11.01.2019 14:56
Месяц назад, в ночь на 7 декабря около двух тысяч жителей усинских сел Мутный Материк и Щельябож, деревень Захарвань, Денисовка и Праскан, неожиданно остались без света. Эти населенные пункты расположены вдоль реки Печора. Летом до них можно добраться только по воде, зимой — по накатанному зимнику. Единственная постоянная связь — телефон. А для экстренных случаев — вертолет. Без электроэнергии сельчане вынуждены были прожить почти двое зимних суток. О том, как происходило устранение нештатной ситуации аварийной бригадой Печорского подразделения филиала МРСК Северо-Запада «Комиэнерго» рассказывается в материале газеты "Трибуна".
Оказалось, что два села и три деревни погрузились во тьму из-за того, что отключилась воздушная линия 35 кВ и подстанция «Трош». Причем единственная 58-километровая линия, снабжающая эти населенные пункты электричеством, является тупиковой. Как только в домах погас свет, котельные перешли на резервные источники электроснабжения. Кроме того, в селе Щельябож у энергетиков есть дизель-генератор (100 кВт), который и взял на себя нагрузку по обеспечению электричеством не только местной котельной, но и школы-интерната, объектов связи, а также части жилых домов.
Важно было определить точное место аварии. Для этого на всех линиях «Комиэнерго» установлено специальное оборудование. В данном случае сработала третья ступень защиты. Это означало, что искать повреждение надо либо на последней трети линии, либо на самой подстанции «Трош».
Из деревни Захарвань до подстанции – 7 километров. Два электромонтера срочно отправились туда на «Буранах». Один – на подстанцию «Трош», другой – на осмотр линии (он проехал шесть пролетов линии, вплоть до ближайшего ручья, но не обнаружил повреждения). Между тем приборы упорно показывали, что место аварии надо искать в самом конце линии.
Позже выяснилось, что даже самые точные приборы иногда «ошибаются»…
Ездить на снегоходах или другой технике в этих местах – очень опасно, и местные жители без необходимости стараются не рисковать.
– Начало зимы у нас в Печорском и Усинском районах выдалось аномальным, – рассказывает заместитель главного инженера Печорских электрических сетей филиала «Комиэнерго» Александр Яндовин. – Всего один день было минус 30, все остальное время – не больше пяти градусов мороза. Обычно в это время у нас уже актированные дни в школах, и «фуры» идут по зимнику через реку Печора. Но сейчас через Печору даже «Бураны» не ездят. А ведь линия 35 кВ пересекает 25 лесных рек и ручьев, и толщина льда всего 8-10 см…
Пускать на тонкий лед тяжелые вездеходы нельзя – сразу провалятся. Обойти многокилометровую линию пешком – нереально. В итоге было принято решение отправить еще одну аварийную бригаду на снегоходах. При этом им предстояло сделать большой крюк – почти 80 км. Дело в том, что местные жители рассказали: вверх по течению Колвы есть переправа, хотя и весьма условная. Это «буранный» след, оставленный оленеводами. Но, несмотря на риск, это был единственный вариант.
Дальше все происходило в режиме спецоперации. С подстанции «Газлифт» (Возейский район электросетей «Комиэнерго») отправился грузовик с «Буранами» и бригадой энергетиков. Проехав свыше 40 км, они высадились на берегу Колвы. Ширина реки в этом месте 180 метров, глубина – 5. А переправы как таковой нет: зимник в этом году еще даже не начинали намораживать. Пришлось переправляться по «буранному» следу оленеводов…
Только через четыре часа, утром 7 декабря, бригада добралась до подстанции «Трош». Но снегоходы смогли доехать лишь до первого ручья — путь преградил крутой склон.
— Берега высокие, на них — еще не слежавшийся снежный покров, — рассказывает начальник службы воздушных линий Печорских электрических сетей Юрий Микушев. — «Буран» съехать может, но вот подъем высотой 20 метров ему не преодолеть — снег очень рыхлый. Грунтозацепы буран не держат, он съезжает вниз и заваливается на бок. И вот начались первые доклады: «Проехать не можем. Глубокий снег. «Буран» зарывается». Но ребята все равно пытались двигаться вперед.
