11.11.2014 02:22
Усть-Уса. Многие думают, что хорошо знают это село. Оно же вот – рядом, в двух часах езды от Усинска. Но село это не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Хотя, если хорошо присмотреться, оно может рассказать многое о себе, об истории, о людях, населяющих его. В этом мы убедились, побывав в самом старом усинском селе.
Усть-Уса была основана братьями Лукентием и Егором Каневыми из Ижмы ещё в конце XVIII века. Конечно, за это время накопила много интересностей. Достопримечательности здесь на каждом шагу. Вот дом, построенный ещё в 1898 году. Вы только представьте: мир ещё не знает Ленина, до начала Первой мировой войны ещё 16 лет, Лаврентий Берия ещё не родился, открыватель Усинского месторождения Георгий Чернов появится на свет через шесть лет…, а дом этот уже стоял. И люди в нём просыпались, завтракали, молились Господу, работали, любили, были счастливы. Чувствуете запах истории?
Вот храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Это первый сельский храм, который начал действовать в Усинском районе после эпохи атеизма. Ему в этом году исполнилось 120 лет. Кстати, построен он был без единого гвоздя.
А это братская могила. В ней похоронены милиционеры и гражданские лица, погибшие во время восстания заключённых в 1942 году. Среди них - девочка, убитая шальной пулей.
Кстати, в 80-е милиционеры Усинского РОВД принимали присягу на верность народу именно здесь. Ныне традиция утрачена…
Конечно же, есть в селе памятник погибшим в годы Великой Отечественной.Грустный советский воин…
Село состоит из двух частей – верхней…
…и нижней. Сама Усть-Уса, кстати, началась именно с нижней части.
Здесь деревянные «старики-здания» соседствуют с каменными «домами-молодёжью».
У многих «стариков», как бы это мягче выразиться, крыша немного «пляшет». Например у этого.
И у этого.
И этот туда же.
Изнутри это выглядит так.
Или вот так. Жильцы этих домов, экстремалы поневоле, живут надеждой на лучшее.
На лучшее - на новое жильё. В скором времени в Усть-Усе появятся два новых 38-квартирных дома. Вот строится первый из них.
За строительной суетой наблюдает пёс стаффордширских кровей Бутч. Чужие здесь не ходят.
Есть в Усть-Усе и такие вполне себе современные «европейские» уголки. Как здесь.
Или здесь.
Ну чем не типичная норвежская или финская деревня?
Сельмаг. Внешне непритязательное барачного типа строение.
Зато внутри – типичный торговый центр с довольно богатым выбором.
Сельский водопровод. В селе нет централизованного водоснабжения и воду возят с колонок такими санями в бидонах.
Кто-то как может утепляется.
Кто-то как может расширяет своё жизненное пространство.
В Усть-Усе нет филиалов банков. Их функции, видимо, выполняют местные жители, которым субсидировать односельчан позволяет материальное положение и душевное расположение. Но кто-то явно устал от такой жизни…
Усть-Уса – село с богатой историей. В 30-40 годы оно было одним из важнейших узлов системы ГУЛАГа в Коми АССР. Вокруг неё, на речных островах и в лесных чащобах, были десятки лагерей, откуда в свои семьи не вернулись тысячи отцов, матерей, сыновей, дочерей. Память о том страшном времени хранят старожилы села и руководитель местного школьного музея Игорь Васильевич Паншин.
И всё-таки нет-нет да ощетинится кое-где прошлое колючим лагерным наследием.
Или вскинут в хмурое небо свои растопыренные «пальцы» оленьи рога вековой давности, словно напоминая о тысячеголовых оленьих стадах, которыми было богато некогда местное население. В местном коми селе нет традиции повсеместного украшательства своих жилищ резными наличниками, карнизами и проч. Оленьи рога это, скорее, не элемент декора, а тоже своеобразный маячок из дохристианского прошлого коми. Их назначение – не допустить в дом злых духов, «забодать чертей».
Такой привет из прекрасного советского далёко.
Люди здесь живут настоящим. Своими повседневными заботами.
Стараются обеспечить уют близким в своём доме.
Стоит такой дом вековой давности, потому что крепко сшит да ладно скроен. А рядом свежесколоченная беседка с видом на бесконечные просторы Припечорья. Жизнь идёт.
