ИЗ ИСТОРИИ КОЛВИНСКОГО ХРАМА
Село Колва возникло селение в первой четверти XIX века. Главную роль в его становлении и развитии сыграла политика христианизации окраин царской России.
Первый опыт обращения самоедов в христиан был сделан в 1822 году, когда архангельское духовное правление послало в тундры священника Феодора, который должен был «действовать на язычников путём увещевания». Весть об успехах Фоедора дошла до императора Александра и возбудила в нём желание нарядить миссию для распространения в этих землях христианского учения. Архангельскому Епископу Неофиту было дано поручение составить «проект с изложением мер, которые должны быть приняты для совершения такого богоугодного дела». Проект этот, посланный на рассмотрение Святейшего правительственного Синода, был высочайше утверждён 5 августа 1824 года.
Из летописи Колвинской Никольской Самоедской церкви известно, что в состав миссии вошли настоятель Антониево-Сийского монастыря Архимандрит Вениамин (в миру Василий Никифорович Смирнов), ижемский священник Феодор Истомин (по болезни в 1829 году отозван, вместо него был назначен из Архангельска священник Пётр Лысков), священники Михаил Леонтиевский, Александр Спирихин, причетник Яков Истомин, в качестве причетника и переводчика – принявший христианство самоед Василий Двойников, титулярный советник Фёдоров и другие.
Выехав из Архангельска 29 августа 1825 года, миссия в течение года проводила христианизацию самоедов в Канинской тундре. 1 марта 1826 года миссионеры уничтожили в Козьмином перелеске один из важнейших и наиболее посещаемых языческих жертвенников архангельских самоедов и, снабдив себя походной церковью, отправилась через Малоземельскую тундру к Печоре, а потом вверх по Печоре и Усе в Большеземельскую тундру. К озеру Хорвей группа духовных отцов прибыла 1 августа 1826 года. В первый же день крещение приняли 33 ненца, а в течение августа в христианскую веру было обращено 347 человек. В Большеземельской тундре миссионеры пробыли два года.
По показаниям проповедников, число самоедов, крещённых в 1825 и 1826 годах составило: в Канинской тундре – до 454 человек, в Малоземельской тундре – до 324 человек, в Большеземельской тундре – до 977 человек. В 1827 году в Большеземельской тундре были крещены 984 самоеда, а в начале 1830 года – 3 303 человека.
Примечательно, что по сведениям Архимандрита Вениамина, особенным почитанием у самоедов издавна пользовался Николай чудотворец. «Почитай великого Николу и выполняй обет, какой дал слуге Божию Николе» – было у них давно уже общим правилом.
В связи с успехом предприятия миссия ходатайствовала перед Синодом об организации в тундрах трёх приходов и строительстве трёх церквей. Николай I в 1829 году выделил на постройку трёх церквей 75 000 рублей. Для наблюдения за строительством была снаряжена духовная строительная комиссия под председательством Платона, архимандрита арханегльского монастыря.
Специальная комиссия местом построения церкви для самоедов Большеземельской тундры выбрала место на берегу Колвы: во-первых, здесь на месте было достаточно строевого леса; во-вторых, здесь проходили дороги, по которым шли на зимовку самоеды Ижемского ведомства; в-третьих, здесь находились большие луга, необходимые причту для скотоводства. 22 сентября 1829 года на месте будущего селения водрузили крест (он существовал ещё в конце XIX в.). Строительство началось 11 июня 1830 года, закончилось в том же году. Престол был освящён в честь свт. Николая, которого самоеды почитали ещё до обращения в христианство. Иконостас был изготовлен в Архангельске, после его установки храм был освящён 25 марта 1831 года.
Одновременно с церковью над её папертью была устроена колокольня, на которую 20 марта 1832 года подняты были шесть колоколов весом 31 пуд 9 фунтов. В 1889 году здание храма было снаружи обшито тёсом и окрашено, а внутри – оштукатурено. Тогда же под стены храма был подведён каменный фундамент и сделана новая крыша.