Около 10 часов утра стало понятно, что дело идет медленно — необходимо подкрепление. С подстанции «Газлифт» в Усть-Усу, которая находится в 70 км от РЭС, выехала машина, которая забрала еще одного монтера и два «Бурана». Было принято решение использовать вертолет, который смог бы забросить людей со снегоходами на линию в районе Баяндыского месторождения. (Этот нефтяной промысел находится недалеко от линии на ПС «Трош»). Но по техническим причинам вертолет так и не вылетел. Пришлось грузить на машину снегоходы и везти людей и технику опять к той же «переправе» на Колве.
Форсировав водное препятствие, энергетики направились в район правого берега реки Лая, чтобы оттуда идти по электролинии навстречу своим коллегам, двигавшимся со стороны подстанции «Трош».
Этот сложный маневр мог отнять много времени. Но тут главный инженер Возейского РЭС Тимофей Вокуев заметил небольшой перекос гирлянды в пролете одной из опор. Причем перекос – в сторону подстанции. Опытный инженер мгновенно сообразил, что разрыв провода произошел вовсе не на той стороне, на которую указывали измерительные приборы. И повреждение надо искать на другой стороне реки Лая. Вскоре эта догадка подтвердилась.
Оставив снегоходы на берегу, энергетики перешли через речку. А это – 35 метров. Двигались осторожно, обходя полыньи (глубина Лаи здесь около 4 метров).
— Река Лая долго не вставала, от поверхности шли испарения. Из-за того, что ветер в основном дул в одну сторону, испарения относил к левому берегу, — анализирует ситуацию Александр Яндовин, заместитель главного инженера Печорских электрических сетей «Комиэнерго». — Испарения в виде льда осаживались на провода. Один из проводов под тяжестью начал опускаться на землю, периодически вызывая замыкание. В это время опускается второй провод. Через землю два провода соединяются, и получилось междуфазное короткое замыкание. Весь этот процесс длился несколько часов, и за это время один провод лег на землю и полностью выгорел так, что песок оплавился в стекло. У второго провода частично выгорел алюминиевый повив, хотя стальной сердечник остался целым.
Итак, причина отключения стала ясна – повреждение двух проводов в двух пролетах опор. Но не в том месте, на которое изначально показали фиксирующие приборы. По словам специалистов, такое иногда случается: провод был на земле, и произошло искажение данных.
Для ремонта линии нужны материалы, но они были далеко. Поэтому специалисты «Комиэнерго» решили применить временную ремонтную схему — с помощью двух металлических штырей фазу обгоревшего провода пропустили через землю. И к четырем часам утра 8 декабря потребителям дали свет. Чтобы никто не попал под шаговое напряжение, энергетики огородили место, повесили знаки безопасности и дежурили по очереди.
Днем 8 декабря вертолетом на место из Усинска были доставлены необходимые для ремонта материалы. Чтобы собрать нормальную безопасную схему, с администрациями сел Мутный Материк и Щельябож, деревень Захарвань, Денисовка и Праскан согласовали плановое отключение электричества и вывели линию в ремонт.
— Так как вертолет нас высадил в полукилометре от линии, до места добирались на «Буранах», — рассказывает участник операции — старший мастер службы воздушных линий Печорских электрических сетей Николай Краев. — На два пролета было необходимо около 400 кг провода — для «Бурана» это тяжело. Пришлось нарезать провод на три куска. Снег рыхлый, «Бураны» тонут. Пять метров проедем — полчаса достаем…
— Обычно, когда мы собираем нормальную схему, для натяжения провода используется тяжелая гусеничная техника. Но ей туда было не пройти, — дополняет коллегу Денис Микишев, электромонтер по ремонту воздушных линий 6 разряда. — Поэтому пришлось работать ручными лебедками, каждая весом около 40 кг. Вдвоем по пояс в рыхлом снегу… Только на подъем одного провода ушло более четырех часов, и столько же — на второй.
8 декабря в 21.30 электроснабжение в домах жителей сел Мутный Материк и Щельябож, деревень Захарвань, Денисовка и Праскан было окончательно восстановлено. Операция «Трош», которая длилась почти двое суток, закончилась успешно — энергетики выдержали очередную проверку на прочность.
ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Комментарии
Комментариев пока нет