08.02.2016 05:55
В 1991 году в конце ноября ударили сильные морозы: 43-45 градусов ниже нуля, да ещё и с ветром. В такие дни на Центральной водогрейной котельной (ЦВК) режим работы особенно напряжённый. И вдруг работники ЦВК увидели, что начало падать давление газа. Чем дальше – тем давление меньше.
«Звоним на ГПЗ, отвечают: у нас на входе всё нормально, причину ищите у себя (тогда ещё из Печоры мы газ получать не могли – ветка была недостроена. Это уже потом её достроили в срочном порядке. Газ получали с промыслов, собирали на ГПЗ), – рассказывает Александр Иванович Брезгун, работавший в то время в сфере ЖКХ Усинска. – Полтора суток разбирались, в чём дело, давление газа упало до такой отметки, что дальше тянуть было нельзя. Система отопления стала потихоньку остывать. Город начал замерзать...»
По правилам технической эксплуатации ЦВК должно было перейти на аварийный источник топлива. А коммунальщики в течение трёх суток должны были найти причину аварии и устранить её. Но это оказалось невозможным. Бочка с нефтью, конечно, была. Но с момента основания котельной запасную систему никто никогда не запускал. Никто понятия не имел, как это делается. А давление газа всё падало, температура падала...
Александр Брезгун: «Набился полный кабинет начальников, помню, приехал председатель горсовета Михаил Романович Тян. Во главе стола сидел Курушов. Главный, единственный вопрос: что делать? Вывод один – надо запускать аварийную систему. А как запускать? Зашли мы на котельную, а нам сказали: «Ребята обеспечим всем, чем хотите, естественно, кроме водки». Тогда с харчами было не очень. Привезли масло, хлеб, чай, сигареты, тушёнку, лишь бы запустили. А давление всё падает, падает, падает…»
В то время ни у кого даже мысли не возникало, что могла рвануть труба. Но всё-же коммунальщики поехали осматривать трубопровод. И, не доезжая полкилометра до Мичаёля, обнаружили огромную дыру в трубопроводе. Что делать? Заварить трубу невозможно, нужен бандаж. Чтобы установить бандаж, нужно снизить давление, а значит, нужно перейти на аварийное топливо. И это в сильнейшие морозы. Остановить котельную хотя бы на несколько часов – заморозить город.
Александр Брезгун: «Несколько дней готовились к переходу на нефть, нам добавили людей. Но никто не знал, что и как делать. По сути, руководили всеми работами Бабаханов, Базуев и я. Очень помог опыт работы в нефтянке в пусконаладке. Я тысячу раз благодарен моим первым руководителям, наставникам, тем, кто учил, как поступать в подобной ситуации.
Пришлось буквально всю защиту убрать, клапаны убирать или отсекать, потому что взвести всю схему КИПа мы не могли. Напрямую, вручную, на вентилях начали запускать. Запустили ПТВМ, один котёл. Поскольку его раньше не запускали, форсуночки были заводские, замусоленные, еле-еле их пробили, соединили, всё в нефти, что ни откроешь, везде дырки, свищи… Так проходили метр за метром. Параллельно поменяли нефть (она была непонятно какого состава), запустили котельную, запустили циркуляцию. Включили подогреватели. Всё в пару, всё в воде, всё в конденсате. Всё на руках, ничего не работает. Шум. Вой. Это был кромешный ад. Ничего страшнее в жизни я не видел, ещё страшнее было от понимания того, какими последствиями для города обернётся авария, если мы не запустим котельную...»
Запустили котельную, запустили циркуляцию нефти, затем ПТВМ-1, ПТВМ-2. Агрегаты стали работать всё тише, тише. Надежда на благополучный исход постепенно гасла, с каждым часом умирала… Всё остывало, холодина! Люди были все в фуфайках, замотаны, кто как мог, как космонавты ходили. Было очень холодно…
Но работа не прерывалась ни на минуту. Семь гигакалорий сняли с одного котла, девять гигакалорий с другого. Мало. Надо ещё. А как? Что делать? Запускать КВГМ. А как запускать? Форсунок штатных нету. Какие-то нашли. Быстро на ходу обновили линии, все делали на глаз, без манометра, без ничего.
В течение этих четырёх дней, пока велась отладка аварийной системы на ЦВК, газ перекрыть не могли.
Александр Брезгун: «В последний день было ощущение, что сейчас умру от усталости. Я присел отдохнуть на ступеньки, а наверху работал сварщик, и мне искра от сварки прямо за шиворот упала. Я вскочил, взбодрило немного. Ничего почти не ели – в горло не лезло, только курили. Ситуация близка к тому, что ещё полчаса и нужно сливать воду с теплосетей, чтобы не заморозить всю систему…
Нужно было правильно установить форсунки в горелке, я залез в котёл и сориентировал форсунки. Котёл остановили...»
Газовики сразу бросились заделывать брешь, устанавливать бандаж… Только после запуска котлов руководство расслабилось… Город не заморозили.
По материалам книги "Усинск: от рассвета до расцвета"
Подробнее о книге здесь.
ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Комментарии
Газопровод был на "балансе" города наверняка была смета затрат на его обслуживание.Куда они уходили неизвестно.Вот эта безхозяйственость и привела к аварии.На авось рассчитывали.