Первым духовником, приставленным к этой церкви, был отец Матфей (которому, по свидетельству А. Шренка, зыряне обязаны переводом Библии, и который позже был переведён священником в Ижму). После него священником стал отец Иннокентий, в помощь ему был отправлен ещё один священник, а также приставлены два дьякона и два церковных служителя.
В последующие годы рядом с церковью стали селиться переходившие к оседлости ненцы, а также ижемские зыряне. В 1843 году, как отмечает в своём «Дневнике» В. Латкин, в Колве насчитывалось уже семь частных домов, церковь и два казённых дома священника.
Но прихожане церкви проживали не только в Колве. К Колвинскому приходу относились жители близлежащих населённых пунктов, а также все ненцы, кочующие по Большеземельской тундре.
Чтобы распространить христианское учение между новообращёнными самоедами и в то же время приобрести новых приверженцев, священникам колвинской церкви вменялось в обязанность один или два раза в год объезжать всю тундру, где они отыскивали самоедов в их кочевьях. Для этой цели в распоряжение церкви было передано 100 северных оленей, на которых прежде разъезжали миссионеры, а также несколько шатров и другие вещи, необходимые для путешествий.
Новокрещёных самоедов становилось больше из года в год. Однако большой набожностью они, в отличие от ижемцев, не отличались. Губернатор Архангельской губернии Александр Энгельгардт, побывавший в этих местах в конце XIX века, отмечал: «В настоящее время, хотя официально в Архангельской губернии среди самоедов не считается язычников, некоторые из них, как говорит наш известный писатель-этнограф С. В. Максимов, «до сих пор носят крест, чтобы показывать начальству, а за пазухой, на всякий случай, держат деревянные чурочки богов».
Тем не менее, благодаря крупным пожертвованиям Колвинская церковь стала одной из самых богатых не только на Печоре, но и на всем Европейском Севере России. Владела она не только обширными угодьями для оседлого скота, но имела и оленьи стада. Как указывается в клировых ведомостях церквей I-II-III благочиний за 1895 год, «церковь утварью, ризницей и богослужебными книгами достаточна». Там же отмечается, что «церковная библиотека состоит из 465 томов разных книг и журналов». Священник получал жалованье 280 рублей в год, а псаломщик – 112 рублей в год.
СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ КОЛВИНСКОЙ
НИКОЛЬСКОЙ САМОЕДСКОЙ ЦЕРКВИ
Фирсов Азарий Васильевич. Сын протоиерея. Родился 10.12.1839 г. Образование: курс философских наук в АДС, окончил по 2-му разряду. С 12.07.1878 г. священник Колвинского прихода. С 1899 г. духовник 2-го Печорского благочиния. В 1893 г. за отлично усердную службу церкви Божией и прохождение с ревностью и пользой для святой Церкви при весьма хорошем поведении награждён скуфьей. Имел Коронационный крест и серебряную медаль в память царствования императора Александра 3-го. Уволен за штат 1905 г. Умер 26.4.1906.
Гривцев Алексий Иоаннович. Сын диакона, родился в Шенкурском уезде 03.02.1856 г. Образование: 1 класс АДС. 30.12.1884 г. епископом Серапионом рукоположен в священника в Колвинский самоедский Николаевский. 1890 – учитель и законоучитель Колвинской ЦПШ.
Невский Василий Петрович. Сын потомственного дворянина Костромской губернии. Родился 26.12.1880. Образование: Тотемская учительская семинария. С1905 года – священник Колвинской церкви. В том же году – заведующий Усть-Цилемской, Нерицкой и Гаревской ЦПШ. С 1906 года – заведующий и законоучитель Колвинской ЦПШ, 2-й духовник 2-го Печорского благочиния. (В 1906 году преподано архипастырское благословение с грамотой за безмездные и усердные труды по преподаванию Закона Божия в Колвинской ЦПШ. 1909 – награждён набедренником. Имеет серебряную медаль в память 25-летия церковных школ).
