27.09.2016 04:50
Представьте, что вам дали пачку фото разных городов и предложили узнать на них Усинск. По каким «подсказкам» на снимке вы его сможете выделить? По «фирменной» раскраске домов, их расположению, вывескам магазинов и прочим характерным атрибутам городской среды. Но вернее всего, вам помогут идентифицировать ваш город изображения его памятных мест.
Безусловно, функции памятников и разного рода мемориальных объектов значительно глубже и шире, чем улучшение эстетического вида города. За этим визуальным «слоем» кроется конкретное смысловое содержание – увековечить память о людях или событии, зафиксировать дань уважения и благодарности общества за заслуги перед ним конкретного человека или группы людей и т.д. Вкупе с отвлечёнными архитектурными формами, не несущими глубокой содержательной нагрузки, памятники делают более рельефной, яркой и индивидуальной архитектурную среду города, разнообразят и формируют неповторимый «образ» города, его узнаваемое лицо.
Усинск в этом смысле долгое время оставался безликим. Оно и понятно – город только строился и на первом плане у городской власти стояли строительство жилья и объектов инфраструктуры.
Как бы ни было модно в наше время «развенчания мифов» рассуждать о роли «длинного рубля» и «химиков» в судьбе Усинска, город построили молодые, крепко заряженные позитивными идеями молодые люди – комсомольцы. И, конечно же, не случайно первым, и на долгое время единственным памятным местом в этом городе стала стела «Всесоюзная ударная комсомольская стройка Усинск». Её торжественное открытие состоялось 7 ноября 1977 года.
Следующий мемориальный знак на территории Усинска появился только летом 1984 года, в дни празднования добычи стомиллионной тонны нефти. Тогда на площади перед зданием горкома КПСС (ныне здание городской администрации) был установлен памятный камень с колбой нефти и письмом будущему поколению усинцев. Партийное руководство очень большое внимание в идеологической работе уделяло таким моментам, как прославление трудовых достижений (отсюда колба с нефтью) и преемственность поколений (послание потомкам). А знаете, почему в качестве памятного камня была выбрана именно глыба из красного гранита? Это своего рода отсылка к самому священному для каждого коммуниста месту – мавзолею Ленина, который облицован именно гранитом. Стоит ли расписывать, какое значение для советского человека имел красный цвет? Помните у Маршака:
У Кремля в гранитном Мавзолее
Он лежит меж флагов, недвижим.
А над миром, как заря алея,
Плещет знамя, поднятое им.
То оно огромное – без меры,
То углом простого кумача
Обнимает шею пионера,
Маленького внука Ильича.
Красная площадь – сердце советской родины, её центр – мавзолей из красного гранита, площадь Ленина (да, так тогда она называлась) – сердце Усинска, в её центре – мемориальный камень из красного гранита.
А через год, в июне 1985 года, в дни проведения VII республиканского фестиваля советско-болгарской дружбы между проезжими частями улицы Молодёжной была разбита Аллея дружбы. А чтобы зафиксировать значимость момента, и как символ нерушимости дружбы советского и болгарского народов, в начале аллеи был тоже установлен памятный камень, и тоже из прочного красного гранита.
Нельзя сказать, что две гранитные глыбы придали уголкам города, где были установлены, какой-то особенной эстетичности. Но свою идеологическую функцию они выполняли в полной мере до самого конца советского строя. А затем наступили 90-е...
В сумбуре последнего десятилетия прошлого века эти две гранитные глыбы, как беспристрастные стражи исторической правды, словно бы хранили память о ярком прошлом советского Усинска, о трудовой гордости его строителей и нефтедобытчиков, их мечтах, надеждах и идеалах.
В сентябре 1999 года, на самом исходе смутного времени, в день празднования 15-летия придания ему статуса города, капсулу с посланием из далёкого счастливого 1984-го вскрыли. И над городом словно забрезжил первый луч солнца после долгих сумерек полярной ночи. Он ещё не знал, что очень скоро сгинет тьма безвременья, но каждой своей частичкой, каждой семьёй, ещё не сбежавшей с Севера, интуитивно на это надеялся, что взойдёт солнце нового дня.
