17.03.2025 15:43
Автобусная остановка в районе горбольницы на улице Нефтяников не имеет оборудованного подхода. Пассажирам приходится преодолевать около 70 метров по обочине проезжей части, подвергая свою жизнь и здоровье опасности.
Жительница Усинска в социальных сетях сегодня подняла этот наболевший вопрос:
"Можно ли решить вопрос с дорогой от остановки ЦРБ со стороны Пармы? Люди от остановки идут по проезжей части дороги, там уклон в сторону проезжей части, скользко. Можно расширить хоть немного обочину, чтоб было безопаснее добраться до больницы?"
Представитель "Авторемсервиса", организации, ответственнойза содержание этой дороги, ответил: "Работы по расширению проезжей части на указанном участке запланированы на 18-20.03.2025г."
Безусловно, расширение проезжей части - это хорошо, но корень этой проблемной ситуации, как выяснилось, гораздо глубже. Почему этот участок дороги, а именно путь следования пешеходов до остановки и от нее, до сих пор не обустроен пешеходным тротуаром с ограждением от проезжей части? Как видно на фото, люди вынуждены идти практически по дороге в опасной близости от движущегося транспорта, особенно в зимнее время, когда обочина становится узкой из-за снежных заносов.
Редакция сетевого издания "Усинск-Новости" задалась целью выяснить: насколько такая ситуация соответствует требованиям законодательства, имеются ли нормы, однозначно обязывающие обустроить в данном случае тротуар для безопасности пешеходов.
Что говорит законодательство?
Анализ действующих правовых документов показал, что в российском законодательстве есть требование об обустройстве подходов к автобусным остановкам, однако оно выражено не так строго, как требуется для обеспечения полной безопасности граждан.
В отраслевом стандарте ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" четко указано:
"5.3.3.5 К автобусным остановкам должны быть устроены пешеходные дорожки и тротуары."
Важно отметить, что данный ОСТ сохраняет свою актуальность на момент 2025 года и не был отменен. Согласно информации Федерального дорожного агентства (Росавтодор), он продолжает применяться при проектировании и обустройстве автобусных остановок на автомобильных дорогах.
Казалось бы, формулировка "должны быть устроены" является обязательной нормой. Однако следует учитывать, что отраслевые стандарты (ОСТы) после принятия Федерального закона "О техническом регулировании" №184-ФЗ применяются по желанию, если они не включены в списки обязательных стандартов к техническим регламентам.
Свод правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (обновленная версия СНиП 2.07.01-89*) содержит более мягкую формулировку:
"11.6 Проходы к остановочным пунктам наземного общественного транспорта следует формировать как элементы системы пешеходных коммуникаций."
Слова "следует формировать" звучат скорее как совет, а не строгое требование.
Дыра в законодательстве
Выясняется, что в нормативно-правовых документах, регулирующих данную сферу, имеются только общие слова о необходимости делать подходы к автобусным остановкам, но остутсвуют конкретные требования. В частности не указано:
1. Сроки, в которые нужно оборудовать подходы к существующим остановкам
2. Кто конкретно отвечает за отсутствие таких подходов
3. Запрет на использование остановок без безопасных подходов
4. Кто именно должен строить такие тротуары.
Статья 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" говорит:
2. Организация дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения."
Однако, закон не содержит прямого указания на обязательность обустройства тротуаров к остановкам общественного транспорта.
Старые автобусные остановки
Особый вопрос – как быть с автобусными остановками, построенными давно, до принятия современных правил (например, в 1970-х годах). ОСТ 218.1.002-2003 появился в 2003 году, а раньше действовали другие нормы.
По общему правилу, законы не имеют обратной силы (часть 4 статьи 15 Конституции РФ). Но для требований безопасности есть исключения. Согласно закону "О техническом регулировании", при ремонте дорог должны применяться нормы, действующие на момент ремонта.
Вот цитата из Закона "О безопасности дорожного движения":
"Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения."
Это значит, что даже если автобусная остановка была построена в 70-80-х, при ремонте дороги или самой остановки ответственная организация должна привести ее в соответствие с современными требованиями безопасности, включая обустройство подходов к ней.
Как видно, простая жизненная ситуация выявила очередную дыру в законодательстве страны. Там, где требуется четки указания и предписания имеются только рекомендации и обтекаемые фразы. Нужны четкие правила в законе "О безопасности дорожного движения" и в дорожных стандартах. Также важно, чтобы ГИБДД и прокуратура строже следили за выполнением уже существующих требований.
Данный пробел в законодательстве требует устранения путем внесения соответствующих дополнений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и технические регламенты, регулирующие обустройство автомобильных дорог. Отличная возможность усинским депутатам всех уровней проявить свою законотворческую инициативу.
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
Присоединяйтесь к нашей группе в ВК.
Материалы из рубрики "ЖКХ и дороги" читайте здесь.
ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Комментарии
Комментариев пока нет