ИЗ ИСТОРИИ КОЛВИНСКОГО ХРАМА
Село Колва возникло селение в первой четверти XIX века. Главную роль в его становлении и развитии сыграла политика христианизации окраин царской России.
Первый опыт обращения самоедов в христиан был сделан в 1822 году, когда архангельское духовное правление послало в тундры священника Феодора, который должен был «действовать на язычников путём увещевания». Весть об успехах Фоедора дошла до императора Александра и возбудила в нём желание нарядить миссию для распространения в этих землях христианского учения. Архангельскому Епископу Неофиту было дано поручение составить «проект с изложением мер, которые должны быть приняты для совершения такого богоугодного дела». Проект этот, посланный на рассмотрение Святейшего правительственного Синода, был высочайше утверждён 5 августа 1824 года.
Из летописи Колвинской Никольской Самоедской церкви известно, что в состав миссии вошли настоятель Антониево-Сийского монастыря Архимандрит Вениамин (в миру Василий Никифорович Смирнов), ижемский священник Феодор Истомин (по болезни в 1829 году отозван, вместо него был назначен из Архангельска священник Пётр Лысков), священники Михаил Леонтиевский, Александр Спирихин, причетник Яков Истомин, в качестве причетника и переводчика – принявший христианство самоед Василий Двойников, титулярный советник Фёдоров и другие.
Выехав из Архангельска 29 августа 1825 года, миссия в течение года проводила христианизацию самоедов в Канинской тундре. 1 марта 1826 года миссионеры уничтожили в Козьмином перелеске один из важнейших и наиболее посещаемых языческих жертвенников архангельских самоедов и, снабдив себя походной церковью, отправилась через Малоземельскую тундру к Печоре, а потом вверх по Печоре и Усе в Большеземельскую тундру. К озеру Хорвей группа духовных отцов прибыла 1 августа 1826 года. В первый же день крещение приняли 33 ненца, а в течение августа в христианскую веру было обращено 347 человек. В Большеземельской тундре миссионеры пробыли два года.
По показаниям проповедников, число самоедов, крещённых в 1825 и 1826 годах составило: в Канинской тундре – до 454 человек, в Малоземельской тундре – до 324 человек, в Большеземельской тундре – до 977 человек. В 1827 году в Большеземельской тундре были крещены 984 самоеда, а в начале 1830 года – 3 303 человека.
Примечательно, что по сведениям Архимандрита Вениамина, особенным почитанием у самоедов издавна пользовался Николай чудотворец. «Почитай великого Николу и выполняй обет, какой дал слуге Божию Николе» – было у них давно уже общим правилом.
В связи с успехом предприятия миссия ходатайствовала перед Синодом об организации в тундрах трёх приходов и строительстве трёх церквей. Николай I в 1829 году выделил на постройку трёх церквей 75 000 рублей. Для наблюдения за строительством была снаряжена духовная строительная комиссия под председательством Платона, архимандрита арханегльского монастыря.
Специальная комиссия местом построения церкви для самоедов Большеземельской тундры выбрала место на берегу Колвы: во-первых, здесь на месте было достаточно строевого леса; во-вторых, здесь проходили дороги, по которым шли на зимовку самоеды Ижемского ведомства; в-третьих, здесь находились большие луга, необходимые причту для скотоводства. 22 сентября 1829 года на месте будущего селения водрузили крест (он существовал ещё в конце XIX в.). Строительство началось 11 июня 1830 года, закончилось в том же году. Престол был освящён в честь свт. Николая, которого самоеды почитали ещё до обращения в христианство. Иконостас был изготовлен в Архангельске, после его установки храм был освящён 25 марта 1831 года.
Одновременно с церковью над её папертью была устроена колокольня, на которую 20 марта 1832 года подняты были шесть колоколов весом 31 пуд 9 фунтов. В 1889 году здание храма было снаружи обшито тёсом и окрашено, а внутри – оштукатурено. Тогда же под стены храма был подведён каменный фундамент и сделана новая крыша.
Первым духовником, приставленным к этой церкви, был отец Матфей (которому, по свидетельству А. Шренка, зыряне обязаны переводом Библии, и который позже был переведён священником в Ижму). После него священником стал отец Иннокентий, в помощь ему был отправлен ещё один священник, а также приставлены два дьякона и два церковных служителя.
В последующие годы рядом с церковью стали селиться переходившие к оседлости ненцы, а также ижемские зыряне. В 1843 году, как отмечает в своём «Дневнике» В. Латкин, в Колве насчитывалось уже семь частных домов, церковь и два казённых дома священника.
Но прихожане церкви проживали не только в Колве. К Колвинскому приходу относились жители близлежащих населённых пунктов, а также все ненцы, кочующие по Большеземельской тундре.
Чтобы распространить христианское учение между новообращёнными самоедами и в то же время приобрести новых приверженцев, священникам колвинской церкви вменялось в обязанность один или два раза в год объезжать всю тундру, где они отыскивали самоедов в их кочевьях. Для этой цели в распоряжение церкви было передано 100 северных оленей, на которых прежде разъезжали миссионеры, а также несколько шатров и другие вещи, необходимые для путешествий.
Новокрещёных самоедов становилось больше из года в год. Однако большой набожностью они, в отличие от ижемцев, не отличались. Губернатор Архангельской губернии Александр Энгельгардт, побывавший в этих местах в конце XIX века, отмечал: «В настоящее время, хотя официально в Архангельской губернии среди самоедов не считается язычников, некоторые из них, как говорит наш известный писатель-этнограф С. В. Максимов, «до сих пор носят крест, чтобы показывать начальству, а за пазухой, на всякий случай, держат деревянные чурочки богов».
