Город. Республика. Страна. 12+
Сегодня – День сотрудника органов внутренних дел РФ. Но миллионы россиян по-прежнему называют этот праздник День милиции. И сегодняшний рассказ о милиционерах, которые оберегали жизнь и покой усинцев несколько десятилетий назад.
В истории Усинска 70-80-х милиция сыграла особую роль. Представьте, каждый день сюда приезжало десятки, сотни новичков из всех концов страны. Публика, мягко говоря, разношёрстная. И далеко не все из них были пропитаны коммунистической идеей и приехали на Север по комсомольской путёвке. Немалая часть из тех, кто прибывал на новостройку, не могла нормально устроиться у себя на родине, вот и искали счастья в дальних землях. Кто-то бежал от семьи, кто-то – от закона, кто-то пытался убежать от себя. Многие откровенно утверждали, что приехали за длинным рублём. И зачастую для них не играло роли, каким путём будет добыт этот «длинный рубль».
Хоть и говорят ветераны Усинска, что в те времена честность вокруг царила кристальная, мол, даже двери не запирали, но всё же не так безоблачно там было. Чего греха таить, были и кражи, и грабежи, и убийства. Может быть, не в тех масштабах, что ныне, но были. А сотрудников милиции было всего несколько человек…
ГЕНА
Так звали первого участкового в первом Усинске (в том, который позже стал Пармой). Он в начале 70-х в единственном лице представлял в посёлке всю правоохранительную систему. Высокий, улыбчивый, черноглазый парень – его любили и уважали большинство усинцев, а многие и побаивались. «Если где-то кричали: «Срочно вызывайте Гену!» – было ясно, что произошло какое-то правонарушение. И уж после прихода Гены виновному не поздоровится, – рассказывала о милиционере ветеран Усинска Лариса Петровна Гажала. – Он постоянно расхаживал с большой чёрной папкой под мышкой и вечно кого-то увещевал, воспитывал и уговаривал «больше так не делать».
О нём же вспоминал и Александр Никанорович Бобров, первый освобождённый секретарь ВЛКСМ Республиканской ударной комсомольской стройки: «Когда участковым в Усинске работал Геннадий Каримов (вездесущий, всем известный как скорая помощь «Гена»), который следил за соблюдением законности и правопорядка, было как-то легче. А после его гибели (он «странно» утонул в Усе) все его обязанности плавно перетекли и легли на плечи комитета ВЛКСМ».
ХИМИКИ
В посёлке под руководством Сергея Зорина был создан оперативный комсомольский отряд, который следил за порядком в Усинске, Колве и их окрестностях. А когда в районе Головных сооружений был создан «химгородок», т. е. лагерь для условно освобождённых преступников, то вообще надо было держать ухо востро. «Мало того, что они пожрали всех милых, добрых ездовых собак, которые по штук двадцать бегали по посёлку и придавали ему какой-то особый колорит, так стали происходить кражи, пьянство в рабочее время. Этот спецконтингент, конечно, стерегли милицейские охранники под командой лейтенанта Вениамина Мунаева, но, тем не менее, это сильно осложнило криминогенную обстановку на стройке. Мне приходилось проводить с «зэками» собрания, на котором я, 25-летний пацан, увещевал их, а они 50-летние мужики, осуждённые по 102-й статье и отсидевшие по 15 лет, ухмыляясь, глядели на него и требовали себе невест», – рассказывал Александр Бобров.
ДРУЖИННИКИ
Вообще, оперативные комсомольские отряды и добровольные народные дружины оказывали большую помощь в поддержании общественного порядка. В первый же год существования Усинского РОВД активно выходили на дежурства дружинники СУ-15 треста «Усиискстрой», филиала АТК Главкомигазнефтестроя, УМР-24, тампонажной конторы, завода крупнопанельного домостроения, нефтеразведочной экспедиции № 4. Добровольная народная дружина НГДУ «Усинскнефть» в 1978 году насчитывала 190 человек. А в 1983 году в Усинском районе действовало более 110 добровольных народных дружин, в которых насчитывалось более 2110 человек.
