МЕНЮ
Главная \ Новости \ О людях Усинска \ Традиции предков. Интервью с усинской хранительницей древнего ремесла Марией Чупровой

Традиции предков. Интервью с усинской хранительницей древнего ремесла Марией Чупровой

« Назад

16.01.2025 19:30
Поделиться с друзьями >>>   

В эпоху массового производства и цифровых технологий особенно ценными становятся вещи, хранящие тепло человеческих рук. Сегодня беседуем с молодой мастерицей Марией Чупровой, создающей уникальные тканые изделия на собственноручно изготовленном станке.

Мария_ткачество

– Мария, каждый мастер – это целая вселенная, сотканная из детских впечатлений, семейных традиций и родных мест. Расскажи о своих корнях – где ты родилась, где прошло детство? Какие места сформировали тебя как личность?

– Родилась я в Сыктывкаре – это родина папы. Росла в Колве – родина мамы. Начала ходить в детский сад в селе, после чего по семейным обстоятельствам пришлось уехать жить в столицу Коми и там продолжить обучение – детский сад, школа, гимназия и колледж. Так что росла я и в Колве, и в Сыктывкаре. А в Колву приезжала к родному дому и к любимым бабушке и дедушке, которые всегда нас ждали и с любовью встречали. Мои родители – Константин Александрович Мишарин и Людмила Николаевна (по отцу Батманова).

mariya_tkachestvo_1_760781.jpg
Маша на лыжах с папой в Колве

– Детство часто называют колыбелью творчества. Именно в эти годы человек начинает познавать мир через творчество, через собственные открытия. Какими были твои первые шаги в мире искусства? Что тебя окружало, чем ты увлекалась?

– В детстве я увлекалась разным: гуляла, любуясь красивыми пейзажами села, ловила рыбу, собирала ягоды, сажала, окучивала и собирала картошку, каталась на буране, на лыжах. И, конечно же, меня увлекало разнообразное творчество. Я рисовала, лепила из солёного теста, из бумаги вырезала аппликации и собирала бумажные конструкции, пробовала вязать крючком и спицами, шила мягкие игрушки.

Мария_ткачество_2
Маша собирает ягоды, чёрную смородину. Колва

А вот как-то в детстве мне захотелось слепить что-нибудь из глины, и тут я вспомнила, что под берегом у ручья видела глину. Она, конечно, была не идеальна – вперемешку с песком, ну ничего! Желание лепить было сильнее! Тогда я спустилась под берег, набрала тазик глины, принесла домой и слепила милую фигурку – зайчика. Результатом очень была довольна! Эта фигурка сохранилась и лежит дома у моей бабушки.

– Путь к мастерству часто начинается со школьной скамьи. Расскажи о своём образовании – какие учебные заведения сформировали тебя как мастера? Были ли какие-то особенные моменты или люди, повлиявшие на твой выбор творческого пути?

– С 1 по 4 классы училась в Сыктывкарской школе № 44. Там рядом было здание, куда я ходила на кружки, такие как: рисование, вышивка, вязание. На кружке рисования педагог, увидев мои способности, посоветовала мне поступить в гимназию искусств.

С 5 по 9 классы училась в гимназии искусств при главе РК имени Спиридонова на художественном отделении. После гимназии обучалась в колледже культуры имени В.Т. Чисталёва по специальности «Мастер-преподаватель декоративно-прикладного искусства и народных промыслов».

Мария_ткачество_19
Мария с дипломом об окончании колледжа

– Часто самые важные повороты в жизни начинаются со случайной встречи или неожиданного открытия. Как в твоей жизни появилось ткачество? Был ли какой-то особенный момент, определивший этот выбор?

– Я познакомилась с ткачеством, когда училась в гимназии искусств, там я ходила на занятия к Анастасии Денисовой, где впервые попробовала ткать дорожку на ткацком стане и соткала пояс. А в колледже культуры у нас был такой предмет «Ткачество», где мы более углублённо проходили программу.

Мария_ткачество_4
В колледже. Мария работает на ткацком стане. Сыктывкар

Нас учили, как нужно заправлять бёрдо (специальная гребёнка для прибивания уточной нити) и ткацкий стан. Я освоила, как ткать пояса на бёрде и поняла, как создаются дорожки на ткацком стане. Для меня это было ново, необычно и интересно.