И солнце взошло... Осенью 2001 года в Усинске праздновали 10-летний юбилей компании «ЛУКОЙЛ». В честь этой знаменательной для нефтяников даты в сквере возле административного здания ОАО «Коминефть» (позже ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», ныне здание взрослой поликлиники) была установлена памятная стела. Старожилы Усинска, наверное, подзабыли, но изначально она не имела фирменного красно-белого лукойловского окраса. Солнце, на фоне которого стоят три буровые вышки, имело золотистый цвет. В вышках были пластиковые вставки – жёлтая, красная и синяя – и изнутри они подсвечивались.
«Энергия солнца, воды и недр обеспечивает жизнедеятельность человечества, в которую ЛУКОЙЛ вкладывает труд своих предприятий», – выгравировано на одной из граней куба в основании скульптуры. На противоположной указана авторская группа – скульптор Мачкевский И.К., архитектор Малков А.П., чеканщик Шибанов С.А. Для непосвящённого усинца эти фамилии мало о чём говорят. Но чтобы обозначить какого калибра мастера приложили руку к первому после десятилетия пустоты мемориальному знаку, немного остановимся на фигуре А.П. Малкова.
Алексея Пантелеевича в 70-80 годы в его профессиональной среде коллеги называли не иначе как «главный оформитель Москвы». Нынешнее поколение 40-50-летних должно помнить, как приковывали к себе их взоры трансляции парадов с Красной площади – марширующие колонны, яркая праздничная атрибутика. Так вот, оформлением «сердца страны советов», как и всего городского пространства столицы, более двадцати лет ведал именно Алексей Пантелеевич Малков. А на исходе жизни именитый архитектор вместе со своими коллегами и учениками построил несколько стел в городах ЯНАО и в Усинске. Так получилось, что именно «лукойловский» юбилей дал старт в новом веке наполнению городского пространства мемориальными сооружениями и архитектурными формами.
Если говорить об истории создания памятника воинам трёх поколений, как и всегда, начиналась она с идеи. Идеи, которую настойчиво пытались реализовать тогдашние лидеры местного движения воинов-интернационалистов П. Байда и С. Хахахлкин со своим товарищами. Место, где ныне располагается мемориал, долгое время пустовало. В народе говорили о том, что там сначала планировали построить городскую поликлинику, позже – спортивный комплекс. Но ни того, ни другого не случилось. Одно время зимой этот пустырь отводился для установки городской ёлки, снежной горки и городка. Но в начале 2000-х афганцам всё же удалось «продавить» свою идею, и решением городской власти эта площадь была отведена под строительство памятника Защитникам Отечества.
Макет памятника разработал сыктывкарский скульптор Анатолий Неверов. Как вспоминал позже С. Хахалкин, по первоначальной задумке над головами фигур, олицетворяющих воинов трёх поколений, должны были висеть гильзы от орудийных снарядов разного калибра. В ветреную погоду их металлический перезвон словно напоминал бы живущим о не вернувшихся с полей сражений солдатах. Но решили обойтись более привычным символом – колоколом. Кстати, если внимательно присмотреться к металлической фигуре воина-афганца, несложно будет заметить портретное сходство с одним из инициаторов строительства памятника. Намеренно ли это было сделано – надеемся, архитектор когда-нибудь ответит на этот вопрос.
Поскольку необходимой суммы сразу на строительство мемориала не было, вначале решено было установить памятный камень из гранита, церемония закладки которого состоялась в мае 2002 года. А сам памятник был торжественно открыт весной 2005 года во время празднования 60-летия Великой Победы. В течение ряда лет облагораживали пространство вокруг мемориала – уложили асфальтовую площадь и дорожки, несколько раз предпринимались попытки разбить вокруг сквер, но из-за болотистой почвы прижились только считанные саженцы. Позже территория мемориала была оборудована системой освещения – установлены фонарные столбы и система подсветки самого памятника. С той поры этот уголок города принял привычный взору современного усинца вид. А память о тех, благодаря кому мы имеем возможность жить, хранят для нас три молчаливые фигуры, замершие на века в металле.
Здесь следует сделать отступление не совсем уместное географически, всё-таки речь идёт о городской среде Усинска, но крайне важно тематически. В большинстве сельских населённых пунктов района ещё в советское время были установлены памятники, посвящённые сельчанам, не вернувшимся с полей сражений Великой Отечественной войны. Один из важнейших эпизодов военного времени, связанный территориально с Усинским районом, – создание оленетранспортных батальонов – не находил должного отражения в современной повседневной жизни. О подвигах местных каюров на фронтах ВОВ, по большому счёту, долгое время знали в Усинске очень немногие – главным образом сельчане. В прошлом году по предложению ветеранов решили ликвидировать этот пробел в исторической памяти населения городского округа – установить в Новикбоже барельеф, посвящённый оленеводам-фронтовикам. Усинская районная организация ветеранов участвовала с этим проектом в Конкурсе социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ», победила и получила от нефтяников грант на его реализацию. Памятник воинам-оленеводам открыли в августе прошлого года.