Примечательно, что лучшим дружинникам не только вручали почётные грамоты РОВД, райисполкома и райкома партии, но и денежные премии, путёвки в Москву на ВДНХ и в туристические поездки по социалистическим странам.
УСИНСКИЙ РОВД
Отдел внутренних дел Усинского районного Совета Депутатов трудящихся был создан приказом Министерства внутренних дел Коми АССР от 17 апреля 1975 года. Для работы в условиях новостройки, значительных миграций населения, то есть в условиях сложной оперативной обстановки требовался опытный начальник. Выбор пал на Михаила Васильевича Слободянюка, начальника Прилузского РОВД. К тому времени он уже имел значительный опыт работы в должностях оперуполномоченного уголовного розыска, зам. начальника РОВД по оперработе, начальника милиции.
Для милиции был выделен один подъезд в брусчатом доме № 16 по улице Комсомольской под дежурную часть и жильё для сотрудников.
В числе первых стражей порядка в Усинск прибыли офицеры милиции: Н.А. Остапчук (он был начальником поселкового отделения милиции от Печорского ГОВД), В.Ф. Гладушина (начальник паспортного стола), А.П. Пожогин (начальник медвытрезвителя), Е.А. Брыкалов (зам. начальника РОВД), И.М. Выберанец ( инспектор уголовного розыска), С.Д. Мусаев (дежурный РОВД), В.С. Мудранинец, А.И. Харитонова, Я.С. Савчак и другие. С середины 70-х обеспечивали безопасность граждан также Н.Г. Яровой, В.М. Нечаев, И.М. Выберанец, А.С. Братусь, В.В. Ломейер, А. Якименко, А.И. Фещенко, А.В. Трофименко, А.И. Шушаков, П.П. Мурзин, В.А. Чупров, В.В. Сверчков, Н.А. Радич, М.В. Кагиров, В.В. Сердитов, С.А. Худяков, В.А. Соболев и другие.
Как работали усинские милиционеры 30-40 лет назад? Как ловили преступников? Вот несколько примеров.
КРАЖА В ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ МАГАЗИНЕ
22 августа 1975 года рано утром в милицию поступило сообщение: совершена кража в продовольственном магазине Усинска. На место происшествия срочно прибыла оперативная группа, возглавляемая старшим следователем капитаном милиции А. Харитоновой. В группу вошли старший лейтенант С. Мусаев, старший лейтенант В. Еремеев, младший лейтенант А. Пожогин. К ним присоединились младший лейтенант А. Сещенко и заместитель начальника РОВД Е. Брыкалов. Распределили зоны обследования. Одновременно сориентировали находящихся в Усть-Усе старшего лейтенанта Ю. Зиновьева и лейтенанта В. Мунаева о возможном появлении подозрительных лиц в этом районе. Юрий Зиновьев и Вадим Мунаев обследовали пристань Усть-Усы и направились на теплоходе в Усинск. Здесь, на пристани, они приметили двух парней, которые о чём-то возбуждённо разговаривали, были явно навеселе. Возле них стояли рюкзаки. Это и были ночные визитёры продовольственного магазина К.Т. и С.О. Лица без определённых занятий и без постоянного места жительства. А времени было полдесятого утра, т. е. понадобилось менее двух часов для того, чтобы преступники были обезврежены.
КРАЖА В ОБЩЕЖИТИИ
Эта история произошла в 1976 году.
В девять вечера в дежурную часть районного отдела милиции вошла заплаканная девушка. Из её сбивчивого рассказа стало ясно: пропали из тумбочки 400 рублей.
– Вчера получила зарплату, отпускные, билет уже купила, еду домой через два дня. И вот...
Через несколько минут инспектор уголовного розыска Николай Яровой был на месте происшествия. Прибыв на место, произвёл тщательный осмотр. Улик никаких. Замок в исправности, отпечатков пальцев и следов нет.
– Вот задача! Преступником мог быть человек, – решил Яровой, – из числа людей, знавших Галину или бывший у неё на квартире и заметивший место, куда она ложит ключ.
В тот же вечер инспектор вместе с дружинниками побывал во всех общежитиях. Но на след не напал. Рано утром он уже беседовал с соседкой Галины по балку (вечером её не было дома). Та рассказала о том, что в отсутствие потерпевшей к ней заходили два парня, описала их внешность. Яровой задумался. Один из них по внешности напоминал Кашинова, который был на подозрении.
