21.12.2020 09:00
Как ранее сообщалось, первым резидентом Арктической зоны РФ в Коми стала компания из Усинска «Арктика 2020». В результате реализации этого проекта наш город и регион получат уникальное предприятие по производству строительных материалов, в основе которых будут отходы промышленных предприятий.
Инициатором разработки проекта и руководителем организации, которая займется его воплощением в жизнь, стал Игорь Смирнов, в прошлом руководитель регионального Комитета ЖКХ, а до этого – первый замглавы Усинска.
Игорь Борисович откликнулся на просьбу редакции портала Усинск-Новости и рассказал о своём начинании.
- Расскажите о предыстории и сути проекта: как пришли к идее, что, где, с какой целью, в какие сроки планируете построить? Почему выбрали именно это направление?
- Использование отходов промышленных предприятий в дорожной и строительной отрасли - не моё новшество. Применение этих компонентов, как альтернатива традиционным материалам, существует, и за рубежом уже применяется давно.
К примеру, в некоторых странах использование золошлаковых отходов является обязательным к применению в строительстве автомобильных дорог.
Вопрос использования модифицированной серы в изготовлении серобетона и сероасфальта на протяжении многих лет обсуждался во многих регионах страны. Техническая сера – промышленный отход, в Усинском районе на месторождениях ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» она также присутствует в большом количестве. На Баяндыском месторождении в 2015 году запущена в эксплуатацию установка по производству и грануляции серы. Ежегодно она может производить до 50 тыс. тонн гранулированной серы. В 2021 году должна быть запущена линия по производству серы на Ухтинском НПЗ.
Впервые о качествах модифицированной серы я услышал в 2017 году от моего старшего товарища Николая Николаевича Герасимова, который занимал пост Министра промышленности РК, и доктора химических наук, профессора, члена-корреспондента РАН Института химии Коми НЦ Уральского отделения РАН Александра Васильевича Кучина. Тема заинтересовала в практическом применении. Позже мне в этом вопросе очень помог Игорь Леонидович Шпектор. Мы обсуждали разные варианты применения этого материала. Из-за отсутствия реализованных технологий, подтверждённых экспертизами, интерес к этому вопросу немного отошёл на второй план.
Повторно вернулся к обсуждению, когда непосредственно стал заниматься строительством автомобильных дорог в качестве Генерального директора АО «Коми дорожная компания». В процессе поиска инновационных технологий в дорожной отрасли познакомился с доктором технических наук Юрием Эммануиловичем Васильевым (Московский автомобильно-дорожный Государственный Технический Университет, МАДИ). Позже Юрий Эммануилович дал моей работе замечательную рецензию.
Процесс стал понятен, технологии есть, материал тоже. Осталось всё сложить в один проект, просчитать и… еще раз подумать.
Кроме применения серы я добавил в свой проект варианты использования отходов АО «Воркутауголь», ПАО «Т+», ООО «Шахта Интауголь», АО «Монди СЛПК». Со всеми этими материалами были проведены предварительные испытания, и результат был положительным.
Для реализации данного проекта и было создано ООО «Арктика 2020», это требование федерального закона. Параллельно, я защитил на отлично свой проект в СГУ по Президентской программе повышения квалификации кадров и получил диплом в номинации «Лучшая инновационная работа в сфере строительства и дорожного хозяйства Республики Коми» с темой «Использование отходов промышленных предприятий в строительстве объектов производственного назначения и автодорог в Арктических регионах России».
Коллегами из МАДИ были разработаны необходимые обоснования: технический регламент выполнения работ и Стандарт организации работ в соответствии с требованиями ФЗ-488 «О промышленной политике в РФ» и рекомендаций ФДА «Росавтодор». Сейчас проходим согласование нашей технологии в ГКУ «Управление автомобильных дорог РК».
Кроме всего прочего, мы запустим в Усинске линию по производству композитных материалов, в частности арматуры. Дело в том, что обычная арматура не может применяться в изготовлении дорожных плит из серобетона. Оборудование уже находится в Сыктывкаре, на складе.
- В чем актуальность вашего проекта для города и региона?
- В первую очередь, вопрос экономический. Физико-механические свойства сероасфальтобетона намного выше традиционного асфальта, покрытие из него в разы прочнее и долговечнее. Срок гарантии - 12 лет.
Я сам был на объекте дорожной инфраструктуры с покрытием из сероасфальтобетона, которому 8 лет. Ни одного ремонта, ни ямочного, ни капитального за это время. Соответственно, применение этого строительного материала - для бюджета экономия на ремонтах и содержании дорог. Ещё одно значимое для погодно-климатических условий Севера качество этого строительного материала - он позволяет вести дорожные работы при минусовых температурах.
Второй немаловажный фактор - экология. Если с серой всё понятно, она имеет товарный вид и упакована, то отходы, допустим, угольных предприятий или ТЭЦ - под открытым небом. Рядом города, живут люди.
И, в-третьих, в реализации этого направления я вижу перспективы.
- Каковы сроки окупаемости проекта?
- Я бы пока не говорил о конкретных сроках, но в расчетах учитывал 5 лет.
- Какие научные организации планируется привлечь в научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности?
- Московский автомобильно-дорожный Государственный Технический Университет (МАДИ), МГУ, Институт химии Коми научного центра.
- Сколько рабочих мест будет создано? Будете ли привлекать местные кадры?
- Пока потребность просматривается в 12 сотрудниках; если местные изъявят желание, то, конечно, рассмотрим.
- Каковы примерные объемы поступлений от деятельности бизнеса в бюджеты разных уровней?
- По моим расчетам, за 5 лет поступления в разные уровни бюджета составят более 100 млн рублей.
- Какой объём инвестиций потребуется для реализации проекта и каковы источники финансирования его реализации?
- Источники финансирования будут еще корректироваться, пока это банки и фонды, которые работают по финансированию программ Развития Арктической зоны. Возможно, будут и частные инвесторы.
- Насколько новое производство будет экологически безопасно?
- Без экологической экспертизы я не смогу запустить производство. Все документы и необходимые слушания будут пройдены.
- В чем преимущества для реализации проекта от получения статуса резидента Арктической зоны?
- В основном это налоговые преференции. Но для меня это важно в личном плане. Я вырос в Республике Коми, у меня нет желания и возможностей реализовать какие-то проекты в других регионах. А вопрос освоения Арктики меня всегда интересовал. Кстати, кроме этого проекта я передал все документы, которые у меня сохранились, по развитию туристического маршрута в Шарь-Ю, в 2012 году я защищал и этот проект.
- Проявили ли интерес к проекту усинские власти? Знаю, что вы защищали свой проект перед Федеральным Министерством вместе с заместителем Председателя Правительства РК Бахтиной И.С.
- Усинские - пока нет. В Сыктывкаре – да. В Москве – пожелали удачи.
- Была ли возможность заявить проект в другом Арктическом регионе? Были ли предложения?
- Возможности были, желания не было. Предложения поступали из Архангельска, Мурманска.
- Спасибо, что поделились информацией. Желаем Вам успешной реализации проекта, а городу - боле долговечных и качественных дорог.
- Со своей стороны хочу поздравить всех с наступающим 2021 годом! И пожелать реализации всех намеченных планов, проектов. Здоровья, благополучия в семьях и любви к ближним!
ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