10.02.2020 10:00
В конце 1920-х годов в усинских сёлах начинают организовываться колхозы. Они, как правило, объединяли в среднем по 7-8 беднейших хозяйств.
Первая в районе сельскохозяйственная артель «Косарь» появилась в 1929 году в Усть-Усе. Возглавил её Кирилл Иванович Канев. Секретарём и счетоводом по общему решению стал Александр Иванович Канев (Лупа). Немаловажно, что в состав «Косаря» не вошло ни одно крепкое или середняцкое хозяйство. Костяк объединения составили хозяйства служащих К.И. Канева и Д.И. Канева, а также бывших батраков Ф.Н. Канева, Е. Чупрова и З.П. Дуркина. А всё обобществлённое имущество соответствовало по объёму хозяйству одного усинца-середняка. Две коровы, две лошади, три оленя, конную сенограбилку, плуг, борону предоставил новоиспечённый председатель артели. Вклад секретаря был намного меньшим – корова, лошадь и скотный двор. Колхозник Дуркин внёс свой пай кузницей. Остальные же, кроме своей рабочей силы, мало что могли предложить.
Весной к колхозу присоединились пять хозяйств. Согласие сагитированного домохозяина на вступление в артель без промедления фиксировалось на бумаге. Тут же на месте оформляли заявление и выносили решение правления, а уже вечером или назавтра созывали общее собрание и утверждали приём новых членов.
Заявление о вступлении в колхоз. Документ из музея Усть-Усинской СОШ
И всё же расширение колхоза шло очень тяжело. Особенно осуждали метод коллективного ведения хозяйства старики. Они грозили физической расправой над руководителями колхоза, волисполкома и партячейки. Эти заявления послужили удобным поводом для начала репрессий против «непослушных» крестьян. Пользуясь моментом, руководство Усть-Усинского сельсовета, видимо, желая отомстить всем обидчикам, включило в список хозяйств, подлежащих раскулачиванию 96 дворов. Однако, в конечном счёте, были изолированы «шесть заядлых кулацких элементов», в том числе двое «подкулачников» из бедноты. Эти двое получили по пять лет, «два заядлых самогонщика» из числа зажиточных хозяйств получили по 10 лет, и два «контрреволюционно настроенных кулака» не вернулись вовсе.
Заявление о выходе из колхоза. Документ из музея Усть-Усинской СОШ
О том, что на самом деле стояло за процессом раскулачивания, наглядно иллюстрирует история семьи усть-усинца В.В. Канева. Вступив в колхоз одним из первых ещё в 1929 году и сдав в общую «казну» две коровы и лошадь, Василий Васильевич и предположить не мог, что буквально через два года его объявят кулаком, арестуют и отправят в Усть-Цильму. Позже его, правда, отпустят, но дом Канева (единственное, что у него осталось к тому времени) отберут. Семья, некоторое время прожив в бане, переехала в поисках лучшей доли в Конецбор. Почему подвергнулся преследованию рядовой сельчанин В.В. Канев? Ответ дала сама жизнь: в реквизированном доме «кулака» разместили правление колхоза. Кстати, подобная ситуация наблюдалась и в Усть-Лыже. Дом раскулаченного «богатея» Филиппова отлично подошёл для здания сельского совета.
Дом "богатея" Филиппова в Усть-Лыже
По классификации крестьянских хозяйств, опубликованной в 1929 году в журнале «Коми му», кулацкими низшей категории считались хозяйства:
а) имеющие два ската (телеги), плуг, соху-косулю, две бороны; обеспеченные медной посудой;
б) обеспеченные живой рабочей силой – четыре-пять человек;
в) имеющие в хозяйстве крупный рогатый скот – четыре-пять голов;
г) имеющие специальности, дающие им хорошие заработки.
Одним из «методов борьбы с кулачеством» были обязательные платежи и работы. В 1932 году каждый усть-усинский «кулак» должен был в обязательном порядке посадить 12 пудов картофеля, посеять шесть пудов ячменя, «поставить» 600 пудов сена, расчистить землю площадью один гектар от мусора, сдать молока 1856 литров, а также приобрести заём на 110 рублей.
Применяя методы принуждения, администрирования, репрессий, власти в предвоенные годы загнали в колхозы практически всё крестьянство Усинского края.
В 1930 году в Мутном Материке был организован колхоз «Перелом». Первое, организационное, собрание состоялось 25 декабря. В числе первых колхозников – Ф.И. Ванюта, Ф.С. Кустышев, П.И. Ванюта, С.С. Канев, Е.А. Вокуев, И.С. Канев (председатель).
Фактически коллективная работа началась с весны 1932 года. Первую борозду на колхозном поле проложили Фёдор Иванович Ванюта и Христофор Андреевич Вокуев. Через год в «Переломе» насчитывалось уже 67 коров, 53 лошади, 431 олень, две косилки, три сенограбилки.
В Усть-Лыже колхоз «Выль олом» был образован 11 марта 1930 года. Председателем стал сельский учитель Григорий Фёдорович Чупров, как «самый грамотный на селе». К 1937 году в колхоз вступило 106 хозяйств (из 108). Колхозники обрабатывали 82 га пашни, содержали 446 голов крупного рогатого скота, 5 свиней, 132 лошади и 1682 оленя.
Коллектив колхоза "Выль олöм". Усть-Лыжа
Постепенно работа в колхозах налаживалась. В них стали выращивать ячмень, рожь, картофель, капусту, морковь, репу, огурцы, табак. Получали неплохие урожаи. Картофель, например, давал урожай 300 и более центнеров с гектара, ячмень – 12-13 центнеров с гектара. Кроме крупного рогатого скота и лошадей, разводили овец и кроликов. Были в колхозах и свои небольшие птицефермы, где разводили кур. Яйца в основном сдавали в детские учреждения или обменивали в пароходстве на мазут.
Достичь каких-либо успехов в колхозах можно было только при соблюдении жёсткой дисциплины. К нарушителям применялись самые строгие меры. Так, в Денисовке за отказ выйти на посевную, решили привлекать к уголовной ответственности. Именно за это были изгнаны из колхоза Лектий Канев и «кулачка Терентьева».
Члены колхозов денег за выполненную работу не получали. На трудодни им выдавали ячмень, капусту, картофель, мясо, камус.
По материалам книги «УСИНСК: ОТ РАССВЕТА ДО РАСЦВЕТА»
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ.
ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Комментарии
Комментариев пока нет