01.09.2022 20:00
В ночь на 1 сентября 1918 года ВЧК арестовала Р. Локкарта, одного из активных участников «заговора послов». Непосредственный организатор заговора, агент британской разведки С. Рейли сумел скрыться. Последний в 1925 году выведен на территорию СССР и негласно арестован в рамках чекистской операции «Трест», проведенной под руководством А.Х. Артузова – начальника КРО ОГПУ СССР.
Раскрытие «заговора послов» совпало с покушением Фанни Каплан на Владимира Ленина и убийством председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого. Считается, что эти три события послужили поводом для начала в Советской России «красного террора». Признанный организатором заговора глава специальной британской миссии Роберт Локкарт был арестован в ночь на 1 сентября 1918 года.
По официальной версии заговор был организован летом 1918 года дипломатическими представителями Великобритании, Франции и США в Советской России с целью свержения большевистской власти. Кроме Роберта Локкарта в заговоре участвовали послы Франции Жозеф Нуланс и США Дэвид Фрэнсис. Непосредственный исполнитель, агент британской разведки Сидней Рейли сумел скрыться и бежал из России.
По озвученной впоследствии на суде версии Локкарт пытался подкупить находившихся в Москве офицеров и солдат роты латышских стрелков, охранявших Кремль, чтобы совершить военный переворот, арестовать в Кремле советское правительство во главе с Лениным и занять, как водится, главпочтамт, телеграф, вокзалы. Еще два полка латышских стрелков должны были быть отправлены в Вологду, чтобы соединиться с английскими войсками, высадку которых ожидали в Архангельске. Уже в этой версии многое от легенды. По привычному тому времени принципу революционной необходимости к делу также приписали, что дипломатические миссии организовывали взрывы, поджоги и планировали взорвать железнодорожный мост через Волхов, чтобы отрезать Петроград от поставок продовольствия и вызвать голод в городе.
Раскрытие заговора по сути показало, что весь вменяемый послам план свержения большевистской власти был разработан в ведомстве Феликса Дзержинского. К Роберту Локкарту через различные инстанции были подосланы с доверительным письмом два чекиста-латыша, якобы, не довольных советской властью.
Кроме того, возглавлявшие ВЧК Феликс Дзержинский и Яков Петерс подослали английскому дипломату командира артиллерийского дивизиона латышской дивизии Берзина, по легенде разочаровавшемуся в большевиках. Берзин несколько раз встречался с Локкартом, а затем с Рейли. В конечном счете, Рейли передал Берзину собранные дипломатическими миссиями Англии, Франции и США 1 200 000 рублей для платы за свержение латышскими полками советской власти в Москве.
ВЧК планировало продолжить шпионскую игру с послами и дальше, однако 30 августа грянули сразу два громких события. Одновременно с покушением на Владимира Ленина в Петрограде был убит террористом в здании на Дворцовой площади Моисей Урицкий. После этого главная площадь города более четверти века – с 1918 по 1944 годы – называлась Площадью Урицкого. Террористические акты спровоцировали ВЧК на активные действия, в частности, на немедленные аресты участников «заговора послов». Вообще же, в ходе развернувшегося с лета 1918 года «красного террора», по некоторым данным, было расстреляно до 50 тысяч человек.
Арестованные дипломаты в октябре 1918 года были высланы за пределы Советской России. Дело о заговоре рассматривалось в Революционном трибунале при ВЦИК с 25 ноября по 3 декабря 1918 года. Пособники дипломатов были приговорены к заключению, один расстрелян. Английский разведчик Сидней Рейли (уроженец Одессы Соломон Розенблюм), успел скрыться за границу. И только в 1925 году в ходе чекистской операции «Операция «Трест», разработанной Артуром Артузовым, был выманен в Советскую Россию и уничтожен.
В 1939 году нацистская Германия вторглась в Польшу, развязав Вторую мировую войну.
Польская кампания вермахта, также известная как Вторжение в Польшу и Операция «Вайс» — военная операция вооружённых сил Германии и Словакии, в результате которой было нанесено поражение польским вооружённым силам и была оккупирована территория Западной Польши.
В 4:30 утра 1 сентября 1939 года германские ВВС нанесли массированный удар по польским аэродромам, в 4:45 учебный артиллерийский корабль «Шлезвиг-Гольштейн» открыл огонь по военно-транзитному складу на польской военно-морской базе Вестерплатте под Данцигом. Началась семидневная оборона Вестерплатте.
В 4:45 немецкие войска согласно плану «Вайс» без объявления войны начали наступление по всей германо-польской границе, а также с территории Моравии и Словакии. Линия фронта составила около 1600 км.
В Данциге завязались упорные бои за здание «Польской почты» на площади Яна Гевелия. Только через 14 часов немцы сумели овладеть зданием. 1 сентября Альберт Форстер, объявленный «главой Вольного города Данцига» постановлением Сената ещё 23 августа 1939 года, выступил с заявлением о присоединении Данцига к рейху. В тот же день комиссар Лиги Наций Карл Якоб Буркхардт и его комиссия покинули Данциг. Во второй половине дня немцы арестовали в Данциге первых 250 поляков, которых разместили в созданном 2 сентября концлагере Штуттгоф.
В 4:40 1-й дивизион пикирующих бомбардировщиков имени Макса Иммельмана под командованием капитана Вальтера Зигеля начал бомбардировку Велюня. Через полчаса бомбы упали на Хойниц, Старогард и Быдгощ. В результате бомбового удара по Велюню погибли 1200 человек, в основном мирные граждане. Город был уничтожен на 75 %. Примерно в 7:00 в районе Олькуша польский лётчик Владислав Гнысь подбил первый немецкий самолет. Тем временем немцы попытались нанести авиаудар по Варшаве, но налёт отразили польские истребители. 1 сентября немецкие самолеты нанесли удары по Гдыне, Пуцку и Хелю. Массированным бомбардировкам подверглись Верхняя Силезия, Ченстохова, Краков и расположенный в глубине страны Гродно. 2 сентября во время налёта на Люблин погибло около 200 человек, ещё полторы сотни человек погибли при авианалёте на поезд с эвакуированными на вокзале в Коло.
Как указывает в своей «Истории Второй мировой войны» Курт фон Типпельскирх, в первый день наступления немецкая авиация уничтожила большую часть польских самолётов на аэродромах, создав тем самым условия для стремительного продвижения сухопутных войск. На третий день польские ВВС прекратили существование. После этого немецкая авиация могла быть использована для достижения других намеченных целей. Авиаудары сделали невозможным организованное завершение мобилизации польских вооружённых сил и крупные оперативные переброски сил по железной дороге и серьёзно нарушили управление и связь польской армии.
По другим источникам, польское командование сохранило авиацию от первого удара люфтваффе, перебросив её 31 августа на полевые аэродромы. И хотя немецкая авиация завоевала полное господство в воздухе, польские лётчики в ходе войны сбили более 130 самолётов противника.
На севере вторжение осуществлялось группой армий Бока, имевшей в своем составе две армии. 3-я армия под командованием Кюхлера наносила удар из Восточной Пруссии на юг, а 4-я армия под командованием Клюге — на восток через Польский коридор, чтобы соединиться с войсками 3-й армии и завершить охват правого фланга поляков. Состоящая из трёх армий группа Рундштедта двигалась на восток и северо-восток через Силезию. Польские войска были равномерно распределены на широком фронте, не имели устойчивой противотанковой обороны на главных рубежах и достаточных резервов для контрударов по прорвавшимся войскам противника.
Под Мокрой в бой с 4-й немецкой танковой дивизией из состава 10-й армии вступила Волынская кавалерийская бригада. Целый день кавалеристы вели неравный бой с бронетанковыми частями, поддержанными артиллерией и авиацией. В ходе сражения они сумели уничтожить около 50 танков и несколько самоходных орудий. Ночью бригада отступила на вторую линию обороны. Однако немецкие войска сумели обойти её и нанесли удар в тыл польским позициям.
Равнинная Польша, не располагающая какими-либо серьёзными естественными преградами, к тому же при мягкой и сухой осенней погоде, представляла собой хороший плацдарм для использования танков. Авангарды немецких танковых соединений легко прошли сквозь польские позиции.
Прервалась связь между Генштабом и действующей армией, стала невозможной дальнейшая мобилизация, которая началась ещё 30 августа. Из шпионских донесений люфтваффе удалось выяснить местонахождение польского Генштаба, и его непрерывно бомбили, несмотря на частые передислокации. В Данцигском заливе германские корабли подавили небольшую польскую эскадру, состоявшую из одного эсминца, миноносца и пяти подводных лодок. Три польских эсминца успели ещё до начала военных действий уйти в Великобританию. Вместе с двумя подводными лодками, сумевшими прорваться из Балтики, они приняли участие в военных действиях на стороне союзников после оккупации Польши.
Источники: spbvedomosti.ru, denvistorii.ru
ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Комментарии
Комментариев пока нет