Город. Республика. Страна. 12+
В этом году юбилей трагической даты в истории муниципального образования. Осенью 1994 года произошла крупнейшая экологическая авария, которая вошла в книгу рекордов Гиннеса как самое значительное загрязнение земли. Тогда по официальной версии из трубопровода вылилось 14 тыс. тонн сырой нефти, а по неофициальной – в десятки раз больше. По Печоре нефть дошла до Баренцева моря, нефтяное пятно растянулось на 18 км. Это была первая нефтяная авария в России, о которой узнал весь мир. Окружающей среде был нанесён колоссальный урон.
Мы продолжаем цикл публикаций, посвящённых этому страшному событию, а также другим экологическим проблемам Усинска.
Продолжение. Начало здесь.
Одной из причин плохого состояния трубопровода называлось смешение разной по качеству транспортируемой нефти. В начале 90-х нефть в трубу подавали: с Харьяги – «Архангельскнефегаз»; с Верхне-Возейского месторождения – «КомиАрктикОйл»; с Возейского – «Усинсктермнефть». А рядом на арендованных скважинах работало совместное предприятие «Коми Куэст». К 1994 году по нефтепроводу в сутки перекачивалось 16 тыс. тонн нефтесодержащей жидкости. В трубопроводе нефть находилась в смеси с пластовой водой, доля которой в период аварии 1994 года составляла около пятидесяти процентов. Но руководство «Коминефти» основной причиной аварии называло «советскую систему управления нефтяной промышленностью».
В докладе экспертов Всемирного банка реконструкции и развития указано, что полевые исследования, проведённые 15-20 октября 1994 года, показали: Колва загрязнена нефтью на протяжении 30-40 км по всей ширине. Прибрежная растительность покрыта слоем нефти, доходящим до 15 см. Река Уса загрязнена нефтепродуктами на участке длиной 21 км. На Печоре отмечено загрязнение на участке от Усть-Усы до Щельябожа (41 км).
Первыми к уборке замазученности возле Колвы приступили специалисты ОАО «КомиАрктикОйл» и НГДУ «Усинсктермнефть». Трагизм и динамика происходящего в строках из репортажа усинского журналиста Олега Султанова: «По словам сотрудника «КомиАрктикОйла» А. Денисова, ночью была завезена 40-кубовая ёмкость, в которую уже собрали более 20 кубометров нефти. Здесь же было организовано горячее питание для ликвидаторов последствий ЧП. По утверждению начальника «Усинсктермнефти» С. Кузнецова, с завтрашнего дня такое же питание будет организовано и для его работников. С. Кузнецов находится на месте аварии вместе с и.о. главы горадминистрации В. Мочальниковым – согласовываются оперативные планы, реализация которых возложена на В. Лукашева, руководителя службы охраны окружающей среды НГДУ…
Ознакомление в кабинете С. Кузнецова с «Планом мероприятий…». В документе зафиксировано, что установкой временного гидрозатвора у ручья Безымянный должны были заниматься две организации – «Комистроймехнаизация» и «Усинсктермнефть». А расчисткой лесополосы вдоль ручья, планировкой проезда, вывозом нефти с ручья и сбором остаточной нефти – фирма «Комиойл». Вскользь С. Кузнецов замечает присутствовавшим в его кабинете В. Мочальникову, Г. Зарипову и автору этих строк, что фактически нефть ушла с трёх ручьёв – Безымянного, Пальник-шор и Кень-ю».
5 октября 1994 года в Усинске состоялось совещание, на котором был принят документ, закрепляющий ручьи-притоки р. Колвы за конкретными организациями. На закреплённых ручьях эти предприятия обязывались обеспечить задержку нефти для последующего сбора и других природоохранных работ. Так, ручьи Сядей-вис, Сира-вис, Екуша-шор, Безымянный были закреплены за ИПФ «Комиойл» (гендиректор Г. Зарипов), ручей Бадь-ю – за ГНК «Сокол» (В. Сорвачёв), Турун-ёль, Пальник-шор – за НГДУ «Усинсктермнефть» (С. Кузнецов), правые притоки реки Хатаяхи – за «КомиАрктикОйл» (Е. Лескин), левый приток Хатаяхи, ручей Безымянный – за НГДУ «Усинсктермнефть», Малый и Большой Кень-ю – за ГНК «Сокол».
В 20-х числах октября 1994 года пошёл снег, и уборка замазученности была прекращена до весны.
Из акта по обследованию экологической ситуации в Усинском районе республиканской комиссией: «Частичный вынос нефтепродуктов произошёл в результате сентябрьского паводка, который разрушил две дамбы на ручье Пальник-шор».
Авария вызвала большой международный резонанс. В октябре-ноябре 1994 года в Усинске побывали и представители «Гринписа», и губернатор Аляски Валтер Хиккел. Обе делегации были готовы оказать всяческую помощь. Но Глава РК Юрий Спиридонов категорически отказался от помощи американцев. Комиссия по чрезвычайным ситуациям Республики Коми после рассмотрения результатов работы спецкомиссии в районе аварии и сложившейся там ситуации сделала вывод: данная авария не является экологической катастрофой. А попадание нефти в реку Печору, якобы, не было обнаружено. По данным «Гринписа», в реки Колва и Печора попало от 200 до 350 тысяч тонн нефти.
Как раз в это время начинает набирать обороты общественное движение, возглавляемое И. Худяковым и А. Мелёхиным. В Усть-Усе был проведён сход, где была принята резолюция с требованием к властям республики возместить ущерб природе, «каждому жителю».
Из выступления в СМИ Б.В. Мишенева, и.о. зам. начальника НГДУ «Усинсктермнефть» (октябрь 1994 г.):
- 30 сентября из-за частых дождей ручей Безымянный вышел из берегов. Часть нефтепродуктов, сдерживаемая там гидрозатвором, попала в реку Колву. Гидрозатвор был сооружён нефтяной фирмой «Комиойл» в ходе выполнения мероприятий по ликвидации аварии на нефтепроводе 720 мм. 1 октября жители Колвы сообщили, что нефть находится уже на берегах села.
Она и сейчас там, в заводях и пойменных лугах, в реку Печору нефть не пошла. Гидрозатвор в среднем сдерживал более 14 тысяч тонн нефти. Это большое ЧП, происшедшее из-за безответственности руководства «Комиойла», которое должно было более тщательно осуществлять контроль за состоянием ручья Безымянного и гидрозатвора. Мы обратились к техническому директору «Комиойл» В. Евдокимову – генеральный директор фирмы Г. Зарипов был в командировке – но к нашей просьбе принять срочные меры отнеслись с холодком. Сразу же начали работы по уборке замазученности специалисты АО «КомиАрктикОйл», используя для этого самое современное оборудование.
Из выступления в СМИ В.Н. Нередова, ген. директора ДАО «КПН» (ноябрь 1996 г.):
- Авария такого масштаба – трагедия для Усинска. И её причины не только в том, что произошла коррозия металла на нефтепроводе. Но коррозия произошла из-за того, что вовремя не была запущена установка по предварительному сбросу воды. Хотя предприятие «Комиойл», ответственное за это, благополучно отчиталось за ввод установки в эксплуатацию. Но прокачиваемая нефть так и не обезвоживалась.
По материалам книги «УСИНСК: ОТ РАСCВЕТА ДО РАСЦВЕТА»
ПО ТЕМЕ
Помните о событиях того времени? Есть фотографии разлива и ликвидации последствий аварии? Поделитесь с читателями Усинск-Новостей. Наш электронный адрес usinsk-novosti@yandex.ru