Перовский Николай Дмитриевич. Сын протоиерея. Родился 26.04.1874 г. Образование: Архангельское духовное училище. 05.09.1914 г. Преосвященным Нафанаилом, епископом Архангельским и Холмогорским, рукоположен в сан священника к Колвинской церкви Печорского уезда. Состоял пожизненным действительным членом Архангельского православного карельского братства во имя Архангела Михаила. Имел особый нагрудный знак в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых на Владимирской ленте, светло-бронзовую медаль на лентах белого, жёлтого и чёрного цветов, в память того же юбилея.
Попов Сергий Александрович. Сын протоиерея, родился в Кяндском приходе Онежского уезда в 1857 г. Образование: Архангельское ДУ. В 1877 году назначен псаломщиком в Колвинский приход, до 1889 г. был учителем Колвинской ЦПШ. 19.12.1885 г. за труды и исправное прохождение возложенной на него должности преосвященным Нафанаилом, епископом Архангельским и Холмогорским, согласно прошению рукоположен в диакона на прежней должности (до 1889 г.).
Баранкеев Константин Петрович. Сын дьячка. Родился 21.10.1864 г. Образование: уволен из 2 класса Архангельского ДУ. С 1884 г. – псаломщик Колвинского прихода.
Леонтиевский Николай Философович. Родился 29.04.1871 г. Образование: уволен из 1 класса Архангельского ДУ. С 1890 г. – псаломщик Колвинского прихода.
Чупров Иоанн Филиппович. Сын крестьянина Сизябского прихода Печорского уезда. Родился 07.09.1861 г. Образование: Ижемское двухклассное сельское училище. С 1890 г. – псаломщик Колвинской Николаевской самоедской церкви. Состоял писарем Усть-Усинского сельского общества. С 1892 г. – учитель Колвинской школы.
Павлов Димитрий Михайлович. Сын исключённого из духовного звания дьячка Михаила Павлова. Родился 25.10.1876. Образование: уволен из 3 класса Архангельского духовного училища. С 1894 г. – псаломщик Колвинского прихода Печорского уезда Архангельской губернии.
Терентьев Африкан Алексеевич. Сын крестьянина. Родился 09.03.1873 г. Образование: Ижемское двухклассное сельское училище, 1 класс Тотемской учительской семинарии. По выдержании испытания советом Вельского городского училища, удостоен звания учителя сельского начального училища. 08.08.1894 г. назначен псаломщиком в Колвинский приход.
Чупров Автоном Дмитриевич. Сын крестьянина. Родился в 1871 г. Образование: Ижемское двухклассное народное училище. С 18.10.1897 г. – псаломщик в Колвинском приходе Печорского уезда, учитель ЦПШ.
Терентьев Григорий Иоаннович. Из крестьян. Родился 17.11.1881 г. Образование: Сизябская второклассная школа. 02.06.1904 г. по резолюции Его Преосвященства на отношение училищного совета назначен в Колвинский приход Печорского уезда и.д. псаломщика с тем, чтобы и исполнять должность учителя в Колвинской школе грамоты. 17.06.1908 г. по предписанию Мезенско-Печорского училищного отделения освобождён от занятия по школе вследствие разделения должностей учительской и псаломщической. 13.1.1911г. согласно прошению, уволен от должности псаломщика по домашним обстоятельствам. С 25.08.1913 г. – и.д. псаломщика в Колвинском приходе.
Канев Феодор Иоилевич. Сын крестьянина. Родился 07.02.1879 г. Образование: Сизябская второклассная школа. С 1911 – и.д. псаломщика Колвинской церкви. (Награждён серебряной медалью в память 25-летия церковных школ).
ИЗ ИСТОРИИ УСТЬ-УСИНСКОГО ХРАМА
Более столетия с момента образования Усть-Уса не имела своего храма. В самые важные моменты жизни усть-усинцы вынуждены были для совершения священных обрядов отправляться в неблизкий путь (сначала в Колву, а позже – в Новикбож). Поэтому открытие в 1894 году культового сооружения стало знаменательным событием в жизни сельчан. (Храм был построен в 1893-1894 г.г. «усердием прихожан и на добавочные пожертвования ижемцев-оленеводов», освящён 3 декабря 1894 г. во имя св. Живоначальной Троицы).