Моя дипломная работа в колледже была – ткацкий стан с резными орнаментами, который я придумала и сделала сама из древесины без единого гвоздя. Название дипломной работы «Мича дöралöн чужöм» (в переводе с коми: рождение красивой ткани).

Мария_ткачество_5
Мария в рамках дипломной работы изготавливает ткацкий стан. Колледж. Сыктывкар

Мария_ткачество_6
Мария в рамках дипломной работы изготавливает ткацкий стан. Колледж. Сыктывкар

Мария_ткачество_7
Ткацкий стан готов!

Мария_ткачество_8
На защите диплома

После того как я защитила свой диплом, этот ткацкий стан отправился в моё родное село Колва и находится он в родительском доме.

Когда смотрю на этот ткацкий стан, приходит вдохновение делать на нём чудесные дорожки. Здорово, что есть такая возможность. Этот стан греет душу и навевает чудесные воспоминания о том, как я его создавала.

Также я своими руками делала бёрдышки с росписью для поясов, которые потом использовались для ткачества.

В настоящее время я живу отдельно от родителей в городе, своей семьёй. Я так соскучилась по ткачеству, что родители подарили мне на Новый год ленто-ткацкий станок для создания поясов и ещё подарили на день рождения – мини-ткацкий станок для ткачества дорожек. Я счастлива и благодарна им. Теперь я вдохновляюсь и тку, как душа запоёт.

Мария_ткачество_25
Рождение дорожки

Мария_ткачество_26
Готовые дорожки

– В любом ремесле важна преемственность, передача знаний от мастера к ученику. Кто были твои наставники? Как происходило это таинство передачи древних знаний?

– Конечно же, были наставники по ткачеству. В любой момент они могут подсказать мне, если у меня появляются вопросы. Это преподаватель из колледжа культуры Нина Михайловна Мингалёва и Евгения Андреевна Сурнина, к ней я ходила на мастер-класс по ткачеству на ткацком стане в Выльгорте (Сыктывдинский дом народных ремёсел «Зарань»).

– Старинные техники ткачества хранят в себе мудрость поколений. Что особенно привлекает тебя в этих древних методах? В чём их уникальность по сравнению с современным производством?

– В старинных техниках ткачества меня привлекает красочность узоров! И то, что эти узоры можно исполнять в разных техниках. А ещё завораживает бесконечное разнообразие узоров – можно создавать тысячи уникальных комбинаций, играя с цветами, шириной и длиной полотна.

Я не думаю, что новые методы сильно отличаются от старых. Ведь, как говорится: «всё новое – это забытое старое». Единственное, в новых методах мы можем уйти от определённых стандартов или добавить что-то своё (цвет или разные узоры, или изобразить что-то на полотне: ёлочку, цветы и т.д.). В общем, как душа пожелает.

– В руках настоящего мастера даже простые материалы превращаются в произведение искусства. Расскажи о материалах, с которыми ты работаешь. Что делает их особенными?

– Для ткачества поясов использую вязальные нитки. Сейчас у меня ленто-ткацкий станок заправлен нитками хлопок мерсеризованный Камтекс. 

А другой станок, для дорожек, я заправляю нитками 210 ЛШ. После чего тку на нём ветошью – старой ненужной тканью (например: старое постельное бельё, джинсовая или ненужная одежда). Только лучше, чтоб эта ткань была не тягучей, её, конечно, можно использовать в работе, но надо следить, как её правильно класть, чтобы в процессе она не стянула по бокам дорожку. Так вот, ткань я нарезаю ножницами, «на глаз», полосками, примерно по 1-2 см, после чего тку. Как же удивительно то, что мы даём новую жизнь старой ткани. Мне нравится наблюдать процесс – как преображается дорожка.

– Наблюдая за процессом создания тканого полотна, невольно погружаешься в какое-то медитативное состояние. А какие моменты в работе особенно захватывают тебя? Что кажется самым волшебным?

– Весь процесс создания дорожки захватывает дух – от первого прикосновения к нитям до финального стежка. Но самый волнующий момент наступает в конце, когда готовое полотно можно наконец освободить от станка. В процессе работы дорожка постепенно наматывается на передний вал, и только когда начинаешь её раскручивать, узор предстаёт во всей красе. Это всегда немного волшебство: даже если ткёшь по заранее продуманному эскизу, готовая работа каждый раз удивляет.