Начались поиски. Через час его встретили у винного магазина пьяным. Привели в медвытрезвитель. Пока Кашинов приходил в себя, Николай Яровой съездил на квартиру, где последние дни недели жил Кашинов. Хозяйка его сообщила:
– В последние дни мой квартирант жил без денег, а вчера начал «сорить» ими. Угощал всех знакомых водкой.
Инспектор больше не сомневался в источнике появления внезапного богатства у Кашинова.
КРАЖА В КВАРТИРЕ
А это уже 1979 год. Инспектор уголовного розыска лейтенант милиции Николай Филимонов получил задание: найти преступника, совершившего квартирную кражу. Стало известно, что исчезли два золотых перстня, серёжки, магнитофон «Комета» и радиоприёмник.
Это было не первое преступление, которое приходилось раскрывать молодому инспектору за два года работы в Усинске. Следуя к месту происшествия, Николай перебирал в памяти фамилии людей, привлекавшихся ранее за подобные преступления.
Осмотр места происшествия показал, что преступник опытный, следов не оставил, поэтому ожидать лёгкого раскрытия кражи не приходилось. Началась кропотливая работа по отбору и изучению фактов. Инспектор знал, что надо спешить, время «работает» в пользу преступника, который постарается сбыть краденое или покинуть территорию района. Знание оперативной обстановки, людей, взаимодействие с другими службами отдела внутренних дел, с общественностью уже в первый день работы позволило круг подозреваемых сузить до 50 человек. На второй день подозреваемых осталось только пять.
Наблюдение за ними желаемых результатов не дало. Но была одна маленькая «зацепочка»: некий И.Г., рабочий СУ «Жилстрой», посетил балок в п. Строитель (Фантазия), где проживала Л.Д., нигде не работающая после увольнения за утрату доверия из орса НГДУ «Усинскнефть» и известная милиции как спекулянтка винно-водочными изделиями, скупщица краденого. В связи с этим, и, посоветовавшись с руководством отдела, с более опытным работником уголовного розыска А.С. Братусем, Филимонов принимает решение: искать краденое в квартире Денисенко.
Обыск в её балке подходил к концу, но краденых вещей не обнаруживалось. И вдруг инспектор заметил, что хозяйка излишне старательно натягивает платок на уши. Мелькнула догадка: не хочет, чтобы заметили серьги.
Проверка показала, что серьги похожи на те, что искали. И когда, казалось, в балке осмотрена каждая щель, инспектор за телевизором в полу обнаружил тщательно замаскированные тайники, а в них – скупленные у воров вещи и «запасы» спиртного.
Л.Д. описала внешность мужчины, продавшего ей золотые украшения, магнитофон и приёмник – это был И.Г. Преступник под тяжестью неоспоримых улик сознался в содеянном.
ПРЕСТУПНАЯ ГРУППА
В 1981 года сотрудниками правопорядка была пресечена деятельность преступной группы, в которой участвовали работники нескольких предприятий Усинска. Группа совершила кражи со складов УПТК трестов «Северпромстрой» и «Усинскстрой», газоперерабатывающего завода, а также квартирные кражи. Одна из квартирных краж и позволила выйти на след преступников.
У местного егеря кроме различных предметов обихода, одежды, была похищена и малокалиберная винтовка. Это придало делу особый интерес. Расследование было поручено вести инспектору уголовного розыска Константин Леунте и следователю Алексею Ефимовскому. Милиционеры провели тщательный осмотр места происшествия и обнаружили кое-какие следы. Теперь предстояло узнать – кому они принадлежат.
Эксперт-криминалист лейтенант милиции И.В. Семенюк сообщил неожиданную новость: следы, обнаруженные в квартире егеря, идентичны следам, найденным на месте похищений ценного имущества с промышленных складов.
В ходе поисковых действий оперативники вышли на след А.М., водителя Усинской базы производственного обслуживания и комплектации УТГУ, у которого на руках уже были билеты на вылет с семьёй в Сочи.
