ИЗ ИСТОРИИ УСТЬ-УСИНСКОГО ХРАМА
Более столетия с момента образования Усть-Уса не имела своего храма. В самые важные моменты жизни усть-усинцы вынуждены были для совершения священных обрядов отправляться в неблизкий путь (сначала в Колву, а позже – в Новикбож). Поэтому открытие в 1894 году культового сооружения стало знаменательным событием в жизни сельчан. (Храм был построен в 1893-1894 г.г. «усердием прихожан и на добавочные пожертвования ижемцев-оленеводов», освящён 3 декабря 1894 г. во имя св. Живоначальной Троицы).
Материалом для строительства храма послужила морёная лиственница – древесина, специально вымоченная в течение нескольких лет. Она обладает уникальными по прочности свойствами. Даже по прошествии века фундамент храма не нуждался в ремонте. Как и большинство деревянных храмов Русского Севера, церковь была построена без единого гвоздя. Сохранилась выписка из клировых ведомостей за 1895 год, где сказано о храме Святой Троицы в Усть-Усе следующее: «Здание деревянное, под папертью колокольня. Престол один – во имя Святой Животворящей Троицы. Церковь утварью, богослужебными книгами обеспечена достаточно. Церковных земель и других угодий, приносящих доходы церкви, нет. При церкви капиталов нет. По штату служат: священник и псаломщик. Жалование – 300 рублей священнику и 100 рублей псаломщику. Численность прихожан в 1895 году составляет 13 человек военных чинов и 280 крестьян». После освящения церкви в честь Святой Троицы, построенной на средства прихожан, был образован самостоятельный Усть-Усинский приход.
Первым священником стал Фёдор Арсентьевич Бурцев, а с сентября 1895 года – Николай Еввентиевич Левитский, псаломщиком – Дмитрий Павлов. Позже священниками были Владимир Алексеевич Зуев, Николай Николаевич Архипов, псаломщиками – Константин Петрович Баранкеев, Иоанн Филиппович Чупров, Иоанн Андреевич Покровский.
Длительное время не совсем удачно складывались обстоятельства с обучением подрастающего поколения. Детям приходилось ежедневно преодолевать пешком расстояние в семь километров. Именно столько отделяло их дома от Новикбожа, где располагалась школа. Такое незавидное положение сохранялось вплоть до начала ХХ века.
В 1903 году по решению Священного Синода в Усть-Усе была открыта церковно-приходская школа. Школьный попечительский совет, состоящий из трёх человек, возглавил крестьянин Ефим Гаврилович Канев. За неимением учебных корпусов занятия проводились в частных домах. В тот год школу посещали 12 мальчиков. Спустя шесть лет, в 1909 году, образование получали 33 мальчика и 3 девочки. В этом году было построено школьное здание, состоящее из одной классной комнаты, помещения для педагогов и кухни. Двери в мир знаний открыл юным усть-усинцам учитель Григорий Фёдорович Чупров, прибывший из далёкого Сизябска. Главным предметом, как и во всех ЦПШ, был Закон божий, который преподавал священник Владимир Зуев. В 1906 году в Усть-Усу из Ижмы приехал Николай Тимофеевич Канев, проработавший в школе до 1926 года.
В первые десятилетия советской власти Усть-Усинскую церковь постигла та же участь, что и большинство храмов. В январе 1932 года работниками сельского Совета была опечатана усть-усинская церковь. Было принято решение о передаче здания храма под клуб. Верующие, не соглашаясь с данными решениями, выказывали своё недовольство, писали жалобы в различные инстанции.
Комсомольцы в день освящения церкви, в день Святой Троицы, вместо богослужения устроили митинг. После окончания мероприятия были спущены четыре колокола. Позже позолоченные и серебряные кресты, дариносницы с золотой ложечкой и многие другие ценные предметы церковной утвари были сданы в государственный фонд индустриализации и вывезены из Усть-Усы. Малоценные вещи взяли домой верующие крестьяне. Как рассказывали старожилы, когда с храма срывали крест, люди, собравшиеся около церкви, кричали, плакали, молили святотатцев остановить поругание святыни. Многие думали, что началось светопреставление…
«До 1932 года церковь принадлежала Тихоновской ориентации, но по прибытию в район проповедника новой ориентации, мы признали ее правильной и присоединились к Синодской обновленной ориентации. Наш бывший священник как староцерковник ушел в конце декабря 1931 года, – писали в комиссию при Президиуме ВЦИК по вопросам культов члены религиозной общины Усть-Усы. – В январе сельский Совет запечатал здание церкви, в апреле распечатал, но верующих не пустил. В январе 1932 года, когда местное население было на лесозаготовках, рабочие консервного завода проголосовали за закрытие церкви. В Усть-Усе 150 верующих. Просим дать указание сельскому Совету вернуть церковь или провести общее собрание по вопросу о закрытии церкви».
Однако их голос не был услышан. Церковь в Усть-Усе закрылась на многие годы. Пустующее здание было отдано под клуб. Храм вначале превратили в сельский клуб, где молодёжь проводила мероприятия на атеистическую тематику, танцы. Очевидцы рассказывают, что плясали прямо на святых образах и иконах: на одной из сохранившихся с той страшной поры икон до сих пор видны следы от женских каблуков. Многие верующие жители Усть-Усы, несмотря на опасность смерти или заключения в тюрьму, отправки в лагеря и ссылку, сохраняли у себя дома иконы, предметы церковной утвари. Позже помещения храма использовались как склад.
В начале 90-х годов прошлого века нынешний епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим приезжал в Усть-Усу и крестил людей в сельском доме культуры. Его тогдашняя деятельность принесла свои первые плоды: с 1993 по 1998 годы верующие женщины села под руководством Лидии Яковлевны Хозяиновой собирались в жилых домах для чтения акафистов, канонов. Приход на тот момент составлял 26 человек.
И лишь в 90-е годы ХХ века Усть-Усинская церковь во имя Животворящей Троицы была восстановлена на средства ЗАО «Нобель Ойл». Активное участие в реставрационных работах приняли местные жители. «Потрудиться, конечно, пришлось, – рассказывала одна из прихожанок. – Пол весь провалился, все в грязи, крысы, мыши кругом, ведь здесь столько лет был склад. Но ничего, работали, и работали с удовольствием. А помогали нам справиться со всем икона, которую мы принесли в первую очередь, и пример отца Дмитрия. Этот человек, не жалея ни сил, ни здоровья, ни времени, с раннего утра до позднего вечера восстанавливал храм, работал с таким энтузиазмом, что нам даже становилось неловко».
В мае 1998 года церковь была освящена епископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом, после чего впервые в селе прошёл Крестный ход. За этот период настоятелями храма были отец Дмитрий, отец Евлогий, отец Константин, отец Михаил. С 2001 года настоятелем храма стал благочинный Усинского церковного округа иеромонах Пётр (Красников). Он каждое воскресенье служит в храме Божественную литургию, а в праздничные дни (в дни Рождества Христова, Крещения Господня, Пасхи) службы проводит протоиерей Иоанн Пронькин.
В храмовый праздник – в День Святой Животворящей Троицы – в Усть-Усинской церкви совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После Божественной литургии служится великая вечерня. По традиции, пол храма в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями. В этот день в Усть-Усе традиционно проходит фестиваль народного искусства.
Священнослужители УСТЬ-УСИНСКОЙ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ церкви
Бурцев Феодосий Арсениевич. Сын диакона Тотемского уезда Вологодской губернии. образование: 3 класса ВДС. 14.5.1894 г. рукоположен Преосвященнейшим Никанором, епископом Архангельским и Холмогорским, во священника к Усть-Усинской Михайловской церкви Колвинского прихода Печорского уезда Архангельской губернии. 27.5.1894 – с открытия Усть-Усинского прихода утверждён настоятелем.
Левитский Николай Еввентиевич. Сын диакона Вологодской Георгиевской церкви Еввентия Левитского. Родился 22.04.1874 г. Образование: Вологодская духовная семинария. С 1895 г. – священник Усть-Усинского прихода Печорского уезда. С 1896 г. – заведующий и законоучитель Новик-Божской церковной школы грамоты. С 1897 г. – следователь по церквам 2-го Печорского благочиния, председатель Новик-Божского церковно-приходского попечительства. В 1900 г. за исправное, полное и добросовестно произведённое следствие объявлена признательность епархиального начальства.
Зуев Владимир Алексеевич. Сын протоиерея Алексия Алексеевича Зуева Архангельской губернии. Родился в г. Архангельске в 1866 г. Образование: выбыл из 1 класса Архангельской духовной семинарии. С 27.01.1901 г. – священник Усть-Усинского прихода, законоучитель и учитель в церковно-приходской школе. В 1905 г. награждён набедренником.
Архипов Николай Николаевич. Сын унтер-офицера из г. Архангельска. Родился в 1874 г. Образование: Архангельское городское трёхклассное училище. Получил звание учителя городского приходского училища. 30.05.1907 г. указом ДК определён священником в Новик-Божский (Усть-Усинский) приход Печорского уезда Архангельской губернии. 27.05.1907 г. посвящён в сан священника. С 01.07.1907 г. – заведующий Усть-Усинской ЦПШ. С 01.12.1910 г. – законоучитель Новик-Божского сельского училища МНП. В 1911 г. награждён набедренником. С 01.03.1913 г. – законоучитель Усть-Усинской ЦПШ. С 01.09.1913 – заведующий Щельябожской ЦПШ.
Павлов Димитрий Михайлович. Сын исключённого из духовного звания дьячка Михаила Павлова. Родился 25.10.1876 г. Образование: уволен из 3 класса Архангельского ДУ. С 1894 г. – псаломщик Усть-Усинского прихода.
Баранкеев Константин Петрович. Сын дьячка. Родился 21.10.1864 г. Образование: уволен из 2 класса Архангельского ДУ. С 1899 г. – псаломщик Усть-Усинского прихода.
Чупров Иоанн Филиппович. Сын крестьянина Сизябского прихода Печорского уезда. Родился 07.09.1861 г. Образование: Ижемское двухклассное сельское училище. С 1891 г. состоял писарем Усть-Усинского сельского общества. С 1894 г. – псаломщик Усть-Усинской церкви. В том же году уволен от должности.
Покровский Иоанн Андреевич. Сын священника Чакольского прихода Пинежского уезда. Родился в Первосоломбальском приходе Архангельского уезда 31.01.1863 г. Образование: вышел из 2 класса Архангельского ДУ. Обучался в шкиперском училище два года. Затем по болезни находился при отце. С 15.03.1906 г. – псаломщик Усть-Усинской церкви Печорского уезда