– Возрождение древних традиций в современном мире – непростая задача. С какими трудностями приходится сталкиваться? Что требует особого внимания и терпения?

– Заправка станка – это сложнее, чем процесс создания ткани. Заправка проходит в несколько этапов, а также она требует кропотливости и внимательности, ведь если допустить ошибку в процессе заправки, то она будет видна или вовсе будет мешать в процессе создания дорожки. Так что в этом деле лучше не торопиться, делать всё внимательно и спокойно.

Есть множество техник создания узоров на ткани, я их видела и какие-то проходила на мастер-классах. Что-то я уже знаю и умею, а что-то даётся непросто, ведь какие-то техники выполняются сложнее и требуют ещё более кропотливого труда. Но думаю, если есть желание, то всё возможно!

– Ткацкий станок – это особый инструмент, почти живое существо со своим характером. У тебя их несколько, и каждый, наверное, имеет свою историю? Расскажи о них подробнее.

– Ткацкий стан (который находится в Колве) изготовила сама – это моя дипломная работа. Второй ткацкий станок для дорожек подарили родители на день рождения. Эти станки похожи, но всё же отличаются.

Ткацкий стан, который я смастерила сама, создан на основе аналогов тех станков, которые находятся в музеях (то есть он выглядит в том классическом стиле и размерах). Он тяжёлый, чтобы его перетащить в другое место, помещение его нужно разобрать по деталям, а после с лёгкостью собрать.

Мария_ткачество_49
Заправленный ткацкий стан, который находится в Колве

А станок, который мне подарили, проще, и по весу он легче, его с лёгкостью можно передвигать, и также он разборный. С ним можно работать на столе или же поставить на специальную подставку.

По заправке станки похожи, но всё же, по моему мнению, классический большой ткацкий стан требует больше времени и этапов на заправку, нежели мини-станок.

Также мне подарили ленто-ткацкий станок для создания поясов. На нём сейчас я пробую ткать пояс впервые. До этого я ткала пояса на бёрде. Ткать на бёрде это также интересно, но – это более старинный метод, и не совсем для меня удобный. Там нужно с одной стороны основу пояса привязывать куда-то, например, за струбцину (зажим), закреплённую на столе, а другой конец обвязывать вокруг себя, и натяжение нитей приходится контролировать самой, двигаясь вперёд или назад. А ткать пояса на ленто-ткацком станке мне намного удобнее, ведь он не занимает много места, всегда одинаковая натяжка нити, я к нему не привязана, с лёгкостью могу вставать, отойти, если это необходимо.

Мария_ткачество_3
Ткачество. Первый пояс на берде в колледже культуры. Сыктывкар

Мария_ткачество_29
Ткачество поясов на бердо

Мария_ткачество_27
Ткачество пояса на лентоткацком станке

Мария_ткачество_28
Ткачество пояса на лентоткацком станке

Мария_ткачество_30
Готовые пояса

– В последние годы заметен растущий интерес к традиционным ремёслам. Как ты оцениваешь эту тенденцию? Действительно ли древние техники находят отклик у современного человека?

– Считаю, что интерес к традиционным ремёслам в современном мире становится всё более актуальным. Например, замечаю, что тканые дорожки стали продавать даже в магазинах. А станки совершенствуются и реализуются в разных вариантах, видах и продаются в интернет-магазинах. Ведь если есть спрос, значит, есть и предложение!

Я считаю, здорово то, что в наше время любой желающий может заказать станок, а также с лёгкостью освоить его. Ведь в наше время есть интернет, где подробно показывают и рассказывают, как и что выполняется.

Мария_ткачество_37
Мария за работой

– Твои работы наверняка вызывают интерес у многих. Где можно увидеть твои произведения? Есть ли возможность приобрести что-то для себя?

– Свои работы я выкладываю в группу, которую создала ВКонтакте. Группа называется: «Мария». Также свои работы я выставляю на ярмарке летом в Колве. А в этом году у нашего села будет юбилей! Так что с радостью всех ждём этим летом!

Да, конечно, дорожки продаются, а также и другие изделия, сделанные своими руками.

– В чём для тебя заключается истинная ценность ткачества? Это искусство, ремесло, способ самовыражения или нечто большее?