И не обходится в этой непростой жизни под этим суровым небом без романтической меланхолии…
…или крупинок иронии. Александр Егорович, по его словам, в селе этом уже семь десятков лет и добрую половину этого срока прожил в своём доме, который считает достопримечательностью села.
- Кто ещё может похвастать, что на крыше его дома растёт настоящее дерево? – шутит Александр Егорович.
Такая вот калитка. Сразу почему-то вспомнился эпизод из старого украинского мультфильма про взаимовыручку собаки и волка. Ну когда первый обкормил второго на хозяйском застолье, а второй не в силах перелезть через забор проломил в нём примерно такую калитку. «Ну ты это… Заходи если что…»
Да, вот такой добряга-пёс. Он и сторож, и замок, и друг.
В продолжение «животной» темы и возвращаясь к теме внешнего облика местных строений. Вот редкое исключение из правил: резные наличники повторяют силуэт конской головы. Как ни странно, но за день пребывания в селе не встретили ни одной лошади – некогда непременно атрибута сельского пейзажа. Необычной красоты цветовая композиция, согласитесь. Яркое огненное пятно на серо-бело-чёрном фоне.
Или много-много рябиновых искорок…
Обратите внимание на дымоход оранжевого красавца. Как вы думаете: зачем к нему прикреплена жестяная дуга? Как здесь.
Правильно. Чтобы избежать попадания в дымоход обильных по здешнему климату осадков. А как вы думаете: что это за строение с гипер-дымоходом? Это местная общая баня.
Или вот ещё, на банно-прачечную тему. Неделька :)
Водонапорная башня. Сереет минорно в тон погоде – давно уже свой титул Архитектурной вертикальной доминанты села уступила красно-белой вышке сотовой связи.
Под бочком у бетонной трёхэтажки ржавеет от тоски по былой востребованности старая пекарня.
А в другом конце села синеет от холода и безделья новая пекарня.
Невдалеке от новой пекарни продукты жизнедеятельности человека живописно присыпанные снежном трёхдневной давности навевают мысль: сравнение российской коммуналки со швейцарскими часами пока, увы, не в пользу первой.
В стремлении обезопасить прохожих и автовладельцев от несчастных случаев, связанных с попаданием в канализационный колодец, усть-усинские коммунальщики, несомненно, могут быть хорошим примером для своих городских коллег.
Техническая оснащённость местного Жилкомхоза тоже дала повод для радости за его работников: иметь в собственности катер не всякая нефтедобывающая организация может себе позволить. Но радости этой укорениться не давала засевшая где-то в глубине сознания мысль: судёнышко это, вероятнее всего, наследие советского прошлого.
Подавляющее большинство строений в Усть-Усе – деревянные. Село не маленькое и наличие собственной пожарной службы, как говаривал Ильич, архиважно.
Сегодня самый «ходовой» рабочий транспорт у сельчан среднего класса – снегоход, лёгкий грузовичок…
…и, конечно же, трактор.
Телега грустит в ожидании лета.
Старое здание давно недействующей столовой ждёт уже не один год своей очереди «на утилизацию».
Скучает по чемпионским рукам старая самодельная штанга.
Уютно укутавшись в снег со спокойной важностью выполняют столь важную миссию «обеспечения продовольственной безопасности села» угловатые погребки. Запасливые усть-усинцы в них хранят картофель.
Бабушки здесь улыбчивы и приветливы.
Встретился серьёзный местный мужчина.
– Как вас звать?
– Тёзка Президента – Владимир.
Василий – старожил сестринского отделения сельской больницы.
А в школьных коридорах не только эстетично, но и спортивно. Теннисные столы стоят и на первом, и на втором этажах. Дети играют в настольный теннис и на переменах, и после уроков. Не каждая городская школа может похвастаться таким.
И детский сад здесь что надо. Особенно – краеведческий музей, где дети могут поиграть с предметами, которыми играли их дедушки и бабушки, потому что в то время ярких импортных игрушек не было.
Современный "элемент местного колорита в образовательно-воспитательном процессе" – лодка во дворе с мотором, как у пап.
В ожидании чуда…: )
Чудо. Чудо, какая красота. Женя Огнева
И напоследок – большой привет усть-усинским мамам!
ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Комментарии
спасибо вам за наше село мы помним и любим свои родные места