12.01.2016 00:04
КУДА ДЕЛИСЬ ЧЕТЫРЕ С ПОЛОВИНОЙ КИЛОМЕТРА ВОДОПРОВОДА?
Картина, запечатлённая на фото, сегодня, как и сто лет назад, является неотъемлемой частью жизни усинских сельчан.
Какими бы эпитетами не награждали Усинск (нефтяная столица Республики Коми, базовый город освоения Тимано-Печоры и т.д.), подчёркивая его значимость в процессе формирования доходной части регионального бюджета, сёлам и деревням района, по большому счёту, от этого ни холодно, ни жарко. Вряд ли усинские сёла можно назвать в чём-то более продвинутыми или инфрастурктурно более развитыми относительно их более южных соседей.
Чем кардинально отличается качество жизни современных усинских сельчан от их земляков начала прошлого века в материальном плане? Общий набор современных «гаджетов» – холодильник, телевизор, мобильный телефон и т.д., список может варьироваться от уровня достатка сельчан. У более обеспеченных – моторные транспортные средства. Из прочих благ цивилизации – асфальтовая центральная дорога в паре населённых пунктов и три-четыре железобетонных строения на все сёла района. Ах да, главная заслуга Ленина сотоварищи –повальная электрификация, правда с регулярными перебоями энергоснабжения. В остальном – как при царе-батюшке. Вместо дорог – направления, тротуары (где есть) – деревянные, отопление – дровяное, водоснабжение – ведёрное и т.д. Вот ещё: при царизме сельское хозяйство и животноводство даже в наших северных сёлах хоть и медленно, но прогрессировало (что уж говорить о советском времени), сейчас – тихо регрессирует (за редкими исключениями). Но сейчас не об этом.
Несправедливо будет сказать, что власть и нефтяников устраивает такое полуцивилизованное существование деревни. Утверждаются целевые программы развития села, действует механизм соцпартнёрства. Например, какое-то время назад не без помощи нефтяников почти во всех сёлах района были пробурены артезианские скважины и установлено оборудование для очистки воды Но, как и сто-двести лет назад, процесс водоснабжения для сельчан совмещён с определёнными физическими нагрузками. Эти регулярные «физические упражнения» на свежем воздухе были бы для сельчан даже в радость, будь они частью некоей государственной системы оздоровления населения (как например ГТО) при общем качестве жизни, достойном цивилизованной страны XXI века (централизованное водо-, тепло-, газоснабжение, канализация и т.д.). А пока нагрузки эти – рутинная ежедневная обязанность сельчан, которая ещё раз подчёркивает разницу между качеством жизни на селе и в городе, как, понятно, не в пользу первого. Именно эта разница вкупе с невозможностью трудоустроиться на месте является причиной оттока молодёжи из села.
Надежда на появление относительно цивилизованной системы водоснабжения у жителей сразу трёх сёл района появилась в марте 2003 года. Оговорка «относительно» в данном случае употребляется потому, что никто не ведёт речи о централизованном водоснабжении с точками разбора воды непосредственно в домах потребителей коммунального ресурса, как в многоэтажках Усинска. Планировалось строительство локальных водопроводов с установкой через каждые сто метров водоразборных колонок. Как в сельской местности средней полосы. Тогда появились на свет три постановления администрации – №№ 619, 622, 623 – о направлении бюджетных инвестиций на строительство локальных водопроводов в Усть-Усе, Колве и Мутном Материке соответственно.
На 1700 метров водоснабжающей магистрали с водоразборными колонками в Усть-Усе планировалось выделить из бюджета примерно 12 236 000 руб. На 1500 м в Колве – 11 220 000 руб. И на 1450 м в Мутном Материке – 10 866 000 руб. Уже сегодня тем же усть-усинцам с улицы Коммунистической, чтобы запастись водой для стирки, не нужно было бы переться с бидонами к скважине на Советской, достаточно было бы просто выйти за калитку. Ведь сроки строительства водопроводов были определены чётко – 2013-2015 годы. Но... Спустя год после утверждения постановлений бывший глава администрации покинул свой пост, а пришедший ему на смену сити-менеджер, видимо, предпочёл сместить акценты своей деятельности в иные сферы. Так или иначе, указанные в постановлениях обязательства никто выполнять не торопился.
