27.02.2025 15:06
В суровых северных просторах Усинского района охотничий промысел не просто сложился как занятие – он стал основой жизненного уклада, особой культурой со своими правилами, обычаями и глубокими традициями. Исторические документы свидетельствуют о том, насколько значимой была охота для местных жителей, обеспечивая не только пропитание, но и экономическое благополучие целых поселений.
Охота как основа жизни
В начале XX века масштабы охотничьего промысла в Усть-Кожвинской волости, куда входила территория нынешнего округа "Усинск", впечатляют: "Из 409 хозяйств, занятых промыслами вообще, охотничья удача определяла жизнь 252 хозяйств – более 60%". Почти две трети мужского рабочего населения составляли охотники, а "доход от промысла достигал 25 рублей на хозяйство, на охотника равнялся почти 20 рублям, то есть заработку промышленного рабочего", - рассказывают архивные документы.
Для жителей Усинского района охота — это не просто способ добычи пропитания, но и культурная традиция, передаваемая из поколения в поколение. Охота на дичь, пушного зверя и рыболовство формировали уклад жизни местных общин, помогали выживать в суровых условиях северного края.
Мастерство охотников и их четвероногих помощников
Усинские охотники славились особым подходом к своему делу. Они разводили уникальную породу собак – известную в прошлом зырянскую лайку, которая ценилась настолько высоко, что её обменивали на скотину. Собаки были верными помощниками при охоте на белок, куниц, лосей, оленей и боровую дичь.
"У охотников существовала целая «наука» выбора щенков, – свидетельствуют документы. – Они умели по внешнему виду щенка и его поведению определить пригодность для охоты, на какого зверя он пойдёт, когда вырастет".
Особенно примечательна система воспитания молодых охотников и их четвероногих помощников: "Обучали молодую собаку в лесу в паре с опытной, уже бывшей на промысле, собакой". Так же передавались и знания от опытных охотников к молодым – через непосредственное участие в промысле.
Путики – наследственные охотничьи тропы
Уникальным элементом охотничьей культуры усинского края был путиик – тропа, протоптанная поколениями охотников-родственников. Путик считался наследственной собственностью. Вдоль него размещались ловушки, а на определённых расстояниях строились лесные избушки для отдыха и хранения припасов и добычи.
"При прокладке путика охотники обозначали его родовыми знаками на деревьях (пасами). За путиком ухаживали, вырубали по пути подрастающие деревья, кустарники, через ручьи перебрасывали мостки", – так описывают документы эту особую систему организации охотничьего пространства.
Этика промысла – неписаные законы леса
Охота для ижемцев и других жителей Усинского района — это не просто ремесло, но и образ жизни, где каждое действие и ритуал наполнены глубоким смыслом. Лес и реки здесь воспринимаются не только как источник ресурсов, но и как духовные наставники, учителя терпения и выносливости.
Особой ценностью охотничьей культуры усинцев были неписаные, но строго соблюдаемые правила этики. "Никогда не завидуй чужой добыче, а свою не ругай. Если увидел в чужой петле или ловушке птицу, вынь её и повесь рядом, чтобы зверь не достал, а ловушку насторожь. Брать чужую добычу – преступление".
Эти нормы регулировали взаимоотношения между охотниками и обеспечивали справедливое использование природных ресурсов: "Нельзя убивать белку, на которую лает в лесу собака другого хозяина, или зверя, уже раненного кем-либо другим, нельзя убивать глухарку на току".
За нарушение этих правил следовало строгое наказание: "Промысловика строго наказывали: били, изгоняли на несколько лет из угодий, «награждали» позорной кличкой". Существовали и более сложные формы наказания, например, "распятие" виновника, когда его руки привязывали к концам длинной палки, пропущенной за спиной через рукава рубахи, и отпускали домой.
Бережное отношение к природе
Особенно ценно бережное отношение усинских охотников к природе. Существовали строгие запреты на загрязнение леса: "Окурки, пепел и мусор надлежало тщательно собирать и закапывать". На весь выводковый период запрещалось спускать с цепи собак или брать их в лес без привязи.
Угроза исчезновения и необходимость сохранения
В условиях современной урбанизации и глобализации культура охотничьего промысла находится под угрозой. Многочисленные нововведения и ограничения постепенно вытесняют традиционные виды деятельности. Однако потеря охотничьей культуры для сельчан Усинского района означала бы утрату значительной части их идентичности. Ведь именно благодаря промыслу сельчане сохраняли свою независимость, выживали в сложные исторические периоды и передавали традиции своим детям.
Охотничьи традиции учат не только мастерству добычи, но и глубокому уважению к природе, честности, верности данному слову, взаимопомощи в трудных ситуациях. Именно эти ценности делают культуру охотничьего промысла усинцев национальным достоянием, которое ни в коем случае нельзя потерять.
Перспективы сохранения наследия
Важно осознать, что сельчане-усинцы являются носителями уникальной культуры, чьи знания и навыки могут стать не только предметом гордости, но и основой для развития туризма, образовательных проектов и культурных инициатив. Сохранение охотничьего промысла поможет не только поддержать местные общины, но и привлечь внимание к богатому культурному наследию северного края.
Современные жители Усинского района – прямые наследники этой богатой традиции. И сегодня, когда многие навыки утрачиваются под натиском цивилизации, особенно важно поддерживать эту связь с предками, сохранять их знания и мудрость, адаптируя к современным условиям, но сберегая саму суть этой уникальной северной культуры.
Надежда Машкова
©Усинск-Новости
ПО ТЕМЕ
"Охота. Жители Усинска лишаются возможности заниматься традиционным промыслом"
"Продолжение темы. Охота. Жители Усинска лишаются возможности заниматься традиционным промыслом"
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
Присоединяйтесь к нашей группе в ВК.
Материалы из рубрики "Сельская жизнь" читайте здесь.
Материалы из истории Усинска и района читайте здесь.
ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