Тем не менее, благодаря крупным пожертвованиям Колвинская церковь стала одной из самых богатых не только на Печоре, но и на всем Европейском Севере России. Владела она не только обширными угодьями для оседлого скота, но имела и оленьи стада. Как указывается в клировых ведомостях церквей I-II-III благочиний за 1895 год, «церковь утварью, ризницей и богослужебными книгами достаточна». Там же отмечается, что «церковная библиотека состоит из 465 томов разных книг и журналов». Священник получал жалованье 280 рублей в год, а псаломщик – 112 рублей в год.
СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ КОЛВИНСКОЙ
НИКОЛЬСКОЙ САМОЕДСКОЙ ЦЕРКВИ
Фирсов Азарий Васильевич. Сын протоиерея. Родился 10.12.1839 г. Образование: курс философских наук в АДС, окончил по 2-му разряду. С 12.07.1878 г. священник Колвинского прихода. С 1899 г. духовник 2-го Печорского благочиния. В 1893 г. за отлично усердную службу церкви Божией и прохождение с ревностью и пользой для святой Церкви при весьма хорошем поведении награждён скуфьей. Имел Коронационный крест и серебряную медаль в память царствования императора Александра 3-го. Уволен за штат 1905 г. Умер 26.4.1906.
Гривцев Алексий Иоаннович. Сын диакона, родился в Шенкурском уезде 03.02.1856 г. Образование: 1 класс АДС. 30.12.1884 г. епископом Серапионом рукоположен в священника в Колвинский самоедский Николаевский. 1890 – учитель и законоучитель Колвинской ЦПШ.
Невский Василий Петрович. Сын потомственного дворянина Костромской губернии. Родился 26.12.1880. Образование: Тотемская учительская семинария. С1905 года – священник Колвинской церкви. В том же году – заведующий Усть-Цилемской, Нерицкой и Гаревской ЦПШ. С 1906 года – заведующий и законоучитель Колвинской ЦПШ, 2-й духовник 2-го Печорского благочиния. (В 1906 году преподано архипастырское благословение с грамотой за безмездные и усердные труды по преподаванию Закона Божия в Колвинской ЦПШ. 1909 – награждён набедренником. Имеет серебряную медаль в память 25-летия церковных школ).
Перовский Николай Дмитриевич. Сын протоиерея. Родился 26.04.1874 г. Образование: Архангельское духовное училище. 05.09.1914 г. Преосвященным Нафанаилом, епископом Архангельским и Холмогорским, рукоположен в сан священника к Колвинской церкви Печорского уезда. Состоял пожизненным действительным членом Архангельского православного карельского братства во имя Архангела Михаила. Имел особый нагрудный знак в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых на Владимирской ленте, светло-бронзовую медаль на лентах белого, жёлтого и чёрного цветов, в память того же юбилея.
Попов Сергий Александрович. Сын протоиерея, родился в Кяндском приходе Онежского уезда в 1857 г. Образование: Архангельское ДУ. В 1877 году назначен псаломщиком в Колвинский приход, до 1889 г. был учителем Колвинской ЦПШ. 19.12.1885 г. за труды и исправное прохождение возложенной на него должности преосвященным Нафанаилом, епископом Архангельским и Холмогорским, согласно прошению рукоположен в диакона на прежней должности (до 1889 г.).
Баранкеев Константин Петрович. Сын дьячка. Родился 21.10.1864 г. Образование: уволен из 2 класса Архангельского ДУ. С 1884 г. – псаломщик Колвинского прихода.
Леонтиевский Николай Философович. Родился 29.04.1871 г. Образование: уволен из 1 класса Архангельского ДУ. С 1890 г. – псаломщик Колвинского прихода.
Чупров Иоанн Филиппович. Сын крестьянина Сизябского прихода Печорского уезда. Родился 07.09.1861 г. Образование: Ижемское двухклассное сельское училище. С 1890 г. – псаломщик Колвинской Николаевской самоедской церкви. Состоял писарем Усть-Усинского сельского общества. С 1892 г. – учитель Колвинской школы.
Павлов Димитрий Михайлович. Сын исключённого из духовного звания дьячка Михаила Павлова. Родился 25.10.1876. Образование: уволен из 3 класса Архангельского духовного училища. С 1894 г. – псаломщик Колвинского прихода Печорского уезда Архангельской губернии.
Терентьев Африкан Алексеевич. Сын крестьянина. Родился 09.03.1873 г. Образование: Ижемское двухклассное сельское училище, 1 класс Тотемской учительской семинарии. По выдержании испытания советом Вельского городского училища, удостоен звания учителя сельского начального училища. 08.08.1894 г. назначен псаломщиком в Колвинский приход.
Чупров Автоном Дмитриевич. Сын крестьянина. Родился в 1871 г. Образование: Ижемское двухклассное народное училище. С 18.10.1897 г. – псаломщик в Колвинском приходе Печорского уезда, учитель ЦПШ.
Терентьев Григорий Иоаннович. Из крестьян. Родился 17.11.1881 г. Образование: Сизябская второклассная школа. 02.06.1904 г. по резолюции Его Преосвященства на отношение училищного совета назначен в Колвинский приход Печорского уезда и.д. псаломщика с тем, чтобы и исполнять должность учителя в Колвинской школе грамоты. 17.06.1908 г. по предписанию Мезенско-Печорского училищного отделения освобождён от занятия по школе вследствие разделения должностей учительской и псаломщической. 13.1.1911г. согласно прошению, уволен от должности псаломщика по домашним обстоятельствам. С 25.08.1913 г. – и.д. псаломщика в Колвинском приходе.
Канев Феодор Иоилевич. Сын крестьянина. Родился 07.02.1879 г. Образование: Сизябская второклассная школа. С 1911 – и.д. псаломщика Колвинской церкви. (Награждён серебряной медалью в память 25-летия церковных школ).