеральным законом, Конституцией Республики Коми и (или) законом Республики Коми. Указанные выборы проводятся в сроки, предусмотренные федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

 

Глава 5. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 80

Система и структура органов исполнительной власти Республики Коми определяется Главой Республики Коми.

Глава Республики Коми является высшим должностным лицом Республики Коми.

Образование, формирование, порядок деятельности органов исполнительной власти Республики Коми, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с иными органами, входящими в единую систему публичной власти в Республике Коми, основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Республики Коми и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Республики Коми.

Статья 81

Глава Республики Коми осуществляет руководство исполнительной властью в Республике Коми.

Глава Республики Коми избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Коми и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Главой Республики Коми может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Глава Республики Коми избирается сроком на пять лет.

Порядок проведения выборов Главы Республики Коми устанавливается законом Республики Коми в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 82

Глава Республики Коми вступает в должность с момента принесения им присяги в торжественной обстановке:

"Вступая в должность Главы Республики Коми, торжественно клянусь добросовестно выполнять возлагаемые на меня высокие обязанности Главы Республики Коми, уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституцию Республики Коми и законы Республики Коми".

Присяга приносится на государственных языках Республики Коми перед Государственным Советом Республики Коми.

Статья 83

В течение срока своих полномочий Глава Республики Коми обязан соблюдать ограничения и запреты, установленные федеральными законами.

Главе Республики Коми в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Статья 84

Глава Республики Коми осуществляет следующие основные полномочия:

1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

2) представляет Республику Коми в отношениях с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Государственным Советом Российской Федерации, иными органами, организациями и должностными лицами и при осуществлении внешнеэкономических связей в пределах компетенции Республики Коми, вправе подписывать договоры и соглашения от имени Республики Коми;

3) обнародует Конституцию Республики Коми, подписывает и обнародует законы Республики Коми либо отклоняет законы Республики Коми, принятые Государственным Советом Республики Коми;

4) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Коми с иными органами государственной власти Республики Коми и в соответствии с законодательством Российской Федерации организует взаимодействие органов исполнительной власти Республики Коми с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления, иными органами, входящими в единую систему публичной власти в Российской Федерации;

5) определяет систему и структуру органов исполнительной власти Республики Коми в соответствии с Конституцией Республики Коми;

6) формирует Правительство Республики Коми и принимает решение об его отставке;

7) вносит в Государственный Совет Республики Коми на согласование предложения по назначению на должности: Председателя Правительства Республики Коми; Первого заместителя Председателя Правительства Республики Коми; министра финансов Республики Коми; представителей Республики Коми в Российской Федерации и ее субъектах, на территориях иностранных государств;

8) назначает на должности и освобождает от должности должностных лиц Республики Коми в системе исполнительной власти Республики Коми в соответствии с законодательством;

9) определяет основные направления деятельности Правительства Республики Коми;

10) вправе требовать созыва внеочередного заседания Государственного Совета Республики Коми, а также созывать вновь избранный Государственный Совет Республики Коми на первое заседание ранее срока, установленного для этого Государственному Совету Республики Коми Конституцией Республики Коми;

11) вправе участвовать в работе Государственного Совета Республики Коми с правом совещательного голоса;

12) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Коми по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законом;

13) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми.

Статья 85

Глава Республики Коми в пределах своих полномочий на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Коми, законов Республики Коми издает указы и распоряжения, обязательные к исполнению в Республике Коми.

Статья 86

Срок исполнения полномочий Главы Республики Коми исчисляется со дня принесения им присяги. Глава Республики Коми прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Главой Республики Коми.

Полномочия Главы Республики Коми прекращаются досрочно в случаях и в порядке, установленных федеральным законом.

Статья 86(1)

Исключена. 

Статья 87

Государственный Совет Республики Коми вправе выразить недоверие Главе Республики Коми в случае:

1) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Конституции Республики Коми и законам Республики Коми, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Глава Республики Коми не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

2) установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Коми и законов Республики Коми, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

3) ненадлежащего исполнения Главой Республики Коми своих обязанностей.

