Город. Республика. Страна. 12+
В этом году юбилей трагической даты в истории муниципального образования. Осенью 1994 года произошла крупнейшая экологическая авария, которая вошла в книгу рекордов Гиннеса как самое значительное загрязнение земли. Тогда по официальной версии из трубопровода вылилось 14 тыс. тонн сырой нефти, а по неофициальной – в десятки раз больше. По Печоре нефть дошла до Баренцева моря, нефтяное пятно растянулось на 18 км. Это была первая нефтяная авария в России, о которой узнал весь мир. Окружающей среде был нанесён колоссальный урон.
Мы продолжаем цикл публикаций, посвящённых этому страшному событию, а также другим экологическим проблемам Усинска.
Продолжение. Начало здесь и здесь.
На заседании комиссии РК по чрезвычайным ситуациям было объявлено о введении чрезвычайного положения в Усинском районе.
Согласно требованиям комиссии, было ускорено строительство на аварийном участке нового магистрального нефтепровода.
28 октября 1994 года на заседании комиссии по ЧС РК был определён размер ущерба от аварии. Его сумма составила 62 миллиарда 236 миллионов рублей. 1 ноября АО «Коминефть» была выставлена официальная претензия. Побывавший в Усинске для расследования аварии заместитель Главы РК В. Бибиков заявлял: «Коминефть» выплатит штраф в любом случае, даже если придётся для этого продать все основные фонды и скважины.
В результате решения, выработанного комиссией по ЧС РК, все работы по ликвидации последствий аварии на нефтепроводе Возей – Головные сооружения были разделены на три этапа: локализация разлитой нефти, сбор нефти, техническая и биологическая рекультивация земель. В ходе первого этапа работ, который продолжался в течение 10 месяцев, было построено 45 километров подъездных дорог к местам разлива нефти, 5,5 километров плотин и локализационных дамб, 34 полигона-шламонакопителя для нефтесодержащей жидкости и нефтезагрязнённых грунтов.
10 ноября 1994 года главный государственный инспектор Усинской РГТИ В. Гуляев выдал предписание № 212 начальнику НГДУ «Усинсктермнефть» С. Кузнецову и гендиректору «Этана» О. Томилову о приостановлении с 1 декабря эксплуатации нефтепровода Возей – головные. Ранее дважды в 1992 и 1993 годах гостехнадзор выдавал предписания руководителям этих организаций с требованием о восстановлении электрохимзащиты на нефтепроводе Возей – головные, но они были проигнорированы и В. Швецовым (руководитель «Усинскнефти») и О. Томиловым. Но и Гостехнадзор дальше формального выписывания предписаний не пошёл.
Собрать большое количество аварийной нефти, находящейся под слоем снега на многих участках, удалённых друг от друга, за зимний период невозможно, поэтому основным направлением по предотвращению загрязнения рек Колвы, Усы, Печоры была выбрана локализация нефти в местах разлива при помощи ограждающих дамб, а при попадании загрязнителя в ручьи и мелкие водотоки – локализация плотинами со специальной конструкцией водосброса (гидрозатворами). Строительство дамб и гидрозатворов началось в осенне-зимний период 1994-95 гг. Основные работы по строительству дамб вело ТОО «Арктиктрансэкскавация» (рук. Ф.Ю. Керимов). Большинство гидрозатворов было построено без проектов с нарушениями норм и правил гидротехнического строительства, без учёта гидрологических характеристик водотоков, всего в районе аварии было построено 14 гидрозатворов.
Сбор аварийной нефти с загрязнённых площадей проводился следующими способами. Смытую с берегов ручьёв при помощи воды, подаваемой под низким давлением, нефть аккумулировали в руслах ручьёв в траншеях и затем выкачивали насосами. Также берега от нефти очищали вручную (лопатами и граблями), а затем переносили к транспортным средствам и вывозили в шламонакопители. Замазученные кустарники сжигали. Для перехвата нефти, находящейся на поверхности водоёмов, устанавливали локализующие боны. Аккумулированную нефть откачивали и вывозили с помощью вакуум-бочек.
ООО «Природа» (рук. А.Б. Курченко) был внедрён ещё один метод. Механическое перемещение и выжимание нефтесодержащего грунта осуществлялось с помощью устройства, состоящего из трубы сечением 570 мм, прикреплённой цепью к поводку, которая перемещалась двумя тракторными лебёдками между двумя бульдозерами.
Для срочной замены нефтепровода средства были выделены из бюджета, но этого явно не хватало. Чтобы успокоить иностранных инвесторов Минфин договорился о выделении «Коминефти» для ликвидации последствий аварии чрезвычайного займа Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития в размере 124 млн долларов под гарантии российского правительства. Старая труба на нефтепроводе Возей – головные за счёт бюджетных и кредитных средств была заменена – к февралю 1995 года самые опасные участки в 46,6 км, а к июню 1996-го – остальные 64 км.
По результатам аварии были сформированы подразделения для оперативной ликвидации последствий будущих аварий. Первое – северное, второе – южное.
Из рассказа Д. Рогайло, госинспектора Усинской РГТИ (ноябрь 1994 года):
«…720-миллиметровый магистральный нефтепровод Возей – Уса вводился в эксплуатацию в мае 1975 года уже с нарушением проекта строительства (в части предохранения нефтепровода от воздействия коррозии). Фактически 19 лет назад нефтепровод ввели в эксплуатацию без системы электрохимзащиты (ЭХЗ). Согласно проекту «ПечорНИПИнефть» вдоль трассы нефтепровода должны были установить 4 катодные станции КСС-600. Они были установлены в 1976 году, но через полгода вышла из строя катодная система защиты. Восстановить её не удалось, так как оборудование было разграблено. По требованию РГТИ в 1988 году были установлены две станции катодной защиты, но через два месяца и их оборудование разграбили…
Металл, из которого был сделан нефтепровод (сталь марки 17 ГС), был рассчитан на перекачку товарной нефти с малой коррозийной активностью. Но обводнённость месторождения, высокое содержание сероводорода в нефти способствовали тому, что перекачиваемая жидкость получила высокую коррозийную активность. Только в 1989 году началась закачка ингибитора коррозии СНПХ-1003 по технологии «Союзнефтепромхима». А с 1992 года стали применять ингибитор ГИПХ-6. Такие ингибиторы обладают защитным эффектом от коррозии в пределах 90%. Что мешало использовать их раньше – не понятно, но факт остаётся фактом: до 1992 года эти ингибиторы коррозии не применяли.
Институтом «ПечорНИПИнефть» (акт № 816/3481 от 24 октября 1988 года) был произведён расчёт прогнозного срока службы нефтепровода. Вывод учёных: учитывая, что первый порыв нефтепровода произошёл в марте 1988 года (из-за отсутствия защиты от коррозии) следует ожидать полного или частичного разрушения нефтепровода ориентировочно в марте 1990 года. Дата выхода нефтепровода из строя может изменяться из-за изменений обводнённости продукции, содержания сероводорода».
По материалам книги «УСИНСК: ОТ РАСCВЕТА ДО РАСЦВЕТА»
ПО ТЕМЕ
25 лет назад на территории Усинского района произошла экологическая катастрофа. Часть 1
25 лет назад на территории Усинского района произошла экологическая катастрофа. Часть 2
Помните о событиях того времени? Есть фотографии разлива и ликвидации последствий аварии? Поделитесь с читателями Усинск-Новостей. Наш электронный адрес usinsk-novosti@yandex.ru
Комментариев пока нет