20.06.2022 20:00
20 июня 1944 года войска Ленинградского фронта освободили г. Выборг.
20 июня 1944 года в результате Выборгской наступательной операции взят штурмом город Выборг. Советский Союз вернул себе территории, занятые им во время «зимней войны» и вновь отвоеванные финнами в 1941 году. Наибольшего успеха в наступательной операции достиг 30 гвардейский стрелковый корпус (45, 63, 64 гвсд) под командованием генерала Н.П. Симоняка.
Советские войска входят в освобождённый Выборг
Как сообщала в те дни газета "Ленинградская правда", "тон всему наступлению задали доблестные гвардейцы генерала Симоняка... Прозвучал сигнал атаки, и дремотные воды реки Сестры забурлили под сотнями самодельных плотов, под руками бойцов, пересекавших ее вплавь. По наведенным понтонным мостам двинулись танки и артиллерия". В первые часы наступления гвардейский корпус, прорвав первую полосу обороны противника в районе Старого Белоострова, продвинулся с боями на 12 километров.
На следующий день в приказе Верховного Главнокомандующего отмечалось, что войска Ленинградского фронта прорвали сильно укрепленную, развитую в глубину, долговременную оборону врага. В ознаменование одержанной победы 30-й гвардейский корпус получил почетное наименование - Ленинградский. Командующему Ленинградским фронтом Л.А. Говорову было присвоено звание Маршала Советского Союза.
Одиннадцатидневная Выборгская операция была одной из замечательных побед советского оружия в Великой Отечественной войне. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1944 года 28 советским воинам было присвоено звание Героя Советского Союза.
Воины Ленинградского фронта салютуют в честь освобождения Выборга. Июнь 1944 г.
Имена семи героев - участников боев за Выборг увековечены в названиях улиц города. Это Н.П. Симоняк, К.К. Шестаков, В.С. Сухов, В.Р. Николаев, П.Ф. Данилов, Л.А. Ардашев, П.О. Васильев. Об этих людях, чья жизнь и подвиги стали легендой, выборжане хранят память.
***********************
20 июня 1945 года на парижском аэродроме Ле-Бурже приземлился 41 истребитель Як-3 вернувшегося на родину полка «Нормандия-Неман».
В сентябре 1942 года генерал де Голль отдал приказ о формировании на авиабазе раяк (Сирия) истребительной авиагруппы № 3 для отправки на Советский Фронт. Группа состояла из 14 летчиков и полусотни механиков (все они вызвались добровольцами). Стоит отметить, что лишь у семи из них был требуемый опыт в 150 летных часов: остальные солгали, чтобы их взяли. Кроме того, все младшие офицеры получили повышение, что было необходимым для пилотирования самолета в СССР. В Свободных французских силах воздушные группы назывались в честь французских провинций. Командир эскадрильи Пуликан хотел, чтобы она носила имя его родной Бретани, однако оно уже было занято. В итоге выбор остановили на Нормандии.
Французские лётчики предпочли советские Яки американским Аэрокобрам
В конце 1942 года новое подразделение отправилось в Советский Союз через Ближний Восток. По прибытии на базу в Иваново им предложили на выбор советские истребители Як и американские Airacobra. Французы выбрали Як, что немало порадовало хозяев. Летчики три с половиной месяца тренировались пилотировать Як-7 и Як-1. После проверки в марте 1943 года эскадрилью признали готовой к боевым действиям и направили на базу в Полотняный завод, где она влилась в 303-ю истребительную авиадивизию. В дальнейшем эскадрилья постоянно перемещалась с места на место, побывав более чем на 25 различных базах.
Французам было непросто привыкнуть к холоду (-30ºС), скудной пище и спартанским условиям проживания. Кроме того, им было не по душе систематическое сражение в группе на советский манер, и они с трудом ориентировались в российских степях. Так, пилот Жан Рей был сбит в августе 1943 года, потому что по ошибке залетел на занятую немцами территорию.
На первых порах эскадрилье поручали сопровождение советских бомбардировщиков. Крещение огнём состоялось 5 апреля 1943 года: после первой встречи с «Люфтваффе» немцы не досчитались двух самолетов, а все советские машины вернулись на базу. С тех пор ритм боев и потерь нарастал, и с мая Лондону пришлось начать отправлять подкрепления. В июне «Правда» отметила награжденных советскими медалями французских пилотов.