Материалом для строительства храма послужила морёная лиственница – древесина, специально вымоченная в течение нескольких лет. Она обладает уникальными по прочности свойствами. Даже по прошествии века фундамент храма не нуждался в ремонте. Как и большинство деревянных храмов Русского Севера, церковь была построена без единого гвоздя. Сохранилась выписка из клировых ведомостей за 1895 год, где сказано о храме Святой Троицы в Усть-Усе следующее: «Здание деревянное, под папертью колокольня. Престол один – во имя Святой Животворящей Троицы. Церковь утварью, богослужебными книгами обеспечена достаточно. Церковных земель и других угодий, приносящих доходы церкви, нет. При церкви капиталов нет. По штату служат: священник и псаломщик. Жалование – 300 рублей священнику и 100 рублей псаломщику. Численность прихожан в 1895 году составляет 13 человек военных чинов и 280 крестьян». После освящения церкви в честь Святой Троицы, построенной на средства прихожан, был образован самостоятельный Усть-Усинский приход.
Первым священником стал Фёдор Арсентьевич Бурцев, а с сентября 1895 года – Николай Еввентиевич Левитский, псаломщиком – Дмитрий Павлов. Позже священниками были Владимир Алексеевич Зуев, Николай Николаевич Архипов, псаломщиками – Константин Петрович Баранкеев, Иоанн Филиппович Чупров, Иоанн Андреевич Покровский.
Длительное время не совсем удачно складывались обстоятельства с обучением подрастающего поколения. Детям приходилось ежедневно преодолевать пешком расстояние в семь километров. Именно столько отделяло их дома от Новикбожа, где располагалась школа. Такое незавидное положение сохранялось вплоть до начала ХХ века.
В 1903 году по решению Священного Синода в Усть-Усе была открыта церковно-приходская школа. Школьный попечительский совет, состоящий из трёх человек, возглавил крестьянин Ефим Гаврилович Канев. За неимением учебных корпусов занятия проводились в частных домах. В тот год школу посещали 12 мальчиков. Спустя шесть лет, в 1909 году, образование получали 33 мальчика и 3 девочки. В этом году было построено школьное здание, состоящее из одной классной комнаты, помещения для педагогов и кухни. Двери в мир знаний открыл юным усть-усинцам учитель Григорий Фёдорович Чупров, прибывший из далёкого Сизябска. Главным предметом, как и во всех ЦПШ, был Закон божий, который преподавал священник Владимир Зуев. В 1906 году в Усть-Усу из Ижмы приехал Николай Тимофеевич Канев, проработавший в школе до 1926 года.
В первые десятилетия советской власти Усть-Усинскую церковь постигла та же участь, что и большинство храмов. В январе 1932 года работниками сельского Совета была опечатана усть-усинская церковь. Было принято решение о передаче здания храма под клуб. Верующие, не соглашаясь с данными решениями, выказывали своё недовольство, писали жалобы в различные инстанции.
Комсомольцы в день освящения церкви, в день Святой Троицы, вместо богослужения устроили митинг. После окончания мероприятия были спущены четыре колокола. Позже позолоченные и серебряные кресты, дариносницы с золотой ложечкой и многие другие ценные предметы церковной утвари были сданы в государственный фонд индустриализации и вывезены из Усть-Усы. Малоценные вещи взяли домой верующие крестьяне. Как рассказывали старожилы, когда с храма срывали крест, люди, собравшиеся около церкви, кричали, плакали, молили святотатцев остановить поругание святыни. Многие думали, что началось светопреставление…
«До 1932 года церковь принадлежала Тихоновской ориентации, но по прибытию в район проповедника новой ориентации, мы признали ее правильной и присоединились к Синодской обновленной ориентации. Наш бывший священник как староцерковник ушел в конце декабря 1931 года, – писали в комиссию при Президиуме ВЦИК по вопросам культов члены религиозной общины Усть-Усы. – В январе сельский Совет запечатал здание церкви, в апреле распечатал, но верующих не пустил. В январе 1932 года, когда местное население было на лесозаготовках, рабочие консервного завода проголосовали за закрытие церкви. В Усть-Усе 150 верующих. Просим дать указание сельскому Совету вернуть церковь или провести общее собрание по вопросу о закрытии церкви».