Довольно символично, что первый персональный памятник в нашем городе появился по инициативе руководства первого в Усинске предприятия – ОАО «Усинскгеонефть». «Выдающийся покоритель недр Коми края, посвятивший свою жизнь открытию нефтегазовых месторождений». Эти слова написаны на памятнике Заслуженному работнику народного хозяйства Коми АССР, награждённому Орденом Трудового Красного знамени и медалью «За доблестный труд», Сергею Александровичу Дюсуше. Открытие памятника состоялось 22 января 2005 года. Примечательно, что вторым человеком, память о котором его земляки решили увековечить в монументе, стала Алла Михайловна Босова, которая была прекрасно знакома с С.А. Дюсуше. Она – возглавляла усинский поссовет, он – Усинскую нефтегазоразведочную экспедицию, как бы сейчас выразились посёлкообразующее предприятие, можно сказать – работали бок о бок. Спустя десятилетия, история словно снова свела этих знаковых для нашего города людей вместе – памятник Алле Михайловне был установлен в 2014 году в нескольких десятках метров от бюста С.А. Дюсуше. Эскизы мемориального комплекса разработал всё тот же скульптор из Сыктывкара А. Неверов, а расходы на его изготовление и установку взяло на себя руководство «РН – Северная нефть». Эти два памятника – не только дань уважения общества этим двум людям, они для молодых усинцев олицетворяют то поколение первопроходцев, которое своим трудом дало начало усинской нефти и городу.
Усинск – нефтяная столица региона. Как ни крути, а всё здесь «вертится» вокруг нефти и нефтяника. Для города с таким смысловым содержанием само собой разумеющимся было «зафиксировать» роль нефтедобытчиков в развитии региона, значимость их для страны, её экономической независимости, материально оформить уважение общества к представителям этой профессии. Если хотите – это было идеологически важным. С другой стороны, город с начала 2000-х постепенно, пусть не так быстро, как этого бы многим хотелось, но преображался, обретал современный вид – многие дома города заиграли новыми красками, открылся первый уличный фонтан, зелёные насаждения обрели ухоженный вид и т.д. Но внешнее благоустройство до того времени было сконцентрировано как-то в основном на улице Нефтяников. Офисы нефтяных компаний в ярком современном декоре, реконструированный «лукойловцами» Дом культуры, гостиница «Полярная звезда» и храм Воскресения Христова. И завершает эту главную ось города «лукойловский» квартал с ровным асфальтом его дворовых проездов, ухоженной, обустроенной территорией, аккуратно подобранной гаммой свежеокрашенных стен его домов.
С другой стороны имелась часть городского пространства перед кинотеатром, главный фасад которого к тому времени тоже уже был приведён к «современным стандартам», – забетонированная пустота с осыпающимися от времени бетонными блоками, которые использовались вместо скамеек. В 2014 году это этот клочок города местная власть решила капитально преобразить, а нефтяники из ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» её в этом поддержали. Понимая значимость для города этого объекта, «лукойловцы» решили взять на себя расходы по реализации проекта.
Содержательным центром нового архитектурного пространства стал памятник Нефтянику. Его скульптура была изготовлена в Сосногорске по макету местного мастера Михаила Сосина. А торжественное открытие состоялось в канун профессионального праздника работников нефтегазовой отрасли. Площадь вокруг монументальной композиции была выложена брусчаткой и облагорожена клумбами, скамейками и уличными светильниками. С того времени этот уютный уголок города стал одним из любимых мест горожан для отдыха и прогулок.
Ещё один «профессиональный» памятник был установлен в нашем городе 2013 году. В зелёном массиве перед Домом быта был обустроен сквер с мемориальной композицией в память о первостроителях Усинска.
Городское пространство Усинска, как никогда ранее, активно насыщается в это время архитектурными формами разного значения и содержания, территории вокруг них благоустраивались, таким образом в городе появлялись новые рекреационные зоны. Неухоженных, никчёмных территорий, не несущих никакой эстетической и функциональной нагрузки в городе, всё меньше, пространство города постепенно становится всё более структурированным с чётким смысловым сегментированием.
