Баннер-про-рыбу--4

 

олимп--Р

 


дракоша1602  Престиж-0902    северный-шапка         

исток-2011

Главная \ Новости Усинска \ Нина Чупрова:  «Коми-ижемцев должны признать малочисленным коренным народом Севера, тогда с нами будут считаться»

Нина Чупрова:  «Коми-ижемцев должны признать малочисленным коренным народом Севера, тогда с нами будут считаться»

« Назад

25.11.2021 10:00
Поделиться с друзьями >>>   

Богатейшая культура коми-ижемцев представлена не только на родине субэтноса, где он сформировался, – в бассейне реки Ижмы, но и на территории нашего муниципалитета, так как большинство сёл и деревень основаны выходцами соседнего с нами района. Газета  «Усинской новь» рассказывает об ижемской культуре, о традициях и обычаях коми-ижемцев, о людях, которые вносят большой вклад в сохранение самобытной ижемской культуры.
Более тридцати лет назад было создано общественное движение коми-ижемцев «Изьватас». Его представительство имеется и в Усинске. Сегодня беседуем с лидером усинских коми-ижемцев, художественным руководителем Дома культуры Усть-Усы Ниной Чупровой. Она родилась и выросла в Ижемском районе и является представителем уникальной северной народности.

BHK6U1BCqMo (1)

– Нина Ивановна, расскажите немного о себе. Почему Вы считаете себя коми-
ижемкой?

– Родилась и выросла в ижемском селе Няшабож. Называю себя «изьватас» или по-русски коми-ижемка. У ижемцев свой уклад жизни, диалект. Они в отличие от коми, живущих в других районах республики, освоили, например, только им присущий вид сельскохозяйственной деятельности – оленеводство. Они отличаются особенностями национального костюма, архитектуры жилья и т. д. 
Кстати, мои родные век назад тоже были оленеводами. Родная бабушка, которую звали точно также, как и меня, Чупрова Нина Ивановна, повседневно носила национальный ижемский наряд. Благодаря тому, что работаю в Доме культуры старинного села Усть-
Уса, имею возможность чаще надевать милый и близкий сердцу красочный наряд коми-
ижемки. 
Вообще, ижемцы – это народ с древней историей и богатым культурным наследием. Они живут не только на севере Республики Коми, но компактно проживают и на территории Мурманской области и даже Финляндии, куда семьями перешли в результате гонений в годы гражданской войны в первой половине XX века, а также за Уралом и на территории Ненецкого автономного округа, где имеются целые коми сёла и деревни.

 

– Что для Вас означает быть коми-ижемкой? Вы стараетесь развивать коми-ижемскую культуру через песенное искусство? Какие произведения коми-ижемцев входят в Ваш репертуар?
– Очень ценю и трепетно отношусь к традициям и культуре своих предков. Пропагандирую ижемскую культуру, язык с его диалектными особенностями и передаю знания и навыки своим воспитанникам через устное, песенное творчество (фольклор). В моём репертуаре много песен ижемских композиторов: Глеба Семяшкина, Генриэтты Сусловой, Лидии Терентьевой, Сергея Артеева, Анастасии Терентьевой. Это очень мелодичные, красивые песни. 
Недавно пришла хорошая весть: моё выступление включили в гала-концерт республиканского фестиваля «Василей», который ежегодно проводится в Усть-Куломе 14 января, в день памяти православного святого Василия Великого. В январе следующего года выступлю с песней «Кымöръяс» («Тучи»), которую специально для меня написала композитор-концертмейстер из Дома культуры села Ижма Лидия Терентьева на слова известного коми поэта Владимира Тимина. Эта композиция представит на фестивале ижемскую культуру, а выступать буду в нашем национальном наряде. Надо сказать, что со всей республики было заявлено на фестиваль сорок номеров. Из них комиссия отобрала только пятнадцать, в том числе песню «Кымöръяс».

 

– Бывали на съездах организации? С кем из активистов организации знакомы?
– Вхожу в состав общественной организации «Изьватас», которая была организована в сентябре 1990 года. Представительства межрегионального общественного движения (так называется сейчас организация) имеются во многих районах и городах не только Республики Коми, но и за её пределами, где компактно проживают коми-ижемцы. Принимала участие в съезде коми-ижемцев в городе Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ), также несколько раз – в работе съездов в селе Ижма. Знакома и сотрудничаю со многими активистами организаций из Салехарда, Мурманской области (село Ловозеро), Ханты-Мансийска, Нарьян-Мара, Ухты, Печоры, Сыктывкара, Ижмы.