В ходе сражения за Орёл с 12 по 19 июля 1943 года сидевшие за штурвалами новых Як-9 французы совершили 112 вылетов: они сбили 17 вражеских машин, но сами потеряли 6. Погибшего в бою командира Тюласна заменил Пуйяд.
Майор Пьер Пуйяд
В знак признания французских заслуг 14 июля 1943 года на несколько минут был поднят флаг Франции. Боевая группа получила в свое распоряжение новые и эффективные Як-3. Измотанные французские механики (их было слишком мало) отправились в августе на Ближний Восток. Им на смену пришли советские коллеги, что создало определенные проблемы в общении, но позволило сформировать прочные межнациональные связи.
Результаты были налицо, однако и потери оказались серьезными: за полгода 21 летчик был убит, оказался в плену или пропал без вести, тогда как еще четыре получили ранения. «Нормандию» отправили на передышку в Тулу. С декабря 1943 года по февраль 1944 года из Северной Африки прибыли 33 пилота, что довело их общее число до 61 человека (они были разбиты на четыре эскадрильи).
В марте 1944 года «Нормандия» вернулась в бой. Французские летчики поддержали советское наступление в Белоруссии и Литве, которое отбросило немцев на 400 километров. 15 июня машина лейтенанта Де Сейна загорелась во время полета. Ему приказали катапультироваться, однако он решил попытаться совершить посадку, поскольку в самолете находился не имевший парашюта советский механик. Оба они погибли в аварии, и их похоронили рядом друг с другом. Событие облетело все газеты, подчеркнув советско-французскую дружбу. 21 июля 1944 года Сталин лично окрестил полк в честь литовской реки, которую удалось пересечь благодаря его важнейшему вкладу: «Нормандия» стала «Нормандией-Неманом».
Французские летчики записывали на свой счет все больше побед: 16 июля они сбили 29 немецких самолетов за сотню вылетов, не понеся при этом потерь. 22 июля были сбиты 14 вражеских самолетов за 56 вылетов, опять-таки без потерь… В конце ноября полк «Нормандия-Неман» стал первым французским подразделением, которое вступило на немецкую землю в бывшей Восточной Пруссии. 28 ноября лейтенанты Де ла Пуап и Альбер были удостоены звания героя Советского Союза. 30 декабря 1944 года в «Нормандии-Немане» отметили 200 по счету победу.
В начале 1945 года исход войны уже не вызывал сомнений: преимущество советской авиации в воздухе составляло 18 к 1! В виду отсутствия противников проект превращения полка в дивизию со второй истребительной группой и подразделением бомбардировщиков был отменен. Кроме того, не все летчики получили замену, и командир Дельфино расформировал две эскадрильи, оставив лишь две, но c полным составом. Лейтенант Жорж Анри принес полку последнюю победу 12 апреля 1945 года.
Cоветские и французские летчики
По итогам 5 240 вылетов и 869 боев летчики полка «Нормандия-Неман» одержали 273 подтвержденных победы и 37 неподтвержденных, а также повредили 47 самолетов противника. Из 96 пилотов 45 погибли в бою или пропали без вести, четверо стали героями Советского Союза, а 21 — кавалерами ордена Освобождения. Кроме того, полк был удостоен ордена Почетного легиона, ордена Освобождения и Военной медали, а также советских орденов Красного знамени и Александра Невского.
После капитуляции Германии Сталин решил подарить всем французским офицерам Як-3, которые они пилотировали. Лётчики отправились в путь 15 июня и совершили посадку в Ле Бурже 20 июня перед огромной толпой. Самолеты были реквизированы французскими ВВС. Последний экземпляр в настоящий момент находится в Музее авиации и космонавтики в Ле Бурже. Сражения «Нормандии-Немана» остались в памяти россиян, которые до сих пор возлагают цветы на могилы погибших на их земле летчиков.
Современный состав легендарной французской эскадрильи "Нормандия-Неман" в день семидесятилетнего юбилея подразделения на поле самой крупной авиабазы Франции Mont-de-Marsan, к которой ныне приписана историческая часть.
ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Комментарии
Комментариев пока нет