О том, что строить в сёлах муниципального образования водопроводы всё же надо, городским властям публично напомнили лишь после памятных событий 19 сентября, когда значительная часть команды (или бригады, кому как нравится) Гайзера оказалась за решёткой (пока до решения суда). Основной целью поездки в Усинск заместителя регионального министра сельского хозяйства Петра Хоробрых, которая состоялась в начале октября, в официальных СМИ обозначалась решение вопросов строительства локального водопровода. Правда, в этот раз речь шла уже только об Усть-Усе. О судьбе так и не начавшегося строительства водопроводов в Колве и Мутном Материке публично уже никто не вспоминал.
Сельский "водопровод". Усть-Уса. Второе десятилети XXI века
Столь пристальное внимание региональной власти к реализации локального инфраструктурного проекта обусловлено, конечно же, не только решением задач по повышению качества жизни в отдалённых от столицы региона сёлах. Проблема ещё и в том, что средства на строительство водопровода в Усть-Усе выделяются не только из муниципального и регионального, но и из федерального бюджета, и в случае, если они не будут освоены в срок, деньги придётся вернуть федералам.
«Себестоимость 1 км магистралей в Коми гораздо выше, чем в среднем по стране. Цена газопровода – 6,7 млн руб. против 1,9 млн руб. по России. То же касается и водопровода – 5,8 млн против 2,9 млн рублей. Такая стоимость строительства подтверждена государственной экспертизой. Поскольку софинансирование из госбюджета осуществляется исходя из средней стоимости по России, установленные показатели по вводу объектов в республике выполнить сложно, что, в свою очередь, может привести к снижению софинансирования. Вполне возможно, деньги на водопровод в селе Усть-Уса Усинского района не удастся освоить. В случае невыполнения обязательств, выделенные средства нужно будет вернуть федералам». Эта информация была озвучена на одном из ноябрьских заседаний регионального правительства, а позже широко распространена правительственными СМИ.
«Имейте в виду, если вы проморгаете эти деньги, не заходите больше. Республиканских денег на эти объекты в следующем году не будет», – пригрозил на совещании муниципалам врио главы Коми С. Гапликов и обратился лично к руководителю администрации Усинска Станиславу Хахалкину по поводу водопровода в Усть-Усе: «Станислав Юрьевич, я вас предупреждаю. Если мы деньги вернём за вас, будете за собственные деньги строить объект. И только не постройте».
Судя по словам Сергея Анатольевича, у региональной власти есть ясное понимание ситуации, её первопричины, последствий, а также есть определённость по ответственным за её возникновение персоналиям.
Как ни крути, даже если средства на строительство водопровода в Усть-Усе и были выделены из федерального бюджета со сроком освоения в 2015 году, своевременно израсходовать их на положенные цели администрация Усинска никак не успела бы по одной простой причине. Тендер на выполнение муниципального контракта по строительству локального водопровода в Усть-Усе был объявлен 1 декабря, датой его проведения первоначально было обозначено 24 декабря. Но позже в конкурсную документацию на сайте zakupki.gov.ru были внесены изменения и его проведение перенесено на 18 января этого года. Таким образом, уже через неделю определится кто и за сколько будет строить водопровод. Начальная (максимальная) цена аукциона – 19 617 700 рублей. Победителем торгов будет признан участник, предложивший минимальную цену контракта.