После задержания А.М. сознался, как вместе с Н.Д. – дизелистом УНГРЭ, Н.П. – водителем автобазы № 102, А.П. и А.П. – водителями ВМК–1, Н.З. –машинистом автогрейдера УТТ–3 совершили кражу имущества со складов в посёлках Усинск, Парма, Факел. И так вошли во вкус, что перешли на квартирные кражи.
Преступники были наказаны.
НАЕЗД
Это случилось 4 октября 1981 года около двенадцати часов ночи. В дежурную часть милиции вбежал мужчина со следами крови на лице и руках и сбивчиво рассказал:
– На дороге, невдалеке от Усинска, на группу пешеходов, в числе которых был я, наехала машина и, не остановившись, скрылась.
Сообщение было кратким. Пока дежурный по райотделу старший лейтенант Баранок расспрашивал потерпевшего об обстоятельствах наезда, его помощник уже принимал телефонограмму из скорой медицинской помощи: «...пять человек с тяжёлыми травмами госпитализированы».
Спустя пять минут на место происшествия уже прибыла оперативная группа. Осмотр положительных результатов не дал. Грязь и дождь сделали своё дело. Единственной зацепкой были объяснения потерпевших, которые предполагали, что их сбила машина УАЗ-469 зелёного цвета.
А время шло... К розыску скрывшейся машины подключены все подразделения милиции. Объявлена тревога работникам отделения ГАИ и уголовного розыска. Сосредоточенно работает дежурная часть. Стучит телетайп. Быстро и деловито отдаёт последние указания начальник райотдела подполковник милиции М.В. Слободянюк, и операция по розыску преступника началась:
«Аврора 7» – я «07», докладываю... – звучат по рации голоса старших групп, – нами установлено, что в 23 часа 50 минут указанный участок дороги могла проезжать автомашина УАЗ. Водитель проживает по адресу... проверьте».
«Аврора 7» я «05»: проверены все гаражи и места возможных стоянок в п. Парма. Подозреваемой машины нет».
«Аврора 7» – я «02»: нашли машину, бортовой УАЗ-452, водитель прибыл на стоянку в 23.00».
3 часа 10 минут. Оперативные группы, отработав первый этап плана «Розыск», собрались в дежурке. Круг местонахождения совершившей наезд машины сужался. И снова поиск.
4 часа 50 минут. Одна из групп «Розыска» прибыла на территорию базы МК-82–и уже через несколько минут в микрофоне звучит голос: «Аврора 7» – я «05», докладываю: на территории базы МК-82 обнаружена автомашина УАЗ-469 со свежими повреждениями на борту. Направьте эксперта...»
Результаты отпечатков пальцев, следов ног и других признаков получены. Сомнений нет: именно этим автомобилем был совершён наезд на пешеходов.
5 часов 35 минут. Группа сотрудников подходит к дому водителя найденной машины. Хозяин квартиры взволнован приходом милиции. Но вину отрицает. Сотрудников милиции снова ждала кропотливая работа: сопоставление фактов, анализов, доказательств. Как ни пытался уйти от ответственности водитель А.Ш., его вина была доказана полностью.
УЗЕЛОК
В конце декабря 1981 года в дежурную часть отдела были доставлены несколько граждан, находившихся в нетрезвом состоянии в здании старого аэропорта. Из них двое оказались без документов. Разобравшись с задержанными, капитан Мусаев вышел на улицу и возле входа в отдел обнаружил узелок. А в нём семь золотых изделий, которые кто-то выбросил при доставлении в дежурную часть милиции.
Необходимо было срочно установить, кто же выбросил дорогостоящие предметы у здания отдела. Моментально сработала логика: выбросить золотые изделия мог только тот, кто где-то совершил кражу и, боясь изобличения, выбросил их при доставлении в РОВД. По указанию дежурного к работе была подключена оперативная группа, а через время в дежурную часть милиции поступило сообщение, что в одной из квартир микрорайона совершена кража золотых вещей, документов. Потерпевшая опознала вещи.
В дальнейшем следственным путём была доказана и виновность преступника, который, в тот день доставлялся в дежурную часть милиции.
Фото сотрудников органов правопорядка здесь.