– Ценность ткачества для меня заключается в том, что люди, смотря на мои работы, могут вдохновиться и начать пробовать, повторять, учиться, у них может появится желание освоить ткачество. И таким образом, по цепочке мы будем разносить это ремесло, чтобы всё больше людей узнавало о нём.

Это больше хобби, искусство или способ самовыражения? Всё вместе.

 

 

Мария_ткачество_48
Готовый тканный шарф

– Когда я работаю на ткацком станке, испытываю радость и умиротворение. Процесс ткачества меня расслабляет, но в некоторых моментах, там, где выполняются узорные техники, нужно сконцентрироваться.

– За каждым успешным мастером стоит надёжный тыл. Кто поддерживает тебя на этом творческом пути?

– Конечно же, меня поддерживают моя семья и близкие люди.

– Творческая душа часто ищет разные способы самовыражения. Какими ещё видами творчества ты увлекаешься? Что вдохновляет тебя помимо ткачества?

– Меня увлекают разные виды творчества. Я не останавливаюсь на чём-то одном, пробую разные занятия и с удовольствием изучаю что-то новое для себя.

Кроме ткачества дорожек и поясов, ещё я занимаюсь лозоплетением, росписью, живописью, рисунком, аквагримом. Занималась раньше резьбой по дереву, керамикой, шитьём игрушек, вязанием, батиком, берестой.

Мария_ткачество_9_батик
 Батик. Итоговая работа за 9 класс в Гимназии искусств

Мария_ткачество_10
Рельефная резьба по дереву "Яг-Морт". Колледж. Сыктывкар

Мария_ткачество_11
Рельефная резьба по дереву "Письмо с фронта". Колледж. Сыктывкар

Мария_ткачество_12
Живопись. Натюрморт. Колледж.

Мария_ткачество_14
Роспись по дереву

Мария_ткачество_13
Рисунок на руке: хна+глиттер тату

Мария_ткачество_15
Рисунок. Гипсовая голова. Колледж культуры

Мария_ткачество_16
Аквагрим (рисование специальными красками на лице) 

Мария_ткачество_17
Живопись. Пейзаж, работа в процессе. Колва
 

Мария_ткачество_18
Лозоплетение

Мария_ткачество_44
Берестяные изделия ( туяса и сумка ). Гимназия

Мария_ткачество_39
Резьба по дереву


Мария_ткачество_31
Роспись двери

– Творчество становится особенно ценным, когда им делишься с другими. Ты проводишь мастер-классы, учишь искусству других? Сама продолжаешь учиться какому-нибудь ремеслу?

– Да, я с удовольствием делюсь своими знаниями и опытом! Провожу мастер-классы по разным направлениям – это всегда очень душевно, когда видишь, как загораются глаза у людей, особенно у детей, когда они впервые пробуют творить. Мне кажется важным сохранять эту связь поколений через передачу знаний.

А сама я постоянно учусь чему-то новому. Стараюсь не пропускать мастер-классы по самым разным направлениям. Каждый мастер владеет какими-то особенными секретами, уникальными приёмами. В нашем деле нельзя останавливаться на достигнутом, всегда есть чему поучиться у коллег.

Мария_ткачество_20
Мария ведёт мастер-класс по резьбе по дереву. Сыктывкар
 

Мария_ткачество_21
Мария ведёт мастер-класс по лозоплетению. Колва

Мария_ткачество_22
Мария ведёт мастер-класс по росписи по дереву. Колва

Мария_ткачество_23
Мария сама посещает мастер-классы. Керамика. На фото с сестрой. Усинск

Мария_ткачество_24
Мастер-класс по керамике. На фото с сестрой. Усинск

– И последний вопрос: что бы ты посоветовала тем, кто заинтересовался ткачеством, но пока не решается сделать первый шаг? С чего начать путь в этом удивительном искусстве?

– Главное, чтобы было желание, а остальное приложится! Ничего не бойтесь, главное – начать! Ваша дорожка, ткань или пояс всегда будут по-своему уникальны! Ведь у каждого свой почерк. Чем больше пробовать, тем больше будет получаться!

