дракоша1602  Престиж-0902    Профессионал-баннер      

 

олимп--Р


gelios-Р


исток-горизонт-2102

Главная \ Из истории Усинска и района \ Воспоминания усинцев. Анатолий Радченко: «Работы по строительству аэродрома велись ночью, а днём самолёты выполняли рейсы…»

Воспоминания усинцев. Анатолий Радченко: «Работы по строительству аэродрома велись ночью, а днём самолёты выполняли рейсы…»

« Назад

23.11.2020 08:30
Поделиться с друзьями >>>   

Эти воспоминания ветеран Усинска Анатолий Радченко написал много лет назад. Но свою актуальность они, конечно же, не потеряли. Напротив, воспоминания, как коньяк, с годами имеют всё большую ценность. И они очень важны для живущих ныне в Усинске, для будущих поколений. Ведь вся история Усинска соткана из судеб таких людей, как Анатолий Радченко.

Анатолий Константинович Радченко приехал в Усинск в мае 1976 года, на работу устроился оператором на цементно-бетонный завод СУ-923 треста «Пермдорстрой», позже трудился в СУ-927 машинистом смесителя асфальтобетона, монтажником стальных и железобетонных конструкций. Был бригадиром, прорабом, начальником участка. Участвовал в строительстве взлётно-посадочной полосы Усинского аэропорта, асфальто-бетонного завода, дорог, промышленных и социальных объектов.

Анатолий Константинович Радченко

 

«Родился я в 1950 году. Десятилетка, учёба, получена профессия – шахтёр.

Женитьба, рождение дочери, армия два года.

Работа оператором АБЗ (асфальто-бетонный завод) в Донецкой области.

И вот 1976 год. Мне 26 лет. Май месяц. Холодно.  На улице метёт, идет снег. Снега полно. Самолёт АН-2 приземлился в аэропорту посёлка Парма (Парма тогда называлась Усинск-1). Устроился оператором ЦБЗ (цементно-бетонный завод). Завод строился возле нынешнего аэропорта.

Весна вступала в свои права. Грязь. Слякоть. От развилки автодороги в аэропорт ходили пешком по обочине. Автобус такую грязь не мог преодолеть.

Одежда  была – резиновые сапоги или кирзачи, фуфайка, курка болоньевая  на случаи дождя, и х/б.

Но вот закончены работы ЦБЗ по строительству взлётно-посадочной полосы. Укладываются рейсформы, а между ними – стабилизация (грунт-песок смешанный с цементом) толщиной 22 см. Работали по 12 часов. В смены быстро летит время.

 И вот стабилизация уложена, поверх уложены плиты, и первый самолёт Як-40 приземлился на нашей полосе. Сколько было радости! Был настоящий праздник.

Конечно, достраивали ещё долго. И само здание аэропорта, ангары, хранилище бензина, и нефтеловушки, подсобные помещения и вертолётные площадки. Но самолёты Ан-2, Ан-24, Як-40, вертолёты летали регулярно.

В 1978 году ездил в командировку в Дагестан. Там получил, погрузил на платформы и отправил в Усинск завод АБЗ (асфальто-бетонный завод). Началось строительство завода. Завод смонтирован. Пришлось ехать в командировку в Киев, в аэропорт «Жуляны». Там уложен был асфальт по новым технологиям, с применением резины. Мы тоже сделали устройство для приготовления битума с резиной. Наш асфальт перестал бояться сильных морозов он не трескался, не крошился.

Работы по строительству аэродрома велись по ночам, а днём самолёты выполняли рейсы.

Я работал оператором АБЗ по 6 разряду. И так продолжалось: летом ложили асфальт (сначала аэропорт, дороги по городу, за городом, на территориях предприятий, даже в селе Мутный Материк был уложен асфальт. Сделали холодный асфальт и баржами доставляли к месту укладки), зимой строили дома, бараки, вахты-40, 80, промышленные здания, козловые краны, сооружения, сам аэропорт. Его ВПП уже не могла удовлетворить всех запросов времени. Нужно было сделать взлётно-посадочную полосу под посадку и взлёт самолёта  «Боинг», начали строительство полосы. Её длина - 620 метров. И всё по новой: стабилизация, плиты, асфальт. И ура!  «Боинг» в Усинске! Как приятно осознавать, что ты сделал то, что должен был сделать.

Всю жизнь, работая в Усинске, я был бригадиром. 1991 году был переведён прорабом, поскольку в 1982 году окончил строительный техникум. В 1993 году был назначен начальником участка. Строил на Харьяге дороги, вахты. В 1995-1999 гг.  занимался строительством школы в селе Мутный Материк в качестве начальника участка.

Мне выпало большое счастье жить и работать в этом  северном крае, Усинске. Здесь живут добрые прекрасные умные люди – люди Севера. С ними можно построить что угодно и где угодно. То, что мы делали, если не для себя, то для наших детей, внуков. И вот теперь ясно, что родились мы в 50-е затем, чтобы строить дома, дороги, аэродромы, а в целом города, такие как Усинск, среди болот и вечной мерзлоты.

Город у Полярного круга. Жизнь прожить, не поле перейти. А прошли мы её не зря.

Имею жену, дочь Ирину, сына Андрея, внучку Дашеньку, внука Богдана. Они - утешение моей старости.

Я 25 раз отмечен знаками уважения, в том числе почётными грамотами, благодарностями, денежными премиями. По ходатайству администрации перед  Райкомом партии, был премирован мотоциклом «Урал» с коляской и автомашиной «Москвич» (это за наличные деньги)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Комментарии


2020-11-23 11:55:24 Сергей
Да! Замечательный мой бригадир. Многому научил меня. Благодарен многократно!!! А нашу универсальную бригаду до сих пор вспоминаю. Аэропорт, кран, Дорожник, радиофикацию, вахты, садик, дороги, АБЗ - да чего только не было )!

Ответить / Цитировать

2020-11-23 12:28:10 Валерий
Да дружище, есть что вспомнить и запрожитое нестыдно!

Ответить / Цитировать

2020-11-24 09:53:56 Сергей
Если я не ошибаюсь, то первый рейс в Усинск 30 декабря 1976 года совершил АН-24. А удлинение ВПП производилось для приема самолетов ТУ-134, ТУ-154 и др., а не для Боингов.

Ответить / Цитировать

2020-11-25 12:54:43 Ирина
АН-24 - да, общеизвестная дата. А до этого летали АН-2 и вертолеты. Не вижу противоречий. Сама летела в 76м году на "кукурузнике". А с удлинением полосы... Готовили именно для "Боингов". Даже есть легендарный снимок "Первый "Боинг" в Усинске". А по факту вышло, что для ТУ-154....Что тоже не плохо.

Ответить / Цитировать

2020-11-25 14:08:15 Сергей
Работы по удлинению ВПП для приема Як-42 и ТУ-134 начались в 1988 году. Мне слабо вериться, что в СССР строили ВПП для Боингов.

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*Комментарий: