17.09.2020 08:00
С 15 по 17 сентября отмечается экологический праздник – Российские дни леса. В начале этой недели друг и постоянный читатель библиотеки на Строителей Сергей Леонидович Мяндин, учитель технологии МБОУ "СОШ №1" г. Усинска, зашёл к библиотеку, чтобы поменять книги и рассказать, как он провёл отпуск. В разговоре была затронута и тема лесов, очень актуальная в эти дни. Он вспоминал, как они в детстве работали в лесхозе. Работники библиотеки попросили его написать об этом. Сегодня его воспоминания можете прочитать и вы.
- Утром, собираясь на работу, я всегда включаю телевизор послушать последние новости. Так я узнал, что с 15 по 17 сентября в России отмечают Всероссийский день леса, что это большой экологический праздник. В программе была затронута проблема воспроизводства лесов на местах массовых заготовок, на местах лесных пожаров.
Разговор шёл о питомниках, где выращивают саженцы хвойных пород сосны и ели. Посмотрел эти сюжеты, и сразу вспомнилось мне моё детство, школьные годы.
Я родился и вырос в Усть-Цильме. Летом, когда наступали каникулы, многие мои сверстники старались где-нибудь поработать. Дети колхозников всё лето работали на сенокосе, а остальные кто где сможет.
Мне после 6 и 7 классов довелось работать в Усть-Цилемском лесхозе. Работа заключалась в посадке саженцев сосны на старых вырубках и местах пожаров. Помню всё как сейчас.
Расскажу всё по порядку.
Нас было 15 мальчишек, решивших поработать в лесхозе. Собрались мы у здания лесхоза. Оттуда на тракторной тележке с запасом продуктов и необходимыми инструментами гусеничный трактор повёз нас к месту нашей работы. Ехали мы несколько часов. Из взрослых с нами был только лесник Гавриил.
Дорога оказалась не из лёгких. На лесной дороге тележку болтало и кидало, как в море во время шторма. В конце пути нас ждала лесная избушка, где нам предстояло жить 10 дней. Жить и работать. Кушать готовили себе сами под руководством лесника Гавриила.
Сразу скажу: трудности быта нас не пугали. Большинство ребят были дети охотников и рыбаков. Жить в избушках или прямо у костра - дело привычное. Зато сколько свободы, какая романтика. Жизнь робинзонов. А сколько было игр вечерами после тяжёлой работы, сколько веселья. Не мешали нам ни комары, ни оводы. Лесник научил нас даже ловить маленьких зайчат. Они были такие маленькие, что помещались в ладонях. Они смешно пищали примерно так: не я – не я – не я… Мы их отпускали обратно.
Работа по посадке саженцев была не из лёгких. Уже в конце первого рабочего дня на ладонях были кровавые мозоли. Чтобы посадить саженец сосны, необходимо было тяпкой (окучивальником) удалить слой мха, травяного покрова до грунта диаметром до 25-30 см. Затем сажальным мечом Колесова делалось углубление, куда опускался саженец. Потом этим же мечом, который вгонялся в землю, рядом с первым углублением корешки саженца плотно прижимались слоем грунта. Прижать надо было так, чтобы не было там воздуха. Иначе корешки высохнут и саженец погибнет. Эту операцию в течение дня надо было выполнить 400 раз. Такая норма была на 2-х человек. Работали парами.
Сколько было пролито пота, сколько выпито крови комарами. Ведь тогда не было средств для защиты от комаров, как сейчас. Зато теперь, по прошествии нескольких десятков лет, с гордостью думаешь: пусть из тех, посаженных нами маленьких сосенок, погибла половина, а может и больше (не прижились, жаркое без дождей лето, съели лоси), всё равно, это лес из тысяч деревьев. Целый сосновый бор.
Сейчас, когда в 5-м классе провожу урок по теме строение древесины, а в 6-м заготовка древесины, своим ученикам говорю, что каждый человек в своей жизни должен посадить хотя бы одно дерево. Тогда не оскудеют наши леса и жизнь на нашей планете будет продолжаться. Для примера рассказываю им о своей работе в лесхозе.
Библиотека - филиал №14 МБУК "Усинская ЦБС"
ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