06.04.2023 12:16
В начале 2000-х одной из самых актуальных в Усинске была тема районного коэффициента. Изменение этого норматива привело к существенному ухудшению материального положения нескольких слоёв населения. Особенно пострадали пенсионеры - ветераны, которые в сложнейших условиях Приполярья в сжатые сроки построили Усинск и обеспечили добычу нефти.
А история вопроса такова.
1971 год. 6 августа. Государственный Комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариат ВЦСПС за Nо 316/22 подписывают Постановление о повышении районного коэффициента к заработной плате всех рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР (включая работников обслуживающих предприятий, организаций и учреждений). На территории Усинского района, который входил в то время в Печорский район, коэффициенты устанавливались в следующих размерах:
- для работников предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства - 1,6;
- для работников предприятий и организаций непроизводственных отраслей - 1,5.
1998 год. 3 июля. Глава РК Юрий Спиридонов подписывает Указ Nо 232 об установлении с 21 июля 1998 года единого районного коэффициента по городу Усинску и Усинскому
району - 1,5.
2001 год. Август. Начисление пенсий усинским пенсионерам начинают производить с применением районного коэффициента 1,3. Основание - информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития РФ (от 9.09.01. за Nо 1608-16), Департамента доходов населения и уровня жизни Министерства труда и социального развития РФ (от 15.03.01. за Nо 336-9) и Пенсионного фонда РФ (от 9.04.01. за Nо 06-27/2969).
Как позже объясняли, в период реорганизации Печорского района и выхода из него в феврале 1975 года Усинского были упущены вопросы закрепления прав усинских пенсионеров. Районный коэффициент для Усинска 1,5 был зафиксирован в постановлениях Правительства и ВЦСПС в 1972 году без упоминания названия района, речь шла о территории, расположенной севернее 65 параллели. Однако пенсию усинским пенсионерам стали насчитывать из расчёта 1,3, то есть так же, как и проживающим на той самой 65-й параллели печорцам. Таким образом усинские пенсионеры при начислении потеряли до 30% пенсии. Поэтому одной из главных задач местные власти считали возврат к прежней системе насчисления пенсии.
В 2003 году около двух тысяч усинских пенсионера подали иски в суд, считая незаконным применение при начислении пенсии районного коэффициента 1,3. Однако в удовлетворении исков всем им было отказано.
Пострадали не только пенсионеры Усинска. В информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Российской Федерации (от 9 сентября 2001 года, № 1608-16), Департамента доходов населения и уровня жизни Министерства труда и социального развития Российской Федерации (от 15 марта 2001 года, № 336-9), Пенсионного фонда Российской Федерации (от 9 апреля 2001 года, № 06-27/2969) были указаны сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке. Для города Усинска и подчинённых его администрации населённых пунктов в разделе 7 данного письма было указано, что коэффициент составляет 1,3.
Таким образом работники непроизводственных отраслей Усинска также существенно потеряли в зарплате.
Однако администрация города не была согласна с позицией федеральных чиновников и направляла письма в различные инстанции, указывая, что на основании Указа Главы Республики Коми № 232 от 3 июля 1998 года с 21 июля 1998 года установлены единые районные коэффициенты по городу Усинску и Усинскому району 1,5.
Уменьшен был с 1 октября 2002 года коэффициент до 1,3 и при начислении пособий по государственному социальному страхованию и по временной нетрудоспособности и уходу за больным ребёнком. И снова жалобы горожан, публикации в СМИ, письма администрации в разные инстанции.
Глава МО «Город Усинск» Феликс Марков выразил тогда своё мнение: «Считаю, что действия Филиала № 3 регионального отделения ФСС Российской Федерации по Республике Коми неправомочны... Усинский городской суд заверил, что до конца октября исковое заявление о признании незаконными действий Пенсионного фонда будет рассмотрено. Вопрос о правомерности применения Филиалом № 3 регионального отделения ФСС коэффициента 1,3 при назначении социальных пособий необходимо также решать в суде».
Однако решить проблемы, связанные с районным коэффициентом, усинским властям так и не удалось.
О том, какие страсти кипели в Усинске по поводу районного коэффициента, к примеру, можно судить в том числе и по публикациям в газете "Усинская новь".
Примечательно, что в соседней Инте, которая нисколько не севернее Усинска действует коэффициент 1,5. Как считаете, справедливо ли такое положение вещей? Считатете ли вы это проблемой для нашего города? А если да, то верите ли в перспективность положительного её решения для Усинска в ближайшее время или в принципе?
© Александр Машков
ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Комментарии
Информписьма в виде нормативных правовых актов запрещено издавать департаментам и ст. 15 3 Конституции, Указом Президента √763 от 23.05.1996г....и ещё, ещё... Вопрос РК1, 5 к пенсии был обречён, экономия расходов бюджетных средств была важнее справедливости, а РК1, 5 и 1,6 указан в справках о зарплате! ... Я продолжаю добиваться возврата законного пост. ГКТ СССР 316/22 в правовое поле Усинска, это если коротко....
ПОДРОБНЕЕ, ПОЧЕМУ НЕ УДАЛОСЬ И КАКИЕ МЕРЫ ПРИНИМАЛИСЬ ВЛАСТЯМИ ГОРОДА. ИХ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ ....
Николай и Усинцы, может быть к этому привлечь журналистов из тв, пусть на всю страну огласят проблему Усинских северяне, как считаешь город?
Георгий, это могли бы организовать городские власти, но они не болеют этой проблемой, эти люди не способны отстаивать ЗАКОННЫЙ РК1, 5 для расчёта пенсии в Усинске.