Решение Государственного Совета Республики Коми о недоверии Главе Республики Коми принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.

Решение Государственного Совета Республики Коми о недоверии Главе Республики Коми направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Главы Республики Коми от должности.

Части четвертая - пятая исключены.

Статья 88

В случае досрочного прекращения полномочий Главы Республики Коми, временного отстранения Главы Республики Коми от должности до назначения Президентом Российской Федерации временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми временное исполнение обязанностей Главы Республики Коми осуществляется Председателем Правительства Республики Коми, а при его отсутствии - заместителем Председателя Правительства Республики Коми в соответствии с установленным Главой Республики Коми распределением обязанностей.

В случае, если Глава Республики Коми не может осуществлять свои полномочия в связи с состоянием здоровья или другими обстоятельствами, временно препятствующими осуществлению своих полномочий (отпуск, служебная командировка), их временно исполняет Председатель Правительства Республики Коми, а при его отсутствии - заместитель Председателя Правительства Республики Коми в соответствии с установленным Главой Республики Коми распределением обязанностей. В случае назначения Президентом Российской Федерации в целях охраны прав и законных интересов граждан Российской Федерации временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми в соответствии с федеральным законом, исполнение обязанностей Главы Республики Коми лицом, определенным в соответствии с настоящей частью, прекращается.

Временно исполняющий обязанности Главы Республики Коми, наделенный полномочиями в соответствии с настоящей статьей, обладает правами и обязанностями Главы Республики Коми, за исключением права:

1) вносить предложения об изменении Конституции Республики Коми;

2) распускать Государственный Совет Республики Коми.

Статья 89

Правительство Республики Коми является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Коми.

Правительство Республики Коми в соответствии с законом Республики Коми обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Коми, законов и иных нормативных правовых актов Республики Коми на территории Республики Коми и согласованную деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.

Правительство Республики Коми формируется Главой Республики Коми.

В состав Правительства Республики Коми входят: Председатель Правительства Республики Коми, заместители Председателя Правительства Республики Коми, министры Республики Коми.

Глава Республики Коми может включать в состав Правительства Республики Коми иных лиц по предложению Председателя Правительства Республики Коми.

Решение о формировании Правительства Республики Коми принимается Главой Республики Коми не позднее одного месяца с момента вступления его в должность.

Правовой статус Правительства Республики Коми, порядок его деятельности определяются законом Республики Коми в соответствии с федеральным законодательством.

Правительство Республики Коми, реализуя свои полномочия, издает постановления и распоряжения.

Статья 89(1)

Правительство Республики Коми действует в пределах срока полномочий Главы Республики Коми и слагает свои полномочия перед Главой Республики Коми, избранным на новый срок, продолжая действовать до сформирования нового Правительства Республики Коми.

Глава Республики Коми может в любое время принять решение об отставке Правительства Республики Коми.

Председатель Правительства Республики Коми, другие члены Правительства Республики Коми в любое время могут объявить о своей отставке. Вопрос об отставке лиц, замещающих государственные должности Республики Коми в системе исполнительной власти Республики Коми на профессиональной основе, решается в соответствии с федеральным законодательством и законом Республики Коми.

Освобождение от должности (отставка) Председателя Правительства Республики Коми одновременно влечет за собой отставку Правительства Республики Коми.

В случаях отставки Правительства Республики Коми оно продолжает действовать до сформирования нового Правительства Республики Коми.

Статья 90

Правительство Республики Коми возглавляет Председатель Правительства Республики Коми, который назначается на должность Главой Республики Коми с согласия Государственного Совета Республики Коми, освобождается от должности Главой Республики Коми.

Председатель Правительства Республики Коми назначается на должность на срок полномочий Главы Республики Коми.

Председатель Правительства Республики Коми сохраняет свои полномочия до вступления в должность вновь назначенного Председателя Правительства Республики Коми в порядке, установленном законом Республики Коми.

Председатель Правительства Республики Коми организует работу Правительства Республики Коми.

