21.02.2024 16:20
Двадцать пять лет назад решением Генеральной конференции специализированного учреждения Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 21 февраля объявлен Международным днём родного языка.Дата учреждена, прежде всего, с целью сохранения и развития больших и малых, защиты исчезающих языков. В настоящее время, по данным ЮНЕСКО, в России 136 языков находятся в опасности исчезновения, а 20 уже признаны утраченными. В нашей республике два государственных языка: русский и коми. Если первым владеют и постоянно пользуются практически все жители нашего многонационального региона, то коми языком – лишь небольшой процент из всех живущих здесь людей.
Сегодняшний разговор – о коми языке. Его состояние во многом зависит от того, насколько активно и охотно знают и учат его дети. В Усинске для этого организовано методическое объединение учителей коми языка и литературы муниципального округа, которым руководит учитель начальных классов седьмой школы Елена Тарабукина.
– Елена Станиславовна, в качестве знакомства, расскажите немного о себе, как давно работаете в Усинске, говорят ли Ваши дети по-коми и как к нему относятся?
– Я родилась в старинном селе Сторожевск на юге Республики Коми. После окончания школы поступила в Коми педагогический институт на факультет педагогики и методики начального образования с дополнительной специальностью «Учитель коми языка и литературы». После завершения учёбы работала по специальности в своей родной школе.
В Усинск приехала восемь лет назад. Полюбила этот город и тружусь в начальной школе № 7 имени В.И. Ефремовой. Являюсь руководителем городского методического объединения учителей коми языка и литературы, педагогических работников, реализующих программы этнокультурного образования. Моя дочь Лилиана хорошо владеет коми языком, с удовольствием участвует в конкурсах коми чтецов. Гордится тем, что я научила её говорить и писать по-коми. И это меня радует и как маму, и как преподавателя.
– Каковы цели и задачи методического объединения? Кто в него входит?
– Объединение состоит из учителей коми языка и литературы, педагогических работников, реализующих программы этнокультурного образования. Его деятельность направлена на формирование у педагогов мотивации к непрерывному профессиональному образованию и созданию условий для взаимного обучения и обмена опытом.
В начале каждого учебного года составляется план работ. Учителя делятся с коллегами накопленным опытом по совершенствованию работы с одарёнными детьми, применению инновационных технологий, формированию метаязыковых умений у детей-билингвов на основе изучения родного коми, русского и иностранного языков и т.д.
Здесь мы также обсуждаем вопросы методики обучения и воспитания учащихся, проводим семинары по учебно-методическим проблемам, открытые уроки и внеклассные мероприятия, предметные недели, мастер-классы. Ежегодно и учащиеся, и педагоги принимают активное участие в конкурсах.
– Какие мероприятия по коми языку и его популяризации уже состоялись или ещё планируете провести?
– В этом учебном году школьники стали участниками, призёрами и победителями муниципального и республиканского этапов конкурса чтецов на коми языке по произведениям поэтов-юбиляров. Также они участвовали в республиканском конкурсе творческих работ в области этнокультурного образования, в федеральной олимпиаде школьников по родным языкам и литературам народов России, в региональном этапе Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке. Педагоги соревновались в республиканской предметной олимпиаде профессионального мастерства для учителей коми языка, готовятся к участию в республиканском конкурсе профессионального мастерства «Коми велöдысь».
В настоящее время дети и учителя активно участвуют в Международном конкурсе на родных языках, в республиканском конкурсе-фестивале коми сказок и песен «Сьылам-мойдам комиöн». В конце февраля состоится муниципальный ежегодный турнир знатоков родного края «Дети Арктики» среди учащихся четвёртых классов. Все подобные мероприятия направлены на популяризацию коми языка, повышают у учащихся интерес к изучению истории родного коми края, его традиций, культуры, языка.
– Как взаимодействуете с учителями сёл и деревень?
– Благодаря интернет-технологиям у нас есть прекрасная возможность привлекать к работе нашего объединения учителей сельских школ. Они охотно участвуют в заседаниях, представляют свой опыт онлайн на образовательной платформе "Сферум" и активно включаются в работу мероприятий по сохранению и развитию коми языка и литературы.
Интервью взял
Григорий Кожевин
Справка
Коми язык распространён в Республике Коми и Пермском крае, частично на северо-востоке Кировской области, на Кольском полуострове, в Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Это один из пермских языков (финно-угорская ветвь уральской языковой семьи). Имеет десять диалектов: присыктывкарский, нижне- и верхневычегодский, средне- и верхнесысольский, вымский, лузско-летский, ижемский, печорский и удорский. По последним данным на коми языке в республике постоянно говорят 17% её жителей, учат его в 66 образовательных учреждениях. В лидерах по изучению языка, как родного, ежегодно остаются Ижемский, Усть-Куломский и Корткеросский районы.
Источник: Усинска новь
ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Комментарии
Комментариев пока нет