06.03.2025 11:39
Пять лет назад на страницах «Усинск-Новости» был опубликован ответ руководителя Управления образования АМО ГО «Усинск» Юрия Орлова на вопрос: «Может ли учитель забирать личные вещи ученика без его согласия?» Казалось бы, однозначный ответ с опорой на законодательство должен был поставить точку в этом вопросе. Однако и сегодня, в 2025 году, комментарии к этой публикации продолжают появляться. О чём это говорит?
Юрий Орлов в своем ответе был предельно ясен: «Изъятие личных вещей учителем, либо какого-то иного имущества у ученика является незаконным. В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».
Несмотря на это, проблема остаётся актуальной. Анализ комментариев показывает, что конфликт затрагивает не только телефоны, но и множество других предметов:
«Учитель забрал рюкзак, имеет ли он на это право?» — спрашивает анонимный пользователь в апреле 2024 года.
«У меня учительница забрала соус и выбросила, соус стоит 3000 рублей за пачку, что делать не знаю», — делится ученик в июне 2024 года.
«У моего младшего брата забрали часы, он их покупал сам и когда он их понес в школу, он дал посмотреть своему другу, он смотрел, и учительница забрала их, и теперь в отказ не хочет отдавать, что делать?» — пишет пользователь с ником «Ученица» в сентябре 2024.
«А у меня учительница отобрала хну за 150 руб и выкинула в мусорку», — сообщает анонимный пользователь в ноябре 2024.
«Учительница забрала чипсы, которые я ела на перемене, и выкинула в мусорную корзину. Сказала, что это вредная еда. Разве так можно делать. Чипсы я покупала на свои деньги», — делится свежим случаем ученик 11 класса в марте 2025.
В чём суть конфликта?
Анализируя эти комментарии, можно выделить несколько ключевых моментов:
Разнообразие изымаемых предметов. Это не только телефоны, но и школьные принадлежности, еда, косметика, аксессуары — всё, что учитель посчитает неуместным в данный момент.
Уничтожение имущества. В ряде случаев вещи не просто изымаются, но и выбрасываются, что увеличивает материальный и эмоциональный ущерб.
Противоречие между дисциплиной и правами. Учителя стремятся поддерживать порядок и обеспечивать образовательный процесс, но методы входят в противоречие с правовыми нормами.
Отсутствие единого подхода. Каждая школа и даже каждый педагог решает эту проблему по-своему, что приводит к непониманию и конфликтам.
Позиции сторон
Комментарии отражают противоположные точки зрения на проблему:
Педагоги и их сторонники: «А если это оружие!? Или телефон на уроке? Деградация общества и крах образования», — пишет пользователь с ником Учитель.
«А если учителю сказали, что у ученика нож. Как тогда быть? Желал бы родитель присутствие полиции, зная, что в такой ситуации ребенка поставят на учет? Разве не было бы правильнее, когда ученика поймали с ножом? Подождать полицию! А потом обвинять учителя, что не предотвратил...», — рассуждает комментатор Ольга.
«Речь даже не о телефонах, а о том, что учитель может забрать тетрадь, в которой написано очень много по предмету, и не отдавать её или вообще потерять. И просто поставить «2» за то, что нет тетради, и слова «заведи новую» т.е моему ребенку надо сидеть и переписывать этот предмет и забить на остальные уроки?» — задаётся вопросом пользователь «Nevazhno».
Правовая позиция
Как указал Юрий Орлов, в действиях учителя, изымающего личные вещи ученика, может усматриваться состав административного правонарушения — самоуправство (статья 19.1 КоАП РФ).
Согласно статье 301 Гражданского кодекса РФ, гражданин вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения. При этом право собственности распространяется не только на вещи, принадлежащие ребёнку, но и на те, что были предоставлены ему родителями во владение и пользование.
Поиск компромисса
Некоторые комментаторы пытаются найти компромиссные решения:
«То есть, если преподаватель позвонит родителю ученика, и попросит разрешение изъять телефон, ничего противозаконного не будет?» — интересуется один из пользователей.
«Нет, учитель имеет свои права на уроке, но изымать имущество прав не имеет, может проводить разъяснительные беседы с учеником и родителем. Влияние должно быть от родителей, а не учитель воспитывает ребенка (нравоучениями)», — отвечает пользователь с ником София.
«Не носить дорогие соусы в школу. Дома кушай», — советует Ольга, предлагая простое решение для предотвращения конфликтов.
«А что если телефоны просто лежат на парте? Моя учительница забирает телефоны, хотя телефоны лежат на парте. Разве это честно? Что мне делать????» — ищет решение другой пользователь.
Почему тема не теряет актуальности?
Непрекращающиеся комментарии к публикации пятилетней давности свидетельствуют о том, что:
- Проблема не решена системно.
- Конфликт между правом собственности и поддержанием дисциплины в школе продолжает существовать.
- Ни родители, ни ученики, ни педагоги часто не знают, как правильно действовать в спорных ситуациях.
- Отсутствуют четкие и понятные всем правила, которые не противоречили бы законодательству и при этом помогали поддерживать учебный процесс.
Что делать?
Как показывает практика, одного лишь разъяснения правовой стороны вопроса недостаточно. Возможно, решение лежит в плоскости разработки чётких правил внутреннего распорядка школы, которые:
- Не противоречат законодательству
- Понятны всем участникам образовательного процесса
- Содержат конкретные механизмы реагирования на нарушения дисциплины
- Учитывают права всех сторон
А пока эти правила не разработаны и не приняты, комментарии на сайте «Усинск-Новости» продолжат пополняться новыми историями о конфликтах между правом собственности и требованиями образовательного процесса.
Редакция «Усинск-Новости» приглашает читателей продолжить обсуждение этой темы в группе Усинск-Новости в ВК и поделиться своими идеями о том, как можно решить эту проблему с учетом интересов всех сторон.
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
Присоединяйтесь к нашей группе в ВК.
Материалы из рубрики "Образование" читайте здесь.
ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