В случае, если Председатель Правительства Республики Коми не может осуществлять свои полномочия в связи с состоянием здоровья или другими обстоятельствами, временно препятствующими осуществлению своих полномочий (отпуск, служебная командировка), временное исполнение обязанностей Председателя Правительства Республики Коми осуществляется одним из его заместителей в соответствии с установленным Председателем Правительства Республики Коми распределением обязанностей.

Статья 91

Правительство Республики Коми в соответствии с компетенцией Республики Коми и в пределах своих полномочий, установленных Конституцией Республики Коми, законом Республики Коми:

1) участвует в проведении единой государственной политики в сферах финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии;

2) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

3) обеспечивает разработку и осуществление мер, направленных на социально-экономическое развитие Республики Коми;

4) осуществляет меры по сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Коми, их языков и культуры; защите прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;

5) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией Республики Коми, законами Республики Коми, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, а также установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти Республики Коми отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти.

Часть вторая исключена.

Правительство Республики Коми взаимодействует с федеральными органами государственной власти, исполнительными органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами государственной власти Республики Коми, органами местного самоуправления и организациями.

Правительство Республики Коми в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Коми в пределах своих полномочий имеет право на ведение переговоров, заключение договоров и соглашений, а также на ведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.
 

Глава 6. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 92

Местное самоуправление в Республике Коми осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом.

Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления в Республике Коми определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом.

В порядке и случаях, установленных федеральным законом, органы государственной власти Республики Коми могут участвовать в формировании органов местного самоуправления в Республике Коми, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в Республике Коми.

Изменение границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление в Республике Коми, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 92(1)

Органы местного самоуправления в Республике Коми самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

Органы местного самоуправления в Республике Коми могут наделяться федеральным законом, законом Республики Коми отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления и органы государственной власти Республики Коми входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Статья 93

Представительным органом муниципального образования является Совет муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования формируется в соответствии с законодательством и уставом муниципального образования.

Часть третья исключена. 

В ведении представительного органа муниципального образования находятся вопросы, отнесенные законодательством и уставом муниципального образования к ведению представительного органа муниципального образования.

Статья 94

Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация муниципального образования.

К ведению исполнительно-распорядительного органа муниципального образования относятся вопросы местного значения, которые не отнесены законодательством и уставом муниципального образования к ведению представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и иных органов местного самоуправления.

Глава 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 95 - 97

Исключены.

Статья 98

Мировые судьи в Республике Коми являются судьями общей юрисдикции Республики Коми.

Порядок деятельности мировых судей устанавливается законом Республики Коми в соответствии с федеральными законами.

Мировые судьи назначаются Государственным Советом Республики Коми в порядке, установленном законом Республики Коми.

Статьи 99 - 100

Исключены.

 

Раздел III

Глава 8. ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ И ПОПРАВОК К НЕЙ

Статья 101

Предложения о принятии Конституции Республики Коми и поправок к ней вносятся в Государственный Совет Республики Коми органами и лицами, обладающими в соответствии с Конституцией Республики Коми правом законодательной инициативы.

Статья 102

Конституция Республики Коми принимается Государственным Советом Республики Коми большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

Закон Республики Коми о поправках к Конституции Республики Коми принимается Государственным Советом Республики Коми большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

Статья 103

Принятая Государственным Советом Республики Коми Конституция Республики Коми направляется для обнародования Главе Республики Коми в течение десяти дней со дня ее принятия. Глава Республики Коми обнародует Конституцию Республики Коми в течение четырнадцати дней со дня ее поступления.

Принятый Государственным Советом Республики Коми закон Республики Коми о поправках к Конституции Республики Коми направляется для подписания и обнародования Главе Республики Коми в течение десяти дней со дня его принятия. Глава Республики Коми подписывает и обнародует указанный закон, либо отклоняет его в течение четырнадцати дней со дня его поступления.
 

Председатель
Верховного Совета
Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ


г. Сыктывкар


17 февраля 1994 года

 

Источник: docs.cntd.ru