Однако их голос не был услышан. Церковь в Усть-Усе закрылась на многие годы. Пустующее здание было отдано под клуб. Храм вначале превратили в сельский клуб, где молодёжь проводила мероприятия на атеистическую тематику, танцы. Очевидцы рассказывают, что плясали прямо на святых образах и иконах: на одной из сохранившихся с той страшной поры икон до сих пор видны следы от женских каблуков. Многие верующие жители Усть-Усы, несмотря на опасность смерти или заключения в тюрьму, отправки в лагеря и ссылку, сохраняли у себя дома иконы, предметы церковной утвари. Позже помещения храма использовались как склад.
В начале 90-х годов прошлого века нынешний епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим приезжал в Усть-Усу и крестил людей в сельском доме культуры. Его тогдашняя деятельность принесла свои первые плоды: с 1993 по 1998 годы верующие женщины села под руководством Лидии Яковлевны Хозяиновой собирались в жилых домах для чтения акафистов, канонов. Приход на тот момент составлял 26 человек.
И лишь в 90-е годы ХХ века Усть-Усинская церковь во имя Животворящей Троицы была восстановлена на средства ЗАО «Нобель Ойл». Активное участие в реставрационных работах приняли местные жители. «Потрудиться, конечно, пришлось, – рассказывала одна из прихожанок. – Пол весь провалился, все в грязи, крысы, мыши кругом, ведь здесь столько лет был склад. Но ничего, работали, и работали с удовольствием. А помогали нам справиться со всем икона, которую мы принесли в первую очередь, и пример отца Дмитрия. Этот человек, не жалея ни сил, ни здоровья, ни времени, с раннего утра до позднего вечера восстанавливал храм, работал с таким энтузиазмом, что нам даже становилось неловко».
В мае 1998 года церковь была освящена епископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом, после чего впервые в селе прошёл Крестный ход. За этот период настоятелями храма были отец Дмитрий, отец Евлогий, отец Константин, отец Михаил. С 2001 года настоятелем храма стал благочинный Усинского церковного округа иеромонах Пётр (Красников). Он каждое воскресенье служит в храме Божественную литургию, а в праздничные дни (в дни Рождества Христова, Крещения Господня, Пасхи) службы проводит протоиерей Иоанн Пронькин.
В храмовый праздник – в День Святой Животворящей Троицы – в Усть-Усинской церкви совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После Божественной литургии служится великая вечерня. По традиции, пол храма в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями. В этот день в Усть-Усе традиционно проходит фестиваль народного искусства.
Священнослужители УСТЬ-УСИНСКОЙ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ церкви
Бурцев Феодосий Арсениевич. Сын диакона Тотемского уезда Вологодской губернии. образование: 3 класса ВДС. 14.5.1894 г. рукоположен Преосвященнейшим Никанором, епископом Архангельским и Холмогорским, во священника к Усть-Усинской Михайловской церкви Колвинского прихода Печорского уезда Архангельской губернии. 27.5.1894 – с открытия Усть-Усинского прихода утверждён настоятелем.
Левитский Николай Еввентиевич. Сын диакона Вологодской Георгиевской церкви Еввентия Левитского. Родился 22.04.1874 г. Образование: Вологодская духовная семинария. С 1895 г. – священник Усть-Усинского прихода Печорского уезда. С 1896 г. – заведующий и законоучитель Новик-Божской церковной школы грамоты. С 1897 г. – следователь по церквам 2-го Печорского благочиния, председатель Новик-Божского церковно-приходского попечительства. В 1900 г. за исправное, полное и добросовестно произведённое следствие объявлена признательность епархиального начальства.
Зуев Владимир Алексеевич. Сын протоиерея Алексия Алексеевича Зуева Архангельской губернии. Родился в г. Архангельске в 1866 г. Образование: выбыл из 1 класса Архангельской духовной семинарии. С 27.01.1901 г. – священник Усть-Усинского прихода, законоучитель и учитель в церковно-приходской школе. В 1905 г. награждён набедренником.
Архипов Николай Николаевич. Сын унтер-офицера из г. Архангельска. Родился в 1874 г. Образование: Архангельское городское трёхклассное училище. Получил звание учителя городского приходского училища. 30.05.1907 г. указом ДК определён священником в Новик-Божский (Усть-Усинский) приход Печорского уезда Архангельской губернии. 27.05.1907 г. посвящён в сан священника. С 01.07.1907 г. – заведующий Усть-Усинской ЦПШ. С 01.12.1910 г. – законоучитель Новик-Божского сельского училища МНП. В 1911 г. награждён набедренником. С 01.03.1913 г. – законоучитель Усть-Усинской ЦПШ. С 01.09.1913 – заведующий Щельябожской ЦПШ.
Павлов Димитрий Михайлович. Сын исключённого из духовного звания дьячка Михаила Павлова. Родился 25.10.1876 г. Образование: уволен из 3 класса Архангельского ДУ. С 1894 г. – псаломщик Усть-Усинского прихода.
Баранкеев Константин Петрович. Сын дьячка. Родился 21.10.1864 г. Образование: уволен из 2 класса Архангельского ДУ. С 1899 г. – псаломщик Усть-Усинского прихода.
Чупров Иоанн Филиппович. Сын крестьянина Сизябского прихода Печорского уезда. Родился 07.09.1861 г. Образование: Ижемское двухклассное сельское училище. С 1891 г. состоял писарем Усть-Усинского сельского общества. С 1894 г. – псаломщик Усть-Усинской церкви. В том же году уволен от должности.
Покровский Иоанн Андреевич. Сын священника Чакольского прихода Пинежского уезда. Родился в Первосоломбальском приходе Архангельского уезда 31.01.1863 г. Образование: вышел из 2 класса Архангельского ДУ. Обучался в шкиперском училище два года. Затем по болезни находился при отце. С 15.03.1906 г. – псаломщик Усть-Усинской церкви Печорского уезда
ИЗ ИСТОРИИ НОВИКБОЖСКОГО ХРАМА
Церковь, приписная к Усть-Усинскому храму, была построена в 1893 году взамен сгоревшей 21 мая 1886 года, освящена 13-14 марта 1894 года. Церковь имела два престола: южный – во имя св. Архангела Михаила; северный – во имя св. Пророка Илии. Церковным старостой в 1887 году стал Евфимий Артеев. В клировых ведомостях церквей за 1895 год значилось: «Новикбожский Михайло-Архангельский приписной к Усть-Усинскому приход. Церковь построена на средства прихожан и доброохотные пожертвования. Освящена в 1893 году 13-14 марта. Здание деревянное с колокольнею. Престолов в ней два: Архистратигу Михаилу и Св. пророку Илье. Церковной утварью, богослужебными книгами небогата. Церковных земель нет, капиталов нет, церковно-приходских школ нет, библиотеки нет, раскольничьих скитов нет». Священнослужители Новикбожской Михайло-Архангельской церкви
Левитский Николай Еввентиевич. Сын диакона Вологодской Георгиевской церкви Еввентия Левитского. Родился 22.04.1874 г. Образование: Вологодская духовная семинария. С 1895 г. – священник Усть-Усинского прихода. С 1896 г. – заведующий и законоучитель Новик-Божской церковной школы грамоты. С 1897 г. – следователь по церквам 2-го Печорского благочиния, председатель Новик-Божского церковно-приходского попечительства. В 1900 г. за исправное, полное и добросовестно произведённое следствие объявлена признательность епархиального начальства.
