14.08.2016 05:54
Строители. Некогда эта была, пожалуй, самая многочисленная трудовая армия Усинска. Город возводился с нуля, объекты вводились с бешеной скоростью, работы выполнялись в немыслимых условиях. Но строители Усинска преодолели всё. Они построили в Приполярье город для себя, своих детей, внуков. Они помнят, какой ценой досталась им эта победа. Но об этом должны знать и современные усинцы.
Сегодня в гостях у УН.РФ Вячеслав Сергеевич Бибиков, возглавлявшие в 80-е одно из крупнейших предприятий – трест «Усинскстрой».
« Усинск, как и Вуктыл, строил весь Советский Союз, со всех концов страны ехали сюда люди. Кто-то заработать хотел, кто-то от семейного неблагополучия или неприятностей на прежней работе бежал. Все ждали от Севера манны небесной. И… писали письма. Почти ежедневно до двенадцати ночи я сидел и разбирал огромные пачки корреспонденции. Усинск остро нуждался в специалистах-строителях, и одной из моих задач было обеспечить город нужными кадрами. Вот я сидел и читал, читал, читал. Из тридцати-сорока кандидатур выбор падал на одного, ему и оформляли вызов. Но и в этом случае не было гарантии, что приедет нужный специалист с соответствующей квалификацией.
Что касается рабочих, надо отдать должное, это труженики были великие, профессионалы. Только надо было их организовать, настроить, сплотить. И тогда уже получались квалифицированные бригады, участки, управления строительные. Вот тогда дело начинало идти как надо. Для того чтобы сколотить трест, сколотить управление и подобрать специалистов, на которых можно опереться, которым можно доверять, у меня ушло три года.
Мне часто задавали вопрос: Вячеслав Сергеевич, как вам удаётся – в восемь вы уже на работе, а в два часа ночи вы ещё на работе. А я говорю: утром встаю и иду как в бой. Оно так и было, потому что каждый раз жизнь преподносила такие фокусы, что врагу не пожелаешь. Совещания иногда приходилось назначать на 12 ночи не от хорошей жизни. Представьте: дорог нет, стройматериалов нет, оборудования нет, а строить надо. К примеру, отправили изделия, необходимые для панельного домостроения, из Сыктывкара, перевалка в Печоре, перевалка на Сыне, перевалка в Усадоре. И вдруг на последнем этапе, когда изделия подвозят уже к строящемуся дому, панелевоз попадает в огромную лужу и детали выходят из строя. Тут такие эмоции! Это на словах описать трудно. Каждый дом – целая история.
Всякое бывало. Однажды узнаю случайно, что бригада строителей, человек, наверное, восемь, каждый день шла на работу, каждый день заходила в подвал и, пока не кончится смена, целыми днями играла в карты. Ничего не делала с мая по сентябрь. Мало того, эти бездельники ещё и горлопанили, чтобы им подписывали наряды за якобы выполненные объёмы работы. Разве здравомыслящие люди могут пойти на такое?
Или, допустим, первый кирпичный детский сад в Пионерном. В здании отделку начали вести, а это где-то сентябрь месяц, холодно уже. Пора тепло подавать. Провели трубы, заизолировали. Я по трассе прошёл, проверил, всё сделано. Ну, благословляю. Подаём тепло, а на вводе, на узле управления – ноль. Давления никакого. В чём дело? Начали бегать вдоль трассы, смотреть. Сбрасываем давление, перекрываем сети, в колодцах смотрим задвижки. Одну задвижку вскрыли – всё нормально, вторую – нормально. А в третьем колодце стали смотреть, в трубе – металлическая заглушка. Ну для какой цели это было сделано? Кто так пакостничал?
Вот ещё случай. Одно дело построить здание, а другое – сдать его государственной комиссии. И всегда, почему-то, с большими трудностями это давалось. Особенно с представителями НГДУ. Вот как будто бес в них вселялся. В 1976 году, я только приехал, строили пристроечку к дому по нынешней улице Нефтяников – первый магазин в капитальном исполнении. Вроде всё уже готово, полы чистые. Вдруг приходит один товарищ из НГДУ и говорит: надо вскрыть полы, потому что он не проверил изоляцию трубопроводов. Я тогда его чуть не убил! Как это можно, когда весь посёлок ждёт этот магазин, какой-то клерк, обязанный постоянно следить за ходом работ, после завершения строительства препоны ставит? Я был в шоке. И таких моментов возникало много.
Интересное было время, неожиданности на каждом шагу. Как-то на пленуме Иван Павлович Морозов, первый секретарь обкома КПСС, поздравил меня с присвоением почётного звания «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР». Это был беспрецедентный случай: предприятие план не выполняет, а руководителю Заслуженного работника присваивают. Почему план не выполняли? Потому что непосильный он был. И всем это было известно. Но работу, конечно, выполняли громадную, ввод объектов в эксплуатацию обеспечивали.
Когда приехал в Усинск в марте 1976 года, грязь кругом была непролазная. Где люди ходили? Вдоль дороги траншеи рыли, чтоб вода с дороги стекала. Идёшь по дороге, по сторонам ничего не видишь, лишь огромные валы грунта. Я приехал в Усинск в туфлях. И дал себе зарок, сапоги в посёлке не одевать. В райком всегда приходил в начищенных туфлях. А Василий Васильевич Калмыков, начальник НГДУ, приходил в броднях, первый секретарь райкома Владимир Артемьевич Фаградов тоже в болотниках в кабинете сидел. Я пристыдил: ну товарищи, что это такое? Руководители мы или нет? И первое за что взялись, начали вдоль дорог убирать грунт и строить тротуары.
Ну а уж когда асфальт положили по улице Строителей, был настоящий фурор. Надо было видеть, как женщины сняли резиновые сапоги и застучали каблучками по асфальту.
Женщинам, конечно, трудно приходилось в Усинске. И не только из-за бытовых неурядиц. Внимания им не хватало элементарного. Жена моя, Озия Степановна, приехала в Усинск через несколько месяцев после меня. Выхожу из конторы треста, смотрю, а она идёт в белом пальто. Сажаю её в уазик, подвожу, вот, говорю, наша квартира, вот ключи, занимайся, а я поехал. И так каждый день: с утра пораньше на работу, с работы – ночью.
Вот так и жили: женщины сначала трудовую вахту несут, затем – домашнюю. Озия Степановна в больнице работала терапевтом-кардиоревматологом. Всё хозяйство, конечно, тоже на ней было. Помню, отварит картошку на ужин, поставит кастрюлю на подушку, сверху – ещё подушку. Ждёт-ждёт и заснёт. Какая еда уже в час ночи…»
ДРУГИЕ ВОСПОМИНАНИЯ УСИНЦЕВ ЗДЕСЬ
ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Комментарии
Комментариев пока нет