Традиционное ткачество – это не застывшее в прошлом ремесло, а живое, дышащее искусство, в котором старинные техники обретают новое звучание благодаря таким мастерам, как Мария. В её руках древнее ремесло становится мостом между прошлым и будущим, соединяя поколения невидимой, но прочной нитью традиций. Удачи тебе, Мария!

Ниже вы можете полюбоваться другими работами Марии Чупровой. И не забудьте оставить отзыв о творчестве нашей талантливой землячки.

Надежда Машкова

©Усинск-Новости

 

Работы Марии Чупровой

Мария_ткачество_32
Бёрда, которые Мария изготовила и расписала сама

Мария_ткачество_33
Расписная утварь

Мария_ткачество_34
Расписные матрёшки

Мария_ткачество_35
Расписные изделия

Мария_ткачество_40
Живопись. Натюрморт

Мария_ткачество_42
Изделия из лозы/ивы

Мария_ткачество_43
Изделия из лозы/ивы

Мария_ткачество_45
Глиняные игрушки. Сама слепила и расписала

Мария_ткачество_47
Роспись готовых изделий

Мария_ткачество_46
Изделия из древесины. Изготовила и вырезала узоры Мария

Мария_ткачество_41
Готовые дорожки

Мария_ткачество_38
Механическая игрушка. Изготовила и расписала Мария

 

Мария_ткачество_50
Музыкальный инструмент Мария изготовила на основе аналога

 

Страница Марии здесь.

ПО ТЕМЕ

Чудесные корзины Софии Мишариной

Жительница усинского села взяла шефство над безымянными могилами на сельском кладбище

 

 

Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.

Присоединяйтесь к нашей группе в ВК.

Материалы из рубрики "О людях Усинска" читайте здесь.

Рубрика «Творчество» здесь.


ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*Комментарий:


2025-02-19 06:02:00
Погода на сегодня, 19 февраль, в Усинске
2025-02-19 06:00:00
19 февраля. Чем знаменателен этот день в истории и не только...
2025-02-18 15:56:13
От винта до мотора: как готовят речные суда Усинска к новому сезону
2025-02-18 13:53:07
Ледовая феерия: кто стал лучшим на главном конькобежном турнире Усинска?
2025-02-18 11:57:26
От сердца к сердцу: как в Усинске прошел необычный литературный вечер
2025-02-18 11:30:18
Миллионная афера. Руководители крупной компании подозреваются в коммерческом подкупе в Усинске
2025-02-18 11:11:53
234 миллиона в казну: на чем заработал Усинск в 2024 году
2025-02-18 10:38:19
Большая цифра. В Усинске появится центр обработки данных
2025-02-18 06:02:00
Погода на сегодня, 18 февраль, в Усинске
2025-02-18 06:00:00
18 февраля. Чем знаменателен этот день в истории и не только...
2025-02-17 16:26:24
Эффект домино: как один доверчивый житель Усинска утянул в финансовую пропасть четверых знакомых
2025-02-17 15:53:34
Футбол объединяет. Усть-усинские футболисты поделились чемпионским опытом
2025-02-17 15:30:47
Цифровая революция. Бесплатный Wi-Fi появился на железнодорожном вокзале Усинска
2025-02-17 15:15:42
Когда будет вода? Усинским сельчанам напомнили о возможности самостоятельного строительства водозаборных скважин
2025-02-17 13:00:35
Легенды оживают: грандиозный юбилей фестиваля "Йöлöга" отметили в усинском Новикбоже
2025-02-17 12:14:41
Музыка души. Православный фестиваль "Сретенские встречи" собрал лучшие музыкальные таланты Усинска
Электронное средство массовой информации - сетевое издание "Усинск-Новости.РФ". Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 77897 от 06.03.2020 выдано Роскомнадзором. Адрес: Республика Коми, г. Усинск, ул. Парковая, д. 11 Телефон: 8-912-96-82-0-28 E-mail: usinsk-novosti@yandex.ru Учредитель - Машкова Надежда Прокопьевна Главный редактор - Машков Александр Олегович. Любое использование материалов сайта "Усинск-Новости.РФ" возможно только в соответствии с Условиями использования материалов сайта Усинск-Новости.РФ https://usinsk-novosti.ru/usloviya-ispolzovaniya-materialov-sajta-usinsk-novosti-rf
Телефон:
Адрес:
Республика Коми, г. Усинск, ул. Парковая, д 11
Яндекс.Метрика