Если, конечно, дата проведения аукциона не сместится снова, где-нибудь в район февраля-марта или он вообще не будет по-тихому отменён. Основанием для таких опасений можно считать как невыполнение постановлений горадминистрации № 619, 622 и 623, так и общий ход развития событий. Единственное обстоятельством, которое вселяет в сердца усть-усинцев надежду на то, что уже в этом году в их селе всё-таки появится относительно цивилизованная система водоснабжения, является пристальное внимание к реализации проекта представителей республиканских ведомств и лично врио Главы Коми С.А. Гапликова. И если жители Усть-Усы благодаря вмешательству региональной власти получили в этом вопросе хоть какую-то определённость, то колвинцам и мутноматерикцам о судьбе водопроводов в их сёлах остаётся только гадать. Благо святки в разгаре.
В завершение немного остановимся на том, что же из себя будет представлять новая система водоснабжения Усть-Усы и некоторых особенностях соответствующего муниципального контракта. Трасса водопровода общей длиной более 1700 метров будет пролегать с северо-запада на юго-восток по центральной улице Усть-Усы – Советской с двумя ответвлениями – на улицу Коммунистическую и на улицы Печорскую, Молодёжную и им. 50-летия ВЛКСМ (схема прилагается). Согласно техническим условиям подключение новых водопроводных сетей предусмотрено от существующего водопровода по ул. Советская и ул. Молодёжная.
Схема локального водопровода в Усть-Усе
Трубопровод прокладывается из полиэтиленовых труб хозяйственно-питьевого назначения диаметром 90 мм на глубине 3-3,5 м. Снос зданий и сооружений на пути строительства не предусмотрен. На всём протяжении водопровода планируется установка 12 водоразборных колонок, их количество определено исходя из радиуса их действия 100 м.
Срок выполнения работ, согласно документации об электронном аукционе ЭА-214/15, размещённой на сайте – в течение двух месяцев с даты заключения договора. Договор на строительство локального водопровода в с. Усть-Уса вступает в силу с даты подписания и действует по 30 июня 2016 года, а в части оплаты – до полного исполнения обязательств.
Исполнитель обязуется предоставить также к основному графику линейный понедельный график производства работ; график поставки материалов, спроецированный на график производства работ.
Источник финансирования: средства федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»; средства республиканского бюджета в рамках реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы РК «Развитие сельского хозяйства и регулирование сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в РК»; а также средства бюджета МО ГО «Усинск» в рамках реализации подпрограммы «Социальное развитие села» муниципальной программы «Устойчивое развитие сельских территорий в 2014-2016 годах и на период до 2020 года».
ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Комментарии
Интересно другое. Себестоимость км водопровода в Коми 5,8 лямов, длина трубопровода в Усть-Усе - 1,7 км. Множим одно на другое, выходит 9,86 млн. Накидываем пару лямов на колонки, выходит 12 лямов. Я так понимаю ПИРы в цену контракта не входят, и были выполнены по отдельному контракту. Цена контракта 19,6 млн. Ну скинет подрядчик соточку-вторую с максимальной цены. Всё равно 5-6 млн виснут. Неплохой приварочек.
А ситуации с водопроводом, постановлениями и "забывчивасти" чиновников нисколько не удивился. Она банальна. И напрасно один из комментирующих вспоминает здесь с такой теплотой советскую систему планирования. Такого бреда в те годы тоже хватало. И никакое централизованное планирование не спасало. Воры и дураки во власти - главная беда нашего общества. А в путинские годы, с этой модой на омоложение кадров, эта беда усугубилась ещё и тем, что во власть стали попадать абсолютно случайные люди - амбициозные недоросли. Многие из которых на поверку тоже оказываются ворами и дураками.
Какой там водопровод, газопровод и теплопровод. Дайте спокойно выкачать АНАПТАНИУМ и разойдёмся друзьями.
5-6 млн. может быть и виснут но наверное проект предусматривает ещё и попутные виды работ как то электроснабжение скважин и обогрев водоразборных колонок и т д так что лишних денег не будет у подрядчика за эти бы деньги согласился на подряд
В Усть Усе частенько бывал но увы уже Южанин