Архипов Николай Николаевич. Сын унтер-офицера из г. Архангельска. Родился в 1874 г. Образование: Архангельское городское трёхклассное училище. Получил звание учителя городского приходского училища. 30.05.1907 г. указом ДК определён священником в Новик-Божский (Усть-Усинский) приход Печорского уезда Архангельской губернии. 27.05.1907 г. посвящён в сан священника. С 01.07.1907 г. – заведующий Усть-Усинской ЦПШ. С 01.12.1910 г. – законоучитель Новик-Божского сельского училища МНП. В 1911 г. награждён набедренником. С 01.03.1913 г. – законоучитель Усть-Усинской ЦПШ. С 01.09.1913 – заведующий Щельябожской ЦПШ.
Канев Евфимий Николаевич. Сын крестьянина. Родился 29.03.1882 г. Образование: Сизябская второклассная учительская ЦПШ, Архангельская епархиальная псаломщическая школа. В 1900–1901 гг. был учителем Новик-Божской школы грамоты Печорского уезда.
Калинин Иоанн Григорьевич. Сын крестьянина. Родился в 1889 г. Образование: Сизябская второклассная школа. С 05.02.1913 г. псаломщик Новик-Божского прихода. 28.09.1914 призван на действительную военную службу как ратник ополчения.
ИЗ ИСТОРИИ УСТЬ-ЛЫЖИНСКОГО ХРАМА
В 1889 году в Усть-Лыже на берегу реки на пожертвования прихожан была построена деревянная церковь.
Престол во имя св. Апостола Филиппа освящён 3 января 1900 года.
Приход, в который вошли жители Усть-Лыжи и Акиси (Смольного Материка), был открыт только в 1905 году, до этого прихожане входили в Усть-Усинский приход.
В настоящее время в здании храма размещается сельский клуб.
Священнослужители Усть-Лыжинского храма во имя св. Апостола Филиппа
Чевский Александр Владимирович. Сын диакона из Вологодской епархии. Родился 24.12.1878 г. Образование: уволен из 4-го класса ВДС. С 1905 г. – священник Усть-Лыжинского прихода Печорского уезда; назначен законоучителем Лыжинского сельского одноклассного училища МНП. (В 1910 г. награждён набедренником).
Михайлов Иоанн Васильевич. Сын священника. Родился в 1864 году. Образование: Уволен из 1 класса АДС. 19.12.1911 назначен священником Усть-Лыжинской церкви Печорского уезда. С 01.04.1912 г. – законоучитель Усть-Лыжинского сельского МНП училища. 1.10.1914 - заместитель учителя Лыжинского министерского училища. С 1915 года – преподаватель пения в Усть-Лыжинском училище МНП. (Имел серебряные медали для ношения на груди в память царствования императора Александра 3-го и в память 25-летия церковных школ, а также бронзовую медаль в память 300-летия царствования дома Романовых. В 1915 году награждён наперсным крестом).
Баранкеев Константин Петрович. Сын дьячка Курия-Сергиевского прихода Холмогорского уезда Петра Михайловича Баранкеева. Родился 21.10.1864. Образование: 1 класс Архангельского ДУ. С 1905 по 12.09.1911 г. был псаломщиком в Усть-Лыжинском приходе.
Терентьев Григорий Иоаннович. Из крестьян. Родился 17.11.1881. Образование: Сизябская второклассная школа (1898). С 28.09.1911 г. по 25.08.1913 г. – псаломщик Усть-Лыжинского прихода.
Колчин Иосиф Ардалионович. Сын диакона. Родился 07.04.1895 г. Образование: уволен из 4 класса Арх. ДУ. С 12.10.1913 – псаломщик Усть-Лыжинской церкви Печорского уезда Архангельской губернии.
Церковь в селе Щельябож была построена в конце XIX века на средства местных крестьян и ижемцев-оленеводов.
Вот что рассказывает об истории храма краевед из Колвы Людмила Мишарина:
"«В деревне Щельябожской с разрешения Архангельской Духовной Консистории, от 7 октября 1896 года за № 7745, построена на средства местных крестьян и ижемцев-оленеводов часовня в честь Святителя Николая Чудотворца».
Данная часовня относилась к Усть-усинскому приходу Печорского уезда. Часовня была снабжена необходимою утварью, ризницей и богослужебными книгами. В 1905 году для Святых икон был устроен иконостас, выкрашенный масляными красками, а в 1907 году – Святые иконы для него на добровольные пожертвования местных крестьян. На образе Святителя Николая Чудотворца имелась медно-золоченная риза.
От своей приходской Усть-Усинской церкви часовня находилась в 45 верстах. Надзор за часовней был поручен причтом местному крестьянину Петру Яковлеву Каневу.
Церковные службы в данной часовне правились в означенные дни, а именно:
1. 6 декабря Святителя Николая Чудотворца;
2. 7 августа преподобномученика Дометия, обетный день по случаю падежа скота;
3. В первое воскресение после праздника Крещения Господне;
4. В одну из недель святого великого поста.
В каждое из посещений причтом отправлялись в часовню – всенощные бдения, часы с обедницей, а так же и некоторые из треб по просьбе прихожан.
Указом Духовной Консистории от 12 июня 1908 года было разрешено преобразование Щельябожской часовни в церковь, что в 1909 году и было исполнено: пристройкою с восточной стороны алтаря и с западной – паперти с колокольнею. Зданием церковь была деревянная, одноглавая, в виде корабля. Поначалу церковной утварью, ризницей и богослужебными книгами – церковь эта была бедна. Угодий у церкви никаких не имелось. Зданий принадлежащих церкви не было.
В 1909 году в деревне Щельябожской насчитывалось 20 дворов, 73 мужчин и 74 женщин. Раскольников и иноверцев не было.
В 1933 году по решению райисполкомов в селе Щельябож церковь была закрыта и здание отведено под клуб".
А вот ещё один рассказ - Анны Каневой, библиотекаря Щельябожской библиотеки:
"По словам одного из старожилов села Анисьи Каневой, ещё в детстве она слышала легенду о том, что везли как-то в лодке по реке Печоре большой деревянный образ святителя Николая. Долго плыла лодка, ко многим селениям и деревням приставала. И не могли люди ту икону из лодки поднять на берег, словно приросла она ко дну судна, отяжелела. Вот и до наших мест приплыла. Причалила к берегу Щельябожа, и люди с такой легкостью подняли образ Николая Чудотворца, словно пушинку! Поэтому и церковь в нашем селе во имя этого святого построили. В народе говорили, что святой сам Щельябож выбрал и сам бережёт село и его жителей.
– Церковь-то у нас была красивой, с тремя куполами и колокольней, – вспоминает Анисья Степановна. – Поп только редко приезжал, по большим праздникам. А колокола-то как звонили! До соседнего Праскана слышно было.
В 1938 году церковь закрыли. Скинули крест, образа, иконы, церковную утварь собрали в сельсовете. Образа решили пустить на растопку.
– Я тогда в больнице санитаркой работала, и мне на растопку печи икону Микелы (так по-коми звучит имя святого Николая) принесли, – продолжает Анисья Канева. – Понимаешь, печь образами топить! Я говорю Елизавете Ивановне (Канева Елизавета Ивановна – первый медицинский работник в нашем селе), как же так, не могу я иконы жечь. За это хорошенько поругали меня. А я иконы собрала и к Сем Марфе отнесла (Сем Марфа – народная целительница в селе). А Ивановне сказала, что образ сожгла. Книги церковные я читать не умела. Страницы из церковной «Библии», которая находилась в больнице, вырывала, чтоб лекарства, порошки в них заворачивать. Что скажут, то и делала. Все тогда боялись. Слова лишнего не скажешь, иначе засудят.
В том же году в здании пустующей церкви открыли клуб. Там пели, плясали и верили, что трудности, выпавшие на долю сельчан, – временные, впереди – коммунизм, прекрасное будущее. Однако всё повернулось иначе...
Теперь наша церковь восстанавливается. Уже сияют, купаясь в лучах солнца, новые золочёные купола, а значит, появилась надежда на лучшее и светлое…"