– Коми-ижемцы более пятнадцати лет борются за то, чтобы их народность признали в России в качестве малочисленной? Среди коми есть как те, кто поддерживает их, так и противники этой инициативы. Как Вы к этому относитесь?
– Считаю, что коми-ижемцев должны признать малочисленным коренным народом Севера, тогда с нами будут считаться. Мы – хозяева на земле, которую обжили и освоили наши предки, обязаны сохранять и развивать свои традиции, язык и культурные особенности, способы хозяйствования (оленеводство, рыболовство и охоту). Получив статус малочисленного, мы бы смогли сохранить себя, свою самобытность, идентичность. 
Те же нефтяники, которые работают на территории проживания коми-ижемцев, должны будут прислушиваться к нам, когда мы получим статус малочисленного коренного народа Севера. Мы сможем более полно контролировать производственную деятельность компаний, ведущих хозяйственную деятельность в наших краях, а, значит, в каких-то случаях предотвратить экологические ЧП, которые в последнее время стали частыми. Будем иметь право на возмещение убытков, нанесённых нефтеразливами.  Сможем получать от государства финансовую поддержку для развития традиционных промыслов, помощь в получении образования наших детей, медицинских услуг. Сейчас, проживая на своей земле и являясь фактически малочисленным коренным народом Севера, мы не имеем никаких льгот, никакой поддержки, которую получают другие народы Севера. Считаю, что это несправедливо. 
Напомню, что в России малочисленными коренными народами считаются особые группы населения, проживающие на территориях традиционного расселения их предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, численностью не более пятидесяти тысяч человек. Думаю, ижемцев поддержат и другие коми, проживающие на юге республики, руководство региона, депутаты.

– Насколько, по-вашему, полно представлена коми-ижемская культура на территории нашего муниципального образования?
– К сожалению, на праздниках и концертах редко можно услышать ижемские песни, посмотреть яркие и красивые самобытные ижемские наряды, танцы. На мой взгляд, на территории Усинского района недостаточно проводится мероприятий, направленных на сохранение истории и традиций коми-ижемцев. Чтобы изменить ситуацию, нужна, прежде всего, активность нас самих, жителей сёл и деревень, а также коми горожан, которые в большинстве – носители ижемской культуры. Никто ведь за нас не будет поддерживать и развивать наши традиции, язык. Нужно, чтобы в репертуаре городских и сельских коми национальных коллективов были представлены ижемские песни и танцы. Мы должны требовать этого от руководства соответствующих отделов и управлений муниципалитета, коллективов.

 

– Поддерживаете ли связь, общение, культурный обмен с ижемскими сёлами и деревнями и какую?
– Конечно. Постоянно на связи со своими родственниками, коллегами, с которыми работала в школе и в центре дополнительного образования в селе Ижма. Тесно сотрудничаю с учреждениями культуры Ижемского района: с управлением культуры, историческим музеем, сельскими домами культуры. В ходе общения обмениваемся репертуаром, творческими идеями. Всегда чувствую огромную поддержку и уважительное отношение к себе от земляков-ижемцев.

– Каким Вы видите будущее ижемской культуры на территории нашего муниципалитета и в целом в республике?
– Будущее ижемской культуры на территории Усинского района напрямую связано и  с самими людьми, которые должны сохранять многовековые традиции и язык. Необходимо развивать коммуникации между районами. Лишь таким образом мы сможем сплотиться и стать ещё большей сильной народностью. А главное – сохранять преемственность поколений, в том числе учить особенности нашего языка в школе. Приятно, что и в наших усинских сёлах и деревнях есть семьи, где родители передают своим детям культурные ценности и традиции ижемцев. Это значит: у коми-ижемцев есть будущее, и оно зависит, во многом, от нас самих, от нашей активности и желания.



Источник: Усинская новь 


ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Комментарии


2021-12-01 19:37:20 Фетисова Юлия
Поддерживаю инициативу признать коми-ижемцев к малочисленным народам Крайнего Севера. Проработала в Ижме 10 лет,познакомилась с народом и культурой. Они этого заслуживают! Сохраняют обычаи,культуру . Что значит один праздник " Луд",собирающих коми -ижемцев со всей России,бывших союзных республик и других стран. Ижма и её народ- в сердце моём.

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*Комментарий: