4 НОЯБРЯ - ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Казанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых икон Русской православной церкви. Она явилась в XVI веке.
ОБРЕТЕНИЕ ИКОНЫ
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, царь Иоанн IV (Грозный), предводитель русских воинов, готовившихся к штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.
Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским. Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Новоучреждённая Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви. Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.
Трудно шло дело проповеди Евангелия в покорённом царстве среди мусульман и язычников. И Пресвятая Богородица русским миссонерам Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Её икону, зарытую в земле ещё при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенёс святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.
Список с иконы (копия), явленной в Казани, изложение обстоятельств её обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и её мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершён первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский. Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих.
ОСВОБОЖДЕНИЕ РОССИИ
Небольшая икона, обретённая девочкой Матроной на недавно присоединённой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В год явления её в Казани начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского, увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излучённой чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.
В период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей. В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлёт в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабёж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.
Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Своё покровительство, и Её заступлением была спасена Россия.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.
Трёхдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осаждённом Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевлённые видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через два дня – Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нёс Владимирскую икону Богородицы, сохранённую им в плену. Потрясённый свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРАЗДНИК
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
ПОЛТАВСКАЯ БИТВА
В 1709 году перед Полтавской битвой Пётр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Пётр перенёс один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.
ИЗГНАНИЕ НАПОЛЕОНА
В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
ПОХИЩЕНИЕ ИКОНЫ
В ночь на 29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей; были похищены также деньги из свечных ящиков. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин двадцати восьми лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам. Но в Казанской епархии существует предание, согласно которому последняя игуменья Казанского Богородицкого монастыря (после нескольких попыток похищения чудотворного образа грабителями) имела обычай на ночь подменять под окладом подлинную икону точным списком, и что похищенная ночью Стояном-Чайкиным икона была всего лишь точным списком иконы, а подлинник сохранился невредимым и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
Перед самым началом Великой Отечественной войны одному старцу Валаамского монастыря (Валаам в то время принадлежал Финляндии) было три видения во время службы в храме:
1. Он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно терпеть эти беззакония. Все эти святые с Богородицей продолжали молить Его со слезами, и, наконец, Спаситель сказал: "Я не оставлю Россию".
2. Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стоят перед престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Он ответил: "Я не оставлю Россию".
3. Матерь Божия одна стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. Она сказала: "Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего и хотела встать на колени перед Ним". Спаситель сказал: "Не надо, Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю её. Накажу, но сохраню...".
Старец, которому было видение, почил в Псково-Печерском монастыре, прожив на этом свете около ста лет.
Началась страшная война. Немцы рвались к Москве. Страна стояла на грани катастрофы. В те дни почти никто не верил в победу; не знали, что делать, видели только погибель, повсюду были паника, страх, уныние.
Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Очень немного истинных друзей оставалось у нашей страны тогда. Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий. Тысячу дней и ночей стоял он на молитве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда страну терзали враги. Но как и в 1612 г. Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за неё из братской Церкви – Митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат). Он знал, что значит Россия для мира; знал, и поэтому всегда молился о спасении страны Российской, о просветлении народа.
После обращения Александра III Митрополит Илия стал ещё горячее всем сердцем молиться за спасение России от погибели, от нашествия вражеского. Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего (кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошёл враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.
"Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, – сдавать нельзя. Пусть вынесут, – сказала Она, – чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут её крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена".
Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им всё, что было определено. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы, переданные митрополитом Илией в Москву.
Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Всё произошло так, как и было предсказано.
Не было сил, чтобы удержать врага. Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда. В десяти храмах города начались регулярные богослужения. В одном из городских музеев хранится расписание служб декабря 1941 года в Николо-Богоявленском соборе, где заполнены графы каждого дня. Фотографии тех лет запечатлели столпотворение внутри собора и у его входа. По рассказам очевидцев, народ не расходился даже во время бомбёжек. И город был спасён.
После Ленинграда Казанская икона находилась в Богоявленском Соборе Кремля. Вокруг Москвы чудотворная икона была обнесена самолётом «Ли-2», пилотируемым личным пилотом Сталина, впоследствии маршалом авиации Александром Головановым. Об этом удивительном полете Александр Евгеньевич рассказывал при ныне здравствующих свидетелях. Один из них, литератор Николай Блохин, писал позднее: «Этот полет был одним из самых необычных в бурной биографии отважного лётчика.
Погода стояла абсолютно нелётная. Шквальный, порывистый ветер с метелью и температура минус 50 по Цельсию делали невозможными ни взлёт, ни посадку. Однако исключающий все возражения приказ И. Сталина и его полная уверенность в успехе необычного полёта, вселяли оптимизм и в лётчика.
Сопровождали чудотворную икону православный священник и три женщины певчие. Во время такого трудного полёта шума моторов почти не было слышно, хотя они и работали исправно. Зато очень хорошо ему запомнилось пение акафиста».
И Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой – это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Волоколамское шоссе было свободно и ничто не мешало немцам войти в Москву.
Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери. Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению.
Примечательно, что среди руин Сталинграда уцелевшим осталось одно-единственное здание – церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.
Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. 20 000 храмов Русской Православной Церкви было открыто в то время. Вся Россия молилась тогда! Молился и Сталин.
Запрет на религию на какое-то время перестал существовать. Для самих фронтовиков обращение высочайшего начальства к помощи Бога быстро перестало быть тайной. Огромное число старших офицеров, не говоря о простых солдатах, открыто молились перед боем. Рассказывают, что под обшивкой легковой автомашины маршал Жуков возил копию иконы Казанской Божией Матери.
ИКОНА В КОСМОСЕ
13 марта 2011 года, в первую неделю Великого поста и праздник Торжества Православия, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приветствовал присутствовавших на богослужении представителей Федерального космического агентства и вручил руководителю Роскосмоса генерал-полковнику А. Н. Перминову и членам экипажа космического корабля «Юрий Гагарин» российским летчикам-космонавтам А. М. Самокутяеву и А. И. Борисенко Казанскую икону Божией Матери.
Предстоятель сказал: «Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной. В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».
7 апреля 2011 космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону на Международную космическую станцию. Икона будет храниться в российском сегменте станции.
2 МАЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ МОСКОВСКОЙ
Наставления Блаженной Матроны Московской.
1. «Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?»
2. Матушка часто предостерегала людей от обращения к колдунам и знахарям: «Для того, кто вошёл добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет. Нельзя обращаться к бабкам, они одно вылечат, а душе повредят».
3. «Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым... Перед иконами пусть горят лампады».
4. «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»
5. «Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорят старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным нужно со всем усердием, и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали».
6. «Не обращай на сон внимания, сны бывают от лукавого – расстроить человека, опутать мыслями».
7. «Вам, девицам, Бог всё простит, если будете преданы Богу. Кто себя обрекает не выходить замуж, та должна держаться до конца. Господь за это венец даст».
8. «Если идёте к старцу или священнику за советом, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет. Мир лежит во зле и прелести, и прелесть – прельщение душ – будет явная, остерегайся».
9. «Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-нибудь образ, икону».
10. «Враг подступает – надо обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас на левом плече сидит, а на правом – ангел, и у каждого своя книга: в одну записываются наши грехи, в другую – добрые дела. Чаще креститесь! Крест – такой же замок, как на двери».
11. «Силою Честнаго и Животворящаго Креста спасайтесь и защищайтесь!»
12. Ещё матушка учила людей уповать на Бога, что не надо ничего бояться, как бы ни было страшно: «Возят дитя в саночках, и нет никакой заботы! Господь сам все управит!»
13. «Для того, кто вошёл добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет».
14. «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет, – предсказывала блаженная Матрона. – Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».
15. Еще матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою её ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».
Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Её бережно хранят в святом углу, возле икон.
Крещенская вода освящает, исцеляет благодатью Божией каждого человека, с верой пьющего её. Как и святое Причастие, она принимается только натощак. Ее пьют больные, ослабевшие люди, и по вере выздоравливают и укрепляются. Старец иеромонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и саму пищу. Он говорил, что сильнее лекарства, чем святая вода и освященное масло, нет. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов – вот почему ею окропляют жилище и всякую вещь. Берегут её весь год.
ГДЕ НАБИРАТЬ КРЕЩЕНСКУЮ ВОДУ?
Набирать крещенскую воду необходимо в храме или в освящённых священником источниках. Лишь те, кто живёт в отдалении от храма или по причинам болезни не в состоянии самостоятельно до него добраться, благословляются набирать воду из крана или из колодца, ведь Господь волен сотворить чудо и по вере такого больного.
СКОЛЬКО НАБИРАТЬ КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЫ?
Часто приходится наблюдать неприятную картину: люди приходят в храм за водой с большим количеством огромных бутылок, только что не с ведрами. Как результат — столпотворение возле бочек и чаш, огромные очереди, раздражение друг на друга…
Между тем, крещенская вода в таком огромном количестве не нужна. Подобно тому, как во всей Чаше пребывает весь Христос, и для Причащения Ему достаточно одной капли вина и одной крошки хлеба, под видом которых нам подаются Его Кровь и Тело, в одной капле крещенской воды содержится вся благодать явившего Господа Иордана.
Существует благочестивая традиция «правильного» разбавления агиасмы. Над ёмкостью с обычной водой читают или поют Крещенские песнопения (тропарь, кондак, величание) или любую известную молитву ко Господу. После этого вливают немного крещенской воды: крестообразно, с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
ЧТО ДЕЛАТЬ С КРЕЩЕНСКОЙ ВОДОЙ ПО ВОЗВРАЩЕНИИ ДОМОЙ?
По возвращению домой стоит обязательно окропить жилище святой водой. Не лишним будет также сбрызнуть ею салон автомобиля. Не стоит «просто хранить» святую воду целый год! Крещенскую водицу можно пить по маленькому глоточку утром и вечером, использовать для приготовления пищи, полива цветов, кропить святой водой себя и родных, купать в ней детей и добавлять в воду во время принятия ванны.
Ещё святитель Иоанн Златоуст говорил, что Святая Богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы только что почерпнута из живого источника. Таково чудо благодати Божией, которое и сегодня может видеть каждый!
Но не следует думать, что употребление Святой воды может заменить собой регулярное посещение церковных богослужений, исповедь и причащение Тела и Крови Христовой, которые являются основанием христианской жизни.
КАК ХРАНИТЬ КРЕЩЕНСКУЮ ВОДУ?
Освящённая вода остаётся по всем физическим параметрам всё равно водой. Другое дело, что метафизически она приобретает силу освящения! Но о ней требуется тоже определённая забота.
Её следует хранить в стеклянной посуде, в защищённом от света месте. Лучшее место – перед домашним иконостасом, можно рядом с иконами в шкафчике.
Рассказывают, что лет пять назад один священник после смерти своей мамы обнаружил у неё бутылки с Крещенской водой ещё с 1947 года! И вода была совершенно свежая, пригодная для питья. Хранила она её с благоговением, и этого было достаточно, чтобы вода стала свидетельницей любви почившей к святыне.
МОЖЕТ ЛИ ИСПОРТИТЬСЯ КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА?
Да, может. Во-первых, если её неправильно хранить. Во-вторых, на её качестве сказывается болезненное душевное состояние людей. Например, вода редко хорошо стоит там, где частые ссоры, где бранные скверные слова, где рукоприкладство, блуд, прелюбодеяние, скверноприбытчество. Здесь Господь через воду может показать мерзость запустения в таком доме…
МОЖНО ЛИ ВЫЛИВАТЬ ЕЕ В РАКОВИНУ ИЛИ НА ЗЕМЛЮ?
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОНА ПРОЛИЛАСЬ НА ПОЛ, МОЖНО ЛИ ПРОСТО ВЫТЕРЕТЬ ТРЯПКОЙ?
Освящённую воду хранят дома с благоговением. Если случилось, что вода пролилась, или разбился сосуд, в котором хранилась святыня, то будет правильным собрать агиасму чистым рушником или новой ветошью и отжать в другой сосуд, чтобы вылить в проточную воду или другой естественный водоём. Можно также отжать рушник в горшки с домашними цветами.
Один священник говорил, что видел, как у людей портилась вода, хранящаяся в посуде с неподобающими надписями, например, на бутылке не убрали прежнюю этикетку «Водка» или просто «Лимонад». Само такое отношение к агиасме может стать поводом, чтобы ради посрамления неблагочинных людей, вода проявила свойства испорченности: затхлый запах, обильные хлопья осадков, плесень, позеленение дна и стенок сосудов.
Но даже в таком состоянии вода не лишена своих благодатных свойств, потому требует уважительного к ней отношения. Её пить уже нельзя, но можно ею окроплять.
В раковину, которая сообщается с канализацией, выливать освящённую воду недопустимо!
МОЖНО ЛИ ЛЕЧИТЬСЯ ОСВЯЩЁННОЙ ВОДОЙ, ЕСЛИ ТАК РЕКОМЕНДУЕТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ "ЦЕЛЕБНИКАХ" И ПРОЧИХ КНИГАХ С ЗАГОВОРАМИ?
Освящённая вода имеет силу целить Божьей волей, а не потому, что имеет некую магическую силу. Поскольку Господь действует посредством освящённой водной стихии, то волен это делать в разных проявлениях: кому-то будет подано благословение на исцеление, а кто-то призван вразумляться через освящённую воду вплоть до болезней!
Рассказывают, как одна одна женщина положила тайком в пасхальную корзину с яствами для окропления их освящённой водой гадальные карты – так ей посоветовали, чтобы лучше гадалось. Так вот, туда, куда попали капли воды, на картах появились пятна, словно их прожгли горячими каплями свинца или олова!
Нельзя святыню использовать в магических целях: Господь может посрамить эту затею самым неожиданным образом!
Великим грехом является употребление Святой воды по совету колдунов и экстрасенсов. По слову Бога, само обращение к чародеям является тяжким грехом.
КАК УПОТРЕБЛЯТЬ КРЕЩЕНСКУЮ ВОДУ? МОЖНО ЛИ ЕЮ, НАПРИМЕР, ЗАПИВАТЬ ЛЕКАРСТВА?
Освящённая вода должна быть употребляема на всякое добро и в разных потребностях. Ею можно окроплять для благословения те или иные предметы, места проживания, животных, растения. При помощи освящённой воды силою Божьей изгоняем всякую нечистоту, которая может проявляться через предметы или животных, людей.
Агиасма предназначена для исцелений. Её хорошо и ежедневно принимать натощак с молитвой. И можно пить в болезни даже не натощак. Также освящённая вода может быть употребляема в сочетании с лекарствами. Она уместна и в тяжёлом духовном состоянии: скорби, депрессии, духовной растерянности, унынии. Ею можно кропить себя, умываться и, конечно, испивать в разумном количестве – около полстакана, не больше.
Но крещенская вода, да и другие святыни церковные, не являются лекарством сами по себе. Врачует Бог, и механически, без веры в Церкви ничего не происходит.
ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ПРЕПЯТСТВИЕМ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ СВЯТОЙ ВОДЫ ОЧИСТИТЕЛЬНЫЕ ДНИ У ЖЕНЩИН?
Согласно выводам Патриарха Сербского Павла, в месячные дни женщине непозволительно только причащаться Христовых Таин. Её состояние остаётся полноценным в христианстве, а значит, и все святыни она может лобызать, их касаться; мазаться благословенным маслом и испивать освящённую воду.
МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
В Усинском храме Воскресения Христова хранятся частички мощей святой блаженной Матроны Московской.
Святую Матрону можно назвать нашей современницей, поскольку она родилась в Тульской губернии в 1881 году, а умерла в 1952-м. Появилась на свет слепой, а в девичестве у неё отказали ноги. Но она никогда не жаловалась на болезни, а всех принимала и помогала советом, исцеляла. Говорила, что когда умрет, останется «проводником» ко Господу Богу.
«Приходите ко мне и рассказывайте о своих бедах. Я услышу», – предрекала она. В октябре 2004 года Матрона была канонизирована и включена в месяцеслов Русской православной церкви.
КАК МНЕ ПОМОГЛА МАТРОНУШКА
«В октябре 1997 года я впервые пришёл на эту могилу. Ни о чём не просил, не жаловался, понимая, что матушка Матрона лучше меня поймёт мою нужду и, если нужно, поможет. Прислонился лбом к могилке... Наутро неожиданный звонок. Мне, безработному, внезапно предложили работу и дали денег».
Андрей, Москва
«Несколько лет назад у нас в семье была очень тяжёлая материальная ситуация, проблемы никак не решались, только возникали новые. И тут мне срочно понадобилось ехать на Украину, решать ещё одну проблему. Поездку никак нельзя было отложить, а денег такой мизер, что или я еду, а вся семья остаётся голодать, или я остаюсь, проблема не решается и тогда из-за этого возникает ещё много разных неприятностей и сложностей. Я часто обращалась к Матушке Матронушке, молила её о помощи.
Дальше случилось чудо. За два дня до поездки я нашла в своём кошельке 100$, надо заметить, что по тем временам это было солидная сумма. Я в то время о таких деньгах даже не думала и не мечтала. На эти деньги я смогла съездить на Украину, решить проблему и повидаться со своими родными. Кстати, свою любимую бабушку я в ту поездку видела последний раз, потом уже попала только на её похороны. Вот так помогла нашей семье и мне Святая заступница, Блаженная Матушка Матронушка.
Много лет прошло с тех пор. Я теперь хорошо зарабатываю, но до сих пор не могу забыть этот чудесный подарок.
Приходите к Матронушке с верою, молитесь ей и она никогда не откажет вам».
Елена, г. Москва
«Хочу рассказать, как мне помогла Матушка Матрона. Я росла в обычной, невоцерковлённой семье, в церковь ходила редко. И никогда не исповедовалась, не причащалась (если только во младенчестве меня носили ко причастию, и то я не уверена). Лет в 25 почувствовала большую потребность исповедоваться, но никак не могла решиться – было очень страшно. Так продолжалось ещё четыре года. Потом поехала в Покровский монастырь и у иконы Матушки попросила помощи и поддержки. И чтобы указала мне храм и батюшку, у которого я могла бы исповедоваться.
Через два или три дня после этого я ехала в автобусе по новому для меня маршруту и вдруг услышала церковное песнопение. Причём, очень громкое – как будто певчие стояли на улице прямо рядом с дорогой. Увидела в окне храм (не так уж близко к дороге он стоял!).
Я решила, что это знак, и, подготовившись к исповеди, через какое-то время пришла туда. Там как раз один из священников уже исповедовал молодую девушку. Я тоже встала к нему в очередь на исповедь. И когда батюшка уже читал молитву над человеком, который исповедовался передо мной, вдруг меня обдало потоком воздуха, как будто кто-то вошёл с улицы и встал прямо за мной. Я обернулась и никого не увидела. Но при этом в душе появилась такая уверенность и решимость, что все будет хорошо!
После исповеди я подошла к иконе Богоматери поставить свечку и только тут увидела рядом с её иконой такую же большую икону святой Матроны – она привела меня в храм, где её особо почитали.
Даже не могу описать, какое облегчение я испытала после исповеди, и как я благодарна Матушке Матроне за её помощь».
Евгения, Москва
«Год назад в нашей семье был большой кризис. Хотел бросить семью, жену и маленького сына. Запутался окончательно. Решил взять отпуск и поехать в Москву к сестре. Жена просила заехать к матушке Матронушке и передать записку. Хоть и слушать её не мог, но записку взял всё же. И вот мне удаётся попасть в монастырь к матушке и приложиться к святым мощам её. Положил записку и вышел из храма.
Уехал из Москвы и по приезду домой жена меня просто не узнала, говорит, что приехал абсолютно другой человек. Слава Богу в семье всё понемногу наладилось.
Спасибо тебе, матушка Матронушка, за помощь твою».
Роман
«Матушка Матронушка всегда и во всем мне помогает.
И вот расскажу такую историю: когда я только пришла к ней в храм, я купила крестик, который всегда был со мной. Однажды мы поехали со своим молодым человеком отдыхать к морю. Не знаю, как произошло, но вдруг я обнаружила, что крестика не стало. Я была очень расстроена, считала, что это плохой знак – потерять крестик от Матронушки. И вот несколько месяцев назад я заболела и мне была назначена операция.
Накануне мне снится сон: на мне крестик Матронушки и я пытаюсь его снять, но потом опять надеваю на себя и так несколько раз. В итоге он остаётся со мной. За день до операции я разбирала вещи в шкафу и старые выбрасывала, и как раз хотела уже выбросить сумку, с которой отдыхала и положила её у порога. И вдруг мне муж говорит: «Ты уверена, что ты хочешь её выкинуть? Посмотри, здесь какие то бумаги». Я стала смотреть и, вы не представляете, я нахожу крестик, который считала потерянным. Матронушка не позволила мне с ним расстаться, она пришла ко мне во сне и была со мной во время операции.
Я всегда чувствую её присутствие, мне снится её иконка и я ощущаю её руку над собой. А когда ко мне приходит отчаяние, разговариваю с ней, как с живой, прошу её о помощи, на душе сразу чувствую успокоение и чувствую её поддержку.
Спасибо тебе, родная Матушка Матронушка. Спасибо, что ты есть, что ты выстрадала за нас за всех».
Без подписи
«Блаженная старица Матрона помогла мне в написании дипломной работы. По той теме, которую я писала, было очень мало материала, но с помощью Матронушки, я смогла найти нужную информацию и в итоге защитилась на отлично.
А в прошлом году у меня очень сильно обострился цистит, как раз в тот момент, когда мы с мужем начали планировать ребёнка. Лечилась несколько месяцев, а после этого никак забеременеть не получалось. Я съездила к Матроне, помолилась и не прошло и месяца, как узнала, что в положении. И больше приступов болезни не было».
Без подписи
«Когда бываю в Москве, всегда стараюсь попасть в Покровский монастырь. В 2005 году мы попали к Матронушке всей семьёй. Возле мощей Матронушки обратилась с просьбой, чтобы как-то решился вопрос с квартирой, так как я с сыном была зарегистрирована в доме (бараке), а его на протяжении 30 лет никак не могли снести, местные чиновники всегда находили какую-то причину и люди продолжали в нём жить.
И когда я приехала домой, спустя неделю меня вызвали в жилищный отдел и дали ключи от квартиры в доме капитального исполнении. У меня даже прослезились глаза при получении ключей, насколько скоро Матронушка урегулировала мою просьбу, я ведь просила от имени всех жильцов этого дома и моя просьба была услышана».
Лидия
«Мы с мужем жили в браке четыре года, а детей не было, стали часто ругаться, пропадать на работе, смысла жизни не было, врачи сказали, что детей не будет. Однажды я упала на колени перед иконкой Матронушки и взмолилась о ребёночке. Через два дня я плохо себя почувствовала, а муж стал говорить о разводе, я его попросила на прощанье съездить со мной в больницу на обследование, там я узнала, что беременна, моей доченьке 1 год и 4 месяца, мы с мужем бесконечно благодарны Матронушке за такое счастье!!!»
Анна
«У мужа были проблемы с поиском новой работы, он стал подавлен и замкнут. В его глазах читалось отчаяние. Я попросила помощи у СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ. В скорости он нашёл работу по душе.
Как-то вечером, придя с работы, мы сидели на кухни и он говорит: «Ты знаешь, сегодня прочёл статью в газете про блаженную старицу Матрону». И начинает мне рассказывать прочитанное им с блеском в глазах. Я слушала его, а сама думала что СВЯТАЯ МАТРОНА не только работу но и веру мужу дала».
Ламан. Новосибирск
«Долгое время не могла я встретить свою судьбу, в то время, как все мои подруги обзавелись не только семьями, но и детьми. В период тяжелейшей депрессии я решила поехать в Москву к подруге. И вот подруга, видя моё плачевное состояние, советует съездить к Матронушке, к её мощам. Я сразу соглашаюсь. И по пути на вокзал перед моим отъездом домой мы заезжаем в Покровский монастырь. Нам повезло, народу было не очень много.
Сразу хочу отметить свое состояние в монастыре: я чувствовала волнение и необъяснимую радость! Сначала я постояла перед иконой Матронушки, мысленно рассказала ей о своих несчастьях, потом приложилась к её мощам. Потом я вернулась домой и через некоторое время произошло чудо!!!!! Я начала встречаться с прекрасным человеком, который теперь является моим мужем! С той моей поездки прошло ровно три года, но деревянный крестик от Матронушки я ношу до сих пор и верю: она всегда рядом со мной и поможет в трудную минуту.
Люди, только с Богом в душе можно обрести настоящее счастье! И раз получив помощь от Матронушки не забывайте благодарить ее об этом. Низкий поклон тебе, матушка Матронушка!».
Без подписи
«Я искренне благодарна тебе матушка за помощь в судебных разбирательствах. Меня полностью признали правой.
Благодарю тебя, святая наша заступница».
Надежда
«Месяц назад просила Матронушку избавить меня от привычки курить (курила более десяти лет), сегодня я не курю уже девятый день и не тянет, бросила внезапно.
Чудеса! Верьте люди, Она, наша Святая, с нами!»
Без подписи
«Год назад меня бросил муж, которого я безумно любила, у нас с ним два сына. Я тяжело переживала, были моменты, что и жить не было сил. Потом я собралась съездить к её мощам, мне посоветовали, я слушала и не верила, что такие чудеса бывают. Простояла часов 6-7, был сильный ливень , я была без зонта вся промокла, думала, заболею. Всё то время что я стояла, я плакала и просила просто дать сил справиться и жить дальше ради детей, ему просила прощения за тот поступок, что он совершил. Я не заболела, даже ни чихнула.
Через несколько дней я встретила человека, который сейчас меня безумно любит и любит моих детей, он помог мне оправиться, но я верю в то, что Матушка Матронушка мне помогла. Я стараюсь почаще ездить в монастырь, там я отдыхаю душой, даже когда стою огромную очередь, когда подхожу к её иконки всегда плачу. Детей тоже вожу с собой, они тоже её любят и, когда ложатся спать, кладут её образ под подушки. И я знаю она охраняет их, я в это верю».
Без подписи
«У меня был взят кредит в банке и потом, через некоторое время, я потеряла работу. Я полгода не могла его выплатить и банк постоянно мне звонил и наконец пошёл первый, потом второй штраф. Работу не могла найти, почему-то не брали никуда, хотя опыт хороший в сфере страхования. Я уже начала сильно унывать и денег даже на дорогу не было. Вдруг я по делам поехала в одно место на встречу, а на эту встречу я опоздала. Я бы там могла получить небольшие деньги, которые мне очень были нужны. Я опять в слезах и унынии иду обратно домой и вдруг мне в голову взбрело сходить в какую-нибудь рядом стоящую церковь. Так как района я не знаю, то обратилась к двум женщинам с просьбой подсказать, где здесь есть церковь. Они мне вдруг неожиданно говорят, что в 5-6 остановках отсюда есть кладбище, а на кладбище есть церковь и могилка Блаженной Матронушки. Я давно собиралась на могилку, но всегда ходила с 2000 года только к мощам в монастырь. Ну я, конечно, сразу решила поехать, так как была в унынии. Приехала, отстояла около получаса. Мне там очень понравилось. Попросила её помочь с деньгами и работой. Приехала домой и на следующий день мне звонят и приглашают на работу с неполным рабочим днём и хорошей оплатой. Кредит я свой сразу оплатила. Повторюсь, до этого около полу года искала работу. И это не единственные случаи помощи от святых угодников Божиих. Это было в мае 2009 года во время кризиса».
Ирина Сергеевна. Москва
«В марте 2009 г. мне поставили страшный диагноз (рак IV стадии), как после этого можно жить, поймёт лишь тот, кто это испытал. Но мне помогла Дорогая Матронушка, я каждый день молилась и просила её помочь мне, моя трёхлетняя доченька целовала иконку Матронушки и говорила: «Баба, помоги маме». И Матронушка помогла нам, 22 апреля врачи извинились за врачебную ошибку, но я-то знаю, что только благодаря Матронушке, её помощи я выздоровела».
г. Волгоград
«Меня зовут Иулия. Мне 26 лет. Хочу рассказать свою историю, о том, что Бог действительно есть, что он и его угодники помогают нам. В 21 год я вышла замуж. Муж замечательный, замечательная свекровь. Живи, не хочу. В 22 года родила дочь Кристину. Но что-то произошло со мной, стала ругаться, обижать свекровь, одержима была мыслью уехать от мужа. Вскоре я добилась своего. Забрала дочь и уехала к родителям. Там началась, на тот взгляд, красивая жизнь. Нравилось покорять мужчин, погулять. Правда, нашла хорошую работу, хорошую должность. Добрых коллег. Господь очень помог мне в работе.
Познакомилась с мужчиной. Он приезжал в отпуск, к своей матери. Он жил в Туле с женой и детьми. С женой, как он говорил, был разведён. Началась любовь. Через месяц всё перевернулось. Я забеременела. Страх и ужас охватил меня. Он уехал, сказал – не знаю, что делать, делай аборт, денег дам. Срок маленький, неделю не ела, ни спала. Сделать что-нибудь не долго. Но аборт – убийство, это я знала и от Бога этого не скроешь. Ночью снился сон – ад, бесы очень страшные, их много и они рвут меня на части. Проснувшись, я поняла, что это моё будущее место за аборт. Я решила, что пройду через всё, но рожу. Скрывала от родителей до 16 недель. На работе все советовали сделать аборт, быстро и без проблем избавится от неприятностей. Я говорила: нет. Они пугали, как мне будет плохо и что родители убьют меня.
Я пошла в церковь в слезах просила о прощении. Отец Андрей, наш благочинный, поддержал меня. Сказал, что ребёнок уже радуется каждому стуку моего сердца, и какой это грех – аборт.
А я в это время разобрала свою жизнь по частям, как я была не права, как обижала свекровь.
Пришло время рассказать родителям. Был вечер. Дочка сидела, собирала пазлы, родители рвали и метали. Кричали, что завтра потащат меня на аборт. Дочка кричит – мама только в больницу не ходи, что такое аборт. Родители кричали, оскорбляли. На следующий день после работы мы с дочкой прятались у моего брата. Затем моей крепостью стала наша церковь. Мать позорила меня на весь район. Ходила в больницу, просила врача сделать мне аборт. Но в 16 недель никто этого не делает. Это был ад. Самое страшное, что настраивали дочь против меня. Учили называть меня проституткой и сукой. Мы запирались в комнате, я кричала на коленях: «Боже защити!!!»
Бог послал людей, которые не дали опустить руки. В роддом пошла пешком одна. Родила здоровую девочку Ксению. Представляете 13 июля – и день рождения старшей дочки тоже. Разница 4 года. Вот такое чудо. На Ксению не могу надышаться до сих пор.
Встретил из роддома мой брат со своей женой, и моя дочка приехала с мягкой игрушкой для сестры.
Переломив гордость, я помирилась со свекровью. По телефону.
Первый месяц было тяжело, мама не помогала, к Ксюше никто не подходил. Помогала лишь моя дочка 4-х летняя. Через месяц собрала вещи и детей и на такси уехала к мужу, вот уже месяц мы здесь. Муж простил меня, и любит моих детей. Свекровь помогает во всём.
Мать звонит, орёт, зовёт нас домой. Во мне растёт страх, вспоминая все гонения и слёзы мои и Кристины. Не хочу домой.
Здесь нас приняли и любят. Ксению окрестили. Крёстный мой брат.
Вот такая история.
Слава Богу!!!»
Без подписи
«Хочу рассказать о своём чуде, благодаря Матушке Матроне.
Началось все с того, что в апреле месяце на работе после проверки кассы я обнаружила крупную недостачу, т. к. я материально ответственное лицо, лучшим решением для меня было доложить недостачу и уволиться (так я считала на тот момент, будет правильно). Я заняла у всех знакомых деньги, чтобы погасить недостачу. На тот момент мой близкий человек не понял мою позицию и обвинял меня в воровстве, хотя жил со мною и знал, что денег у меня не было. Мы расстались, после я узнала что беременна. Он не захотел ничего слушать. Моя жизнь стала невыносимой. Я осталась безработной, на съёмной квартире с кучей долгов и вдобавок ко всему – брошенной беременной. Мне пришлось переехать в другой город к маме, но у неё своя семья и я оказалась никому ненужной.
С горем пополам устроилась на работу на два месяца, потом я попала в больницу с диагнозом камни в почках. Всё рухнуло в одночасье, жить не хотелось....
И тут я узнала про Матушку Матрону, на последние деньги и на пятом месяце беременности собралась в Москву. По дороге к матушке мне было очень плохо, приступы боли не отпускали (врачи сказали, что нужно терпеть, пока я беременна, ничем помочь они мне не могут). После посещения Матушки Матроны боли прекратились, беременность протекает хорошо. Я думаю, что Матушка услышала меня и будет помогать мне в дальнейшем.
Каждый из нас совершает громадное количество ошибок, главное для себя покаяться самим перед собой и перед Господом и тогда жить станет легче».
Без подписи
«Мой сын страдал энурезом. После каждой ночи были стирки. Я не ругала сына, не упрекала, понимала, что это болезнь, но врачи не могли ничем помочь. Ходила с ним и к знахарке всё без результатов. Так продолжалось почти девять лет. Случайно от знакомых узнала о матушке Матроне. Мы приехали в монастырь, очереди тогда были небольшие и мы стояли в храме. Пока мы стояли, я говорила сыну, что ему нужно самому попросить о своём выздоровлении, встав на колени перед мощами, на что он ответил отказом, что на колени вставать не будет. Я не стала настаивать.
Когда подошли мы к мощам, я положила рядом купленную свечу, и она случайно упала на пол раку. Мой сын, не долго думая, нагнулся её поднять, встав на колени. Только позже я поняла – она всё слышала и сделала так, что он преклонил колени. После этого мой сын слал реже и реже спать в мокрой постели, а вскоре его недуг прошёл.
Я никогда раньше не верила в такое чудо, но оно свершилось благодаря матушке. Большое спасибо ей».
Л.
Главный праздник православных — Воскресение Христово. Но, как и всякое значимое событие, этот день потребует от христианина продолжительной и тщательной подготовки, имя которой – Великий пост.
Великий пост, он же «Четыредесятница», продолжается шесть недель (42 дня) и установлен в подражание сорокадневному посту Спасителя в пустыне перед Его выходом на общественное служение. Так как Великий пост привязан к Пасхе, которая является переходящим праздником, он также может выпадать на разные месяцы и числа, хотя его структура и продолжительность при этом остаются неизменными.
Многие ошибочно причисляют Страстную неделю к Великому посту в качестве её седьмой недели, но это неправильно. Великий пост заканчивается празднованием Входа Господня в Иерусалим, а сразу после него начинается Страстная неделя – отдельный и особенный малый пост, во время которого христиане подробно вспоминают всю последнюю неделю жизни, предание на расправу, страдания и крестную смерть Господа Иисуса Христа.
К самому посту православные христиане тоже готовятся – в течение четырёх подготовительных недель, постепенно отказываясь от мяса (после недели о Страшном Суде) и от молока и яиц (после воспоминания Адамова изгнания), когда в воскресенье перед самым постом стремятся простить друг другу старые обиды.
Великий пост очень строгий. В плане пищи он предписывает воздерживаться не только от мяса, молока и яиц, но и от рыбы, которую позволяется вкушать в двунадесятые праздники, или растительного масла и вина, которые разрешается добавлять к рациону в выходные. Впрочем, диетарные правила вторичны по отношению к духовной составляющей поста и могут быть смягчены духовником для больных, путешествующих или учащихся.
Великим постом не принято ходить в гости и посещать увеселительные мероприятия, а свободное время Церковь предлагает христианину употребить на взгляд внутрь себя, покаяние, усиленную молитву, чтение Евангелия и духовной литературы, а также помощь окружающим его людям.
В литургической жизни Церкви Великий пост отличается многими особенными богослужениями и песнопениями, которые в другое время не употребляются или употребляются нечасто: Литургия Преждеосвященный Даров и Литургия Василия Великого, молитва Ефрема Сирина, Великий покаянный канон Андрея Критского, пассия и т.п.
О неделях и седмицах: в церковно-славянском языке привычные нам недели (7 дней) именуются седмицами, а «неделями» называются воскресные дни. Дни, когда ходят на богослужение, а в бытовом плане ничего не делают. Выше слово «неделя» употреблено в современном понимании.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ
Самый долгий пост церковного года предваряется четырьмя неделями подготовки. Это недели: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде и воспоминание Адамова изгнания.
Неделя о мытаре и фарисее даёт христианину возможность укрепить свои телесные силы перед постом. На этой неделе отменены традиционные посты в среду и пятницу. В воскресенье за богослужением начинают читаться стихиры «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».
Воскресное Евангелие повествует нам о мытаре и фарисее, молившихся в храме (Лк.18:10-14). Фарисей заранее считал себя благочестивым, и гордость сделала его молитву ничтожной, а мытарь искренне раскаивался в своих неблаговидных поступках и за своё смирение был оправдан Богом. В этом новозаветном примере содержится первый намёк на покаяние и смирение, которые должен пробудить Великий пост в наших душах.
Неделя о блудном сыне сменяет первую подготовительную неделю. Как явствует из названия, здесь воскресное евангельское чтение тоже особенное – Притча о блудном сыне. В этой притче Христос указывает слушателям на покаяние как начало пути к воссоединению человека с Богом, которым прошёл беспутный сын отца, тяжко оскорбивший его, промотавший всё отданное ему богатство, но раскаявшийся и прощённый родителем (Лк.15:11-32).
Стоит обратить внимание на развитие покаяния в этих двух частях Евангелия. Если грешный мытарь просто просил прощения у Бога, то блудный сын предпринял труд ломки своей гордости, путешествия к отцу и был готов доказывать ему покаяние работой на правах наёмника.
На воскресной утрене начинают читать 136 псалом: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом…».
Неделя о Страшном Суде напоминает нам о непременном воздаянии за наши поступки. Причём не столько справедливом, сколько милосердном. Ведь праведники, делившиеся земными благами с нищими и больными, в сущности отдавали им не своё богатство, а данное Богом. Но Господь принимает их в Царство Небесное, вознаградив за их доброе намерение, подкреплённое делом, и за смиренное сознание ими своего недостоинства (Мф.15:31-46).
В предшествующую субботу совершается заупокойное богослужение, во время которого Церковь особо молится обо всех умерших.
Начиная с этого воскресенья положено воздерживаться от мясной пищи, поэтому неделя о Страшном Суде также часто называется мясопустной.
Неделя воспоминания Адамова изгнания также называется «сырной», «сыропустной» или «масленицей». В эти дни ещё можно есть рыбу и молочные продукты, а со следующего понедельника уже начинается пост. Неделя сплошная и не имеет постов в среду и пятницу.
На сырной неделе начинается чтение молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Господи и владыка живота моего…» с земными поклонами. На воскресном богослужении вспоминается изгнание из Эдемского сада прародителей Адама и Евы и через этот пример Церковь ещё раз призывает нас пройти по пути покаяния и вернуться к Небесному Отцу.
Начать путь примирения с Богом Церковь советует с примирения с ближними. После Литургии в храмах совершается Чин прощения, когда все православные христиане просят друг у друга прощения за обиды, вольно или невольно нанесённые в этом году.
НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Шесть недель Великого поста также имеют определённую последовательность и особенности. Они посвящены знаковым моментам церковной истории или великим святым: неделя Торжества Православия, неделя святителя Григория Паламы, неделя Крестопоклонная, неделя преподобного Иоанна Лествичника, неделя преподобной Марии Египетской и неделя Входа Господня во Иерусалим.
В первые пять воскресений Великого поста совершается литургия Василия Великого, которую служат всего десять раз в году. Кроме Великого поста – только в Великий Четверг и Великую Субботу Страстной недели, а также в день памяти святителя Василия, навечерие Рождества и навечерие Крещения.
Каждую среду и пятницу Великого поста, в четверг недели преподобной Марии Египетской, с понедельника по среду Страстной недели и в некоторые другие дни служится ещё одно уникальное великопостное богослужение — Литургия Преждеосвященных Даров.
Её авторство приписывают римскому папе Григорию Великому (он же «Двоеслов» – по одному из главных написанных им трудов). Особенностью этой литургии является отсутствие анафоры с призыванием Духа Святого на хлеб и вино ради их преложения в Тело и Кровь Христовы. На этом богослужении верующих причащают Святыми Дарами, заранее освящёнными на предыдущей воскресной Литургии, отсюда и название. Кроме того, она сильно отличается от прочих литургий своим чинопоследованием.
По понедельникам, вторникам и четвергам (если не выпадет праздника) литургии не совершается. Вместо неё читаются и поются часы и особый чин подражания литургии — «изобразительны».
Вечером во 2, 3, 4 и 5 воскресенья Великого поста совершается пассия («стадание» — лат.). Особое богослужение, заимствованное митрополитом Петром Могилой у католиков и переработанное для православного употребления. За этим покаянным богослужением читаются евангельские отрывки о страданиях Христа.
Великим постом с понедельника по четверг первой недели на великих повечериях читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим за богословскую и поэтическую глубину, а также за количество содержащихся в нем тропарей – около 250.
Неделя Торжества Православия открывает Великий пост. В первый понедельник постятся наиболее строго, как в сочельники, стараясь вообще не вкушать до вечера никакой пищи.
Празднование Торжества Православия установлено с 843 года. В этот день в Константинополе был созван собор, окончательно восстановивший в Византии иконопочитание после второго иконоборческого периода. Этому предшествовала долгая и трудная борьба иконопочитателей с иконоборцами (с 730 года), в ходе которой многие святые были сосланы и замучены до смерти императорами, поддерживающими иконоборческую ересь.
В этот день вспоминаются и другие ереси, с которыми боролась Церковь, а на придерживающихся их накладывается анафема – отлучение от церковного единства.
Неделя святителя Григория Паламы также посвящена серьёзным церковным спорам. Святитель Григорий много лет провёл на Святой горе Афон и придерживался практики исихазма – «умной молитвы». Афонские подвижники утверждали, что Бог открывается им через восприятие Его Божественной энергии – благодати, хотя и остаётся недоступен им сущностно. Западные полемисты считали, что Бог непознаваем ни в каком виде и полностью отделён от тварного мира.
Весь опыт Церкви и феномен святых свидетельствует о том, что правы были восточные подвижники, в защиту которых святитель Григорий Палама и написал несколько своих трактатов, главный тезис которых: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему всё причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям».
А раз Бог причастен к нашему миру своими энергиями, мы можем познавать Его и обоживаться, накапливая в себе благодать Духа Святого. Это означает, что для нас открыта возможность спасения. Вот почему вторая неделя посвящена святителю Григорию.
Неделя Крестопоклонная. В среду этой недели в центр храма торжественно выносится украшенный цветами Крест Христов и оставляется для поклонения верующим до пятницы следующей недели поста.
В эти дни православные христиане поклоняются самому позорному и жуткому орудию казни в Римской империи, внезапно ставшему самым святым и значимым орудием спасения человеческого рода, благодаря которому Господь совершил свой искупительный подвиг. Торжественное поклонение Честному и Животворящему Кресту Христову верующие совершают в воскресенье 3-й недели, а также в понедельник, среду и пятницу следующей недели.
Неделя преподобного Иоанна Лествичника является 4-й неделей поста и посвящена памяти творца одной из самых популярных аскетических книг в православном мире.
Суббота этой недели называется субботой акафиста или Похвалой Пресвятой Богородицы. В этот день читается акафист Божьей Матери с кондаком «Взбранной Воеводе…». Это празднование установлено в память чудесного спасения Константинополя от нашествия славян и булгар при императоре Ираклии в 626 году.
В VI веке преподобный Иоанн Синайский (Лествичник), игумен мужского монастыря во имя святой великомученицы Екатерины, резюмировал святоотеческий опыт борьбы с грехом. Его книга «Лествица райская или Скрижали духовные», написана по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря.
«Лествица» перечисляет человеческие грехи, сводя их к семи смертным грехам и показывая, как один грех в душе человека влияет на зарождение другого. Но она же перечисляет и человеческие добродетели, даёт рецепт исцеления от страстей посредством восхождения по лестнице в небо (аллюзия на ветхозаветное видение Иакова). Преподобный Иоанн выделяет на райской лестнице тридцать ступеней и призывает христианина терпеливо восходить по ним к Богу.
Неделя преподобной Марии Египетской. Эта неделя посвящена памяти святой, которая в юности была великой грешницей, глубоко погрузившейся в смертный грех блуда. В Иерусалиме будущая святая была поражена чудом — неведомая сила не впускала её в христианский храм. Тогда Мария осознала свою греховность, принесла покаяние и приняла Крещение.
Обратившись ко Христу, преподобная Мария ушла в пустыню и за много лет поста и молитвы не только победила в себе всяческие страсти, но даже достигла святости и просвещения ума. Биограф преподобной Марии старец Зосима свидетельствовал, что святая знала Священное Писание, хотя никогда в жизни не имела возможности прочесть или хотя бы прослушать его. Монах Зосима, которому она рассказала свою историю, видел, как святая переходила по воде реку, а во время молитвы немного приподнималась над землёй.
Через пример преподобной Марии Египетской Церковь говорит нам, что для каждого, даже самого пропащего грешника существует возможность покаяния и прощения. Нужно только захотеть спасения, принести покаяние и начать жить по-христиански.
Неделя Входа Господня во Иерусалим, она же Неделя Ваий, Цветоносная Неделя или Вербное Воскресенье. Эта неделя завершает Великий пост.
Этот двунадесятый праздник установлен в память дня, когда Господь торжественно вступал в Иерусалим на спине молодого ослёнка, а народ приветствовал и славил его как пророка и Мессию, постилая по дороге одежды и ветви ваий — пальм. В России пальмы не растут, поэтому православные россияне приходят на этот праздник с пучками верб и вербами же украшают храм.
Народ приветствовал Господа не просто так. Народ был поражён очередным чудом Спасителя, которое он совершил накануне — в Лазареву Субботу. В этот день он воскресил своего умершего друга Лазаря, который к тому времени уже три дня находился во гробе. Узнавшие о чуде люди восклицали: «Осанна Сыну Давидову!», – и надеялись на создание чудесного и богатого царства на земле. Уже через несколько дней, убедившись, что Царство Христово не от мира сего, они будут кричать: «Распни, распни Его!».
Вход Господень в Иерусалим предваряет искупительную Жертву Спасителя и как одно из наиболее значимых событий евангельского повествования содержится у всех четверых евангелистов: Матфея (21 глава), Марка (11 глава), Луки (19 глава), и Иоанна (12 глава).
На всенощном бдении освящаются вербы, а воскресная Литургия служится по чину Иоанна Златоуста. В этот день разрешается вкушение рыбы.
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
Великий пост заканчивается праздником, за которым начинается крестный путь Спасителя – Страстная седмица, каждый день которой посвящён отдельным событиям в земной жизни Господа.
В эти дни принято поститься особенно строго и читать отрывки из Евангелия, соответствующие событиям дня. В первые три дня прочитывается вся Псалтирь кроме 17-й кафизмы, а на утрени поётся тропарь: «Се Жених грядет в полунощи…».
В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также история о проклятии Господом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В этот день патриарх начинает варить Святое миро.
В Великий Вторник Церковь вспоминает притчи Господа о десяти девах и о талантах, призывающие православных христиан к духовному бодрствованию. Также читаются притчи о дани кесарю, Страшном Суде и воскресении мёртвых.
В этот же день говорится и об обличении фарисеев в храме, где Спаситель рассказал им притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях, чтобы дать им последнюю возможность для покаяния.
Вместо этого, израильские законоучители окончательно возненавидели Господа и стали искать случая убить Его.
Великая Среда посвящена истории предательства апостола Иуды Искариота. Читаются соответствующие места Евангелия, где Иуда соглашается предать своего Учителя синедриону за 30 сребренников. Он обещает первосвященникам показать Христа воинам в уединённом месте, чтобы те могли взять Его под стажу.
В этот день все стараются прийти на исповедь. Также в Великую Среду в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина.
В Великий Четверг Церковь вспоминает события Тайной Вечери, когда Господом было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Апостолы с Господом Иисусом Христом собрались на ужин в Сионской горнице, где Он дал им последнее наставление и в ходе трапезы установил главное христианское Таинство.
Каждый православный христианин в Великий Четверг стремится причаститься и совершить омовение, чтобы в духовной и телесной чистоте встретить будущий праздник Воскресения Христова. Великий Четверг иногда также именуется «Чистым».
В кафедральных соборах в этот день совершается чин омовения ног, а также читаются 12 Евангелий, посвящённых Страстям Христовым и описывающих последние часы Его жизни и крестную смерть.
В этот день обычно убирают жилище перед Пасхой, а также готовят яйца и другие праздничные блюда.
Великая Пятница — день без совершения Литургии, так как Жертва в этот день принесена не бескровная, а кровавая — на Кресте на Голгофе. В этот день Христос был осуждён на смерть, претерпел оскорбления, бичевание, путь с Крестом на Голгофу, страдания и смерть на Крестном Древе, а также был погребён.
Утром Великой Пятницы читаются царские часы. Днём совершается чин выноса Плащаницы, символизирующий положение во Гроб Тела Господа Иосифом Аримафейским. До этого времени принято полностью воздерживаться от пищи.
На часах вторично (после 12-ти Евангелий) читаются отрывки о Страстях Христовых, а вечером о них же напоминается в третий раз в одном большом составном Евангелии.
Великая Суббота начинается с Литургии с чтением 12-ти паремий, после которой освящается принесённая в храм праздничная еда.
В этот день вспоминаются события сошествия Христа во ад, проповеди находящимся там людям, победы над смертью, а также выведения из ада находившихся там праведников, которые заслужили Царство Небесное.
В древности в этот день совершалось массовое Крещение оглашенных, которые готовились к этому дню на протяжении всего Великого поста. Отсюда традиция служить в этот день в белых одеждах.
Вечером этого дня пост заканчивается и начинается богослужение Светлого Христова Воскресения — главного праздника православного мира.
Источник: Православие.фм
О КУПАНИИ В КРЕЩЕНСКОЙ ПРОРУБИ
На Крещение многие, по старинной традиции, готовятся окунуться в прорубь. Считается, что крещенская вода приносит духовное и телесное здоровье. Церковь не только это приветствует, но и возглавляет. Вместе с тем Церковь предостерегает от придания какого-либо магического характера крещенскому купанию и подчеркивает, что крещенское купание – не каноническое установление Церкви, а только традиция.
Отправляясь на зимнее купание, следует подготовиться к нему – возьмите с собой плавки или купальник, полотенце, комплект сухой одежды и обувь на нескользящей подошве. К слову, врачи рекомендуют воздержаться от купания в проруби людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями и некоторыми другими особенностями организма. Если есть сомнения, то стоит проконсультироваться со специалистом.
Священники рекомендуют как перед, так и во время крещенского купания молиться и думать о Боге. Необходимо окунуться три раза, лучше погрузиться в воду с головой. Не забывайте постоянно креститься и произносить: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Важно также воспринимать то, что вы делаете в качестве таинства, которое помогает вам очиститься от всех земных грехов, стать более духовным человеком с неизменно положительными мыслями.
Опытные "моржи" рекомендуют совершать купание в проруби очень спокойно, медленно, без лишних разговоров, нервов и тем более спешки. После того, как вы выйдите из воды старательно оботритесь и не торопясь оденьтесь, тогда и все будет у вас в порядке!
Не стоит курить, а также лучше отказаться от приёма спиртных напитков перед погружением. Откажитесь от этого поступка, если страдает любым хроническим заболеванием.
Стоит помнить, что это омовение не очищает, как некоторые думают, автоматически от всех грехов, в том числе не извиняет участия в святочных гаданиях, о которых люди подчас помнят лучше, чем об истинном смысле зимних праздников. Иными словами, погружение в прорубь ни в коем случае не заменяет исповедь.
Омовение в крещенской воде, погружение в холодные воды, в Иордань в день крещения свидетельствует о вере человека в несомненную силу благодати Божией, которая сохранит его и в тридцатиградусный мороз от всяческих недугов, и купание послужит во здравие души и тела. Имеющий таковое расположение получит несомненную духовную пользу от крещенского водопогружения.
Известно немало случаев чудесного исцеления целебной Агиасмой (крещенской водой). Одна женщина была тяжело больна, но всё равно решилась на подвиг, и в день Крещения Господня несколько раз окунулась в иордань. Уже через пару дней от сильной простуды остались лишь жуткие воспоминания.
Вот что рассказывает прихожанка веневского храма Воскресения Христова Фаина Михайловна Бабанова:
– Два года назад на Крещение мы собирались на святой источник. Когда шла в церковь, почувствовала, что начинается почечная колика. Подумала ещё: вот некстати, как скрутит сейчас! И всё-таки на источник поехала. Хотя я и не люблю холодную воду, тогда окунулась в источник. Обратно ехала, колики как не бывало! Прошли мои больные бронхи, которые мучили меня с молодости. Наутро муж рассказывал: «Я несколько раз вставал и подходил к твоей постели, проверить, жива ли ты. Ты так тихо дышала, как в молодости!»
Ольга Гостева, окунувшись в крещенскую воду, избавилась от мигрени:
– Некоторые не верят, что купание помогает. А я спаслась от сильнейшей головной боли. Врачи считали мою мигрень неизлечимой. Приступы боли были такими сильными, что хотелось головой об стену биться, а таблетки не помогали. С тех пор я забыла про боль.
Платок является одним из обязательных элементов одежды женщины при нахождении её в православной церкви. Но как завязать его правильно и в тоже время красиво, знают немногие. О том, как это сделать, на страницах «УН» расскажут и покажут представители воскресной школы храма Воскресения Христова. Итак, представляем вашему вниманию пошаговую инструкцию.
Способ № 1
Просто и удобно.
1. Расположите палантин или платок больших размеров на голове таким образом, чтобы его концы симметрично свисали спереди.
2. Заведите концы в разные стороны за голову (по желанию их можно завязать, а можно оставить в распущенном виде).4. Подгибаем третий угол под платок и получаем элегантный цветок в форме розы. Данный элемент можно сделать как сзади, так и на боку.
Способ № 2
Элементарный, но, тем не менее, никогда не теряющий актуальности вариант завязывания головного платка. Прекрасно смотрится также с шапочкой-паутинкой или повойником (мягкой шапочкой из ткани, имеющей различную форму).
1. Складываем платок по диагонали.
2. Кладем на голову так, чтобы концы свободно свисали.
3. Заводим концы в разные стороны.
4. По желанию завязываем сзади или спереди.
Способ № 3
Для длинных волос.
1. Кладём ближе к лобовой части головы тонкий платок (шарф) из шифона или другой лёгкой ткани и направляем его концы к косе, которая может быть заплетена как сбоку, так и сзади.
2. Концы шарфа крепко соединяем и начинаем обвивать ими косу до нужного уровня.
3. Закрепляем причёску, завязав внизу концы платка.
Способ № 4.
Необычный удобный вариант.
1. Подгибаем один из углов платка как на фото.
2. Накладываем на голову подогнутым углом вперед.
3. Свисающие противоположные концы платка заводим вперёд, а средний – оставляем сзади.
4. Соединяем противоположные концы на лобовой части головы, направляем их назад и завязываем узлом.
Способ № 5.
Очень красиво и элегантно.
1. Подгибаем один из углов платка как на фото.
2. Накладываем на голову подогнутым углом вперёд.
3. Обматываем средний угол платка двумя свисающими противоположными концами и завязываем узел.
О КРЕЩЕНИИ ГОСПОДНЕМ
«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Мф.3,13-17)
Под небом знойной Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную нежна
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой:
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо здесь чертог
И явлен Триединый Бог.
И. Лебединский
Праздник установлен в память о евангельском событии, когда 30летний Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Крестившись от Иоанна, Христос исполнил "правду", то есть верность и послушание заповедям Божьим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был "исполнить" эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божьей и смирения.
Своим крещением в Иордане спаситель положил начало таинству крещения – одному из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе. Трёхкратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.
Праздник Крещения называют еще Богоявлением, потому что при Крещении Господа было явление всех Лиц Святой Троицы: Голос Бога Отца свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от рук Иоанна в реке Иордан, а Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.
Еще этот праздник называется днём Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тьме и сени смертней" и спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.
Крещение Иисуса Христа празднуется 19 января по новому стилю.
ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА КРЕЩЕНИЯ
Начало празднования Богоявления относится ко временам святых апостолов. В своих установлениях они заповедуют праздновать Крещение Господне, так как в этот день совершилось явление Божества Иисуса Христа. В Православной Церкви этот праздник отмечается так же торжественно, как и Рождество Христово. Сами последования богослужений в эти праздники очень схожи между собой. День, предшествующий празднику Крещения Господня, именуется Крещенским сочельником. По своему уставу он вполне соответствует сочельнику Рождественскому и также является днем строгого поста.
Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся".
См. в Евангелии: от Матфея 3, 13 - 17; 4,16; от Марка. 1, 9 - 11; от Луки. 3, 21 - 22, послание к Галатам 3, 27.
ВЕЛИКАЯ АГИАСМА
В Крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня (только два раза в году) в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды – торжественно, с крестным ходом на реки и водоёмы, в воспоминание Крещения Спасителя, освятившего все водное естество земли Своим погружением в воды Иорданские. На водных источниках во льду прорубается особое отверстие, обычно крестообразной формы, традиционно именуемое «иордань».
И в крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня (18 и 19 января) вода освящается по чинопоследованию Великого освящения, носит название "Великая Агиасма" (греч. "Святыня"), имеет одинаковое достоинство и удивительные свойства. В ней преодолеваются законы природы, «побеждается естества чин». Эта вода имеет чудесное свойство не портиться в течение года и даже многих лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Об этом свидетельствовал еще в IV века святитель Иоанн Златоуст, и в этом может убедиться любой на собственном опыте. Крещенская вода есть одно из многих свидетельств неотмирной природы Церкви, уже здесь, на земле, причастной Церкви Небесной.