Осенью 2012 года студенты Усинска обрели свой сквер, который разбили на месте заросшего ивняком пустыря за зданием Усинского филиала УГТУ. В центре мощёной плиткой площади, от которой в разные стороны расходятся дорожки, на постаменте установлена, пожалуй, самая оригинальная скульптура города – металлический комар.
Своё памятное место летом 2013 года появилось в Усинске и у сотрудников госавтоинспекции. Пустующее пространство перед зданием ГИБДД с той поры разнообразит памятник патрульному мотоциклу ГАИ, который установлен в честь 77-летия образования ГИБДД РФ.
В том же году с разницей в пару месяцев в нашем городе появились сразу два мемориальных сооружения, посвящённые Книге – перед зданием политехнического техникума и в Рябиновом сквере, который обустроили на месте бывшего пустыря.
Это лето выдалось особенным для жителей домов, окна которых выходят на Аллею дружбы. Целыми днями через открытые форточки в их квартиры летели давно подзабытые звуки большой стройки. Но никто особо никуда не жаловался, напротив они, вместе с остальным населением Усинска, терпеливо и настороженно ждали: чем же всё это кончится? И результат труда сотен человеческих рук не обманул ожиданий усинцев. Аллея по Молодёжной и до того была одним из самых привычных мест прогулок горожан. Пешеходная дорожка с изрядно потрескавшимся и кое-где продавленно-выпуклым, но всё же сохранившимся асфальтобетонным покрытием, опять же бетонированные площадки со скамейками и урнами, коридор из прилично подросших со времён советско-болгарской дружбы берёз и осин. В общем, свой, усинский, «бродвей». Видимо, некий острослов, с подачи которого в начале девяностых к этой части Молодёжки приросло это народное название, подразумевал, что образовано оно от исконно русского «бродить». Может, это с точки зрения словообразования и неверно, но зато в полной мере отражает характер времяпровождения тогда на Молодёжке – побродить, пивка попить... О Молодёжке, в каком виде она предстала после летней реконструкции, сказать так просто язык не повернётся.
Сложно как-то в одном понятии сформулировать новый функционал Аллеи дружбы. Она сейчас в смысловом плане больше, чем просто аллея или бульвар. Наверное, правильнее всего будет воспользоваться уже кем-то запущенной в народ формулировкой – музей под открытым небом. Именно так – эстетически оформленная рекреационная территория с разноплановым историко-культурным наполнением, предназначенная для комфортного и познавательного времяпровождения усинцев.
Насколько исторически верно то, что начинается обновлённая Аллея дружбы именно с советско-болгарского гранита? Очень многие во время реконструкции высказывали опасения, что мемориальный знак просто выбросят на свалку истории в угоду современному концепту. Вполне очевидно, что история и традиции нашего города, района имели для авторов проекта довлеющее значение.
Нельзя не отметить и очень удачное решение с окончанием аллеи, где установлена уменьшённая копия стелы «Северный полярный круг». Не у каждого гостя нашего города есть возможность съездить за шестьдесят километров на север от города, чтобы сфотографироваться возле оригинала стелы. И, конечно же, в завершении материалы было бы крайне несправедливым не отметить тот факт, что и оригинал стелы «Северный полярный круг» и его копия на Молодёжке, как и весь новый её архитектурный облик, – это плоды деятельного участия в жизни района градообразующей организации – ЛУКОЙЛ-Коми.
А теперь давайте просто прогуляемся по новой аллее погожим осенним днём и осмотрим её содержательное наполнение между Камнем дружбы и мини-стелой "Полярный круг".
Другие материалы рубрики "Познавательно об Усинске" читайте здесь.
КНИГА "УСИНСК: ОТ РАССВЕТА ДО РАСЦВЕТА"
- сотни фотографий из истории Усинска;
- сотни воспоминаний усинцев;
- история Усинска с древнейших времён до современности;
- любопытнейшие факты из истории Усинска, усинских посёлков, сёл и деревень;
- история десятков усинских предприятий;
- история успеха усинцев в труде, спорте, культуре;
- зарисовки о современном Усинске.
Книгу "УСИНСК: ОТ РАССВЕТА ДО РАСЦВЕТА" можно приобрести:
в "Лавке чудес" (ТЦ Норд Хаус);
в магазине "Гулливер" (база орса);
в магазине "Олимп" (Нефтяников, 42).
Справки по тел. 89129682028
ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