21.08.2020 14:11
Мы уже не раз публиковали очерки Валерия Самуиловича Матюкова, бывшего главного зоотехника совхоза «Усть-Усинский», про Усть-Усу, усть-усинцев, работников совхоза, жителей других сёл и деревень. В них ярко ощущается дух того времени, очень живо переданы портреты сельчан, живших в усинских селениях. Сегодняшний рассказ Валерия Самуиловича о легендарной личности из Новикбожа, о человеке необыкновенной физической и душевной силы, талантливейшем прозаике – Пике Герасимовиче Артееве.
Он был чемпионом Республики по гиревому спорту. Силища огромная. Две молочные фляги полнёхонькие (это 100 кг) по песку на крутой берег много раз взад-вперед запросто, играючи.
И вот этот Коми-богатырь, охотник и рыбак сквозь слёзы: «Валера, не уезжай! Мы с тобой в Усть-Усе организуем писательский кружок».
Я тогда и не подозревал, что он серьёзно пишет. А в старших классах в это время преподавал будущий доктор филологических наук Владимир Николаевич Дёмин. Р.И. Бехерт издал несколько книжек Пика. Но мне кажется, что лучшие его зарисовки остались не опубликованными.
В одну из командировок я пришёл к Пику в гости, и он стал читать мне рассказ о старом и молодом оленеводе, о том, как волки загрызли оленей, и как старый учил молодого: не торопись, пускай наедятся вволю. Они жадные. Жадность их и погубит. Когда набьют животы, залягут, мы их легко догоним.
Пик описывал и ночь, и луну, и снег, и блёстки, и тишину морозной, безветренной ночи. Я сидел в его бревенчатой каморке при керосиновой лампе, слушал его и до того всё было реально и правильно, что чудилось, будто сам там был в этой ночи.
А потом он читал коротенькую зарисовку о ручье, воде и камешке на дне, и я поразился, как можно вот так в тройке предложений написать целую картину.
Насколько знаю, Пик Герасимович родился в чуме. Потом семья перестала кочевать и переехала в Новик. Жили на острове Ига ди. Там были колхозные, потом совхозные овцы. Вся семья была занята работой на овцеферме. Я не часто, но несколько раз заходил к ним, и, мне кажется, что отец и мать понимали по-русски, но говорили в основном по-коми. По крайней мере, я не слышал, чтобы мать вообще что-то по-русски сказала. Это я к тому, что Пик русским более-менее овладел где-то в детсаде или в начальных классах. Значит, он думал по-коми, потом всё перекладывал на русский, публиковал-то он свои рассказы в русских изданиях, мне читал на русском. Возможно, на коми языке, просто я не видел его рассказов. На русском говорил, практически, без коми акцента. Это говорит о многом. Талант, он и есть талант.
Ещё одно. Среди его хороших знакомых, сказал бы, приятелей, были известные в республике журналисты и писатели, с ним накоротке был первый секретарь Усинского Горкома, впоследствии Глава Республики Юрий Алексеевич Спиридонов, среди его хороших знакомых были и всемирно известные артисты, например, ведущий бас Большого театра Артур Эйзен, которого он не раз принимал в тундре.
Артеев Пик Герасимович с женой Валентиной Ивановной и сыном Иваном
При всей своей физической мощи Пик был очень ранимым человеком с тонкой душевной организацией. Как и большинство людей одарённых, он довольно глубоко переживал какие-то свои творческие неудачи, неприятности по работе, семейные проблемы. Ничто человеческое не было ему чуждо. Ушёл очень рано. Этому в немалой степени способствовала и всеобщая обстановка деградации и развала 90-х годов. Не знаю, будь он жив, удалось бы ему сохранить усть-усинское оленеводство, но разорение и конец отрасли произошёл позднее, не запятнав его репутации.
Я пришлый человек, но не одноклассники, не сокурсники, а вот такие люди стали мне, пожалуй, во многом ближе, чем кровные родственники. После Усть-Усы таких близких людей я больше нигде не нажил.
ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Комментарии
